Распределение доходов в рыночной экономике и социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени управляется государством в лице государственных органов. В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятия и предпринимателей меньше, чем в странах с централизованной экономикой, и носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществление государственных социальных и экономических программ.

Содержание

Введение 2
1. Функциональное распределение доходов 3
1.1. Основные экономические теории об источниках и динамике доходов 3
1.2. Доходы и их виды 5
1.3. Распределение доходов и государственное регулирование 9
1.4. Неравенство распределения доходов и показатели неравенства 14
2. Социальная политика государства в России 24
2.1. Анализ современной социальной политики 24
2.2. Социальная политика Российской Федерации, тенденции развития 27
Заключение 32
Список литературы 33
Приложение 1

Работа содержит 1 файл

курсовая кати по эконом теории.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

     В результате социальная политика свелась  лишь к обеспечению предельно  низкого социального минимума для  населения и к реагированию на социальные ситуации.

     Просчеты  государства в сфере социальной политики ведут к росту бедности и нищеты, деградации труда, маргинализации граждан с низким социальным статусом. Вместо постоянного формирования среднего класса, являющегося залогом политической и социальной стабильности, гармонизации рыночных отношений, происходит расширение слоев населения, устойчиво тяготеющих к социальным низам, что является и крайне опасным в политическом отношении, поскольку означает, что в российском обществе поддержка реформ ослабляется количественно и качественно, психологически и мотивационно.

     Конечно, определенные меры, направленные на смягчение  отрицательных последствий резкого  падения уровня жизни и частичную  компенсацию потерь наиболее нуждающимся  группам населения, предпринимаются. Хотя до сих пор в области социальной политики не определены и не разграничены действия государства, направленные на выработку временных мер, адекватных переходному периоду, и стратегии социального развития на длительную перспективу. На всех властных уровнях все более остро осознаются недостаток гибкости, слабость сценарного прогнозирования и системного анализа социальных последствий принимаемых решений. Недостаточное внимание уделяется выработки принципов социальной политики, вытекающих из федерального устройства нашего государства, разграничению предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов.

     В немалой степени все это связано  с отсутствием национальной концепции  социального государства, носящий  сколько-нибудь целостный характер, согласие в обществе по вопросу о приоритетах социальной политики на переходном этапе.

     Острые  дискуссии разворачиваются по поводу и методов реализации социальной политики. Это не случайно, поскольку  от того, в каком объеме реализуются  права и свободы граждан, как  гарантируется государственная поддержка слабозащищенных категорий, зависит, будет ли большинство населения заинтересовано в переменах.

     В настоящее время в России действует  около тысячи различных нормативных  актов, предусматривающих те или  иные виды социальных льгот, пособий, дотаций и компенсационных выплат для более чем 200 категорий граждан (ветераны, инвалиды, дети, безработные, учащаяся молодежь и т.д.). Различные доплаты получают почти 100 миллионов человек из 148 миллионов человек, или около 70% жителей России, в то время как доля действительно нуждающихся не превышает 30% населения.

     Действующая система льгот и компенсаций  крайне неэффективна. Значительная часть  социальных трансфертов используется на поддержку тех групп населения, доходы которых выше прожиточного минимума. В нуждающиеся семьи попадает менее 20% средств, направленных на финансирование социальных выплат. Поэтому при значительных бюджетных средствах, направляемых на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до конкретного человека, зачастую просто символична. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Социальная политика Российской Федерации, тенденции развития

     В РФ существует Среднесрочная программа  социально-экономического развития Российской Федерации, она определяет ключевые направления деятельности Правительства Российской Федерации на 2008-2012 годы, обеспечивающие достижение стратегических целей развития страны: повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста.

Рассмотрим  наиболее важные стороны социальной жизни населения.

Система образования.

     Необходимо  реформировать всю систему образования, начиная с дошкольного, заканчивая высшим и послевузовским профессиональным образованием, путем усовершенствования образовательных программ и стандартов, большей ориентации на потребности  рынка труда, четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных его уровнях. Предстоит провести реструктуризацию сети образовательных организаций, упорядочить систему бюджетного и внебюджетного финансирования, за счет перехода на нормативно-подушевое финансирование и внедрения образовательных кредитов, создать независимые системы контроля качества образования.

Первоочередными мерами должны стать:

- оказание государственной поддержки высшим и общеобразовательным учреждениям по приобретению лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и подготовке преподавателей общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

- внедрение в образовательных учреждениях современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения, а также подключение общеобразовательных школ к сети "Интернет";

- переход на новую систему оплаты труда педагогов в школьных учреждениях, стимулирующую повышение качества образования, а также завершение перехода к нормативному финансированию учебного процесса;

- оказание государственной поддержки способной и талантливой молодежи, включая предоставление грантов для школьников, студентов и молодых специалистов.

     Задачи  обеспечения качества, доступности и эффективности образования определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и приоритетных направлениях развития образовательной системы.

Система здравоохранения

     В последнее десятилетие состояние  здоровья населения России заметно ухудшилось. Средняя продолжительность жизни граждан на 10-12 лет ниже, чем в странах с развитой экономикой. Смертность населения с 1993 по 2003 годы увеличилась на 13,1%, в том числе лиц в трудоспособном возрасте – на 6,7%. Высокими по сравнению со среднеевропейскими показателями остаются уровни материнской, младенческой и детской смертности. Только треть детей в возрасте до 18 лет здоровы. Растет потребность в медицинской помощи, так как лечение болезней становится более тяжелым и длительным. Увеличивается удельный вес запущенных патологий, лечение которых требует значительных затрат.

     В системе здравоохранения накопились следующие серьезные проблемы.

- ограниченность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи,

- сложившаяся система обязательного медицинского страхования (ОМС) не обеспечивает существенного влияния на эффективность использования ресурсов здравоохранения.

- имеющиеся в системе здравоохранения ресурсы используются неэффективно.

     Целью реформы здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.

     Одним из важнейших аспектов реформирования здравоохранения является усиление и совершенствование мер, направленных на профилактику социально обусловленных  заболеваний (инфекционных и массовых неинфекционных) и снижение риска воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на население.

     В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения Российской Федерации будет продолжено осуществление мероприятий, направленных на снижение уровня инфекционной заболеваемости, профилактику, выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды на здоровье человека, обеспечение санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, недопущение распространения инфекционных болезней при заносе на территорию страны.

     С использованием программно-целевых  методов будут разрабатываться  меры, направленные на повышение качества медицинской помощи и улучшение  показателей здоровья населения, включающие развитие стандартизации в здравоохранении, разработку новых технологий и методов медицинской и социальной реабилитации (прилож. 1.). 

Формирование  рынка доступного жилья 

     В настоящее время, в основном, сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности и сделками в жилищной сфере. В то же время существует ограниченность ресурсов институтов жилищного кредитования и инфраструктуры рынка жилья, высокий уровень рисков и издержек на этом рынке. Кроме того, доступность жилья широким слоям населения ограничивают постоянно растущие цены на жилье, что связано с превышением спроса над предложением.

     Целью политики в сфере формирования в  России рынка доступного жилья является создание эффективного жилищного сектора, действующего на рыночных принципах  и удовлетворяющего жилищные потребности  основной части населения на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу, а также механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка в целом и повышении доступа на него для определенных групп населения, нуждающихся в такой поддержке.

     Для решения задач по обеспечению  граждан доступным жильем предусматривается осуществление приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России". На первом этапе реализации (2006-2007 годы) было выделено четыре приоритета:

- увеличение  объемов долгосрочного ипотечного кредитования, населению на базе развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных кредитов;

- повышение  доступности жилья, включая бюджетную  поддержку в приобретении жилья,  в том числе с помощью ипотечных  кредитов, молодым семьям и молодым  специалистам на селе, нуждающимся в обеспечении жильем или улучшении жилищных условий;

- увеличение  объемов жилищного строительства  и модернизация коммунальной  инфраструктуры с целью обеспечения  условий для адекватного развития  предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения на жилье, а также повышения качества предоставляемых коммунальных услуг на базе модернизации коммунальной инфраструктуры;

- выполнение  государственных обязательств перед отдельными категориями граждан путем обеспечения возможности приобретения жилья гражданами, перед которыми Российская Федерация имеет обязательства по обеспечению жильем или улучшению жилищных условий. 
 

Совершенствование пенсионной системы в России

     Произошедшие  в ходе реформирования пенсионной системы  ощутимые изменения - переход от распределительной  к смешанной распределительно-накопительной  пенсионной системе, обеспечение возможности  выбора застрахованными лицами порядка  формирования своих пенсионных накоплений, как свидетельствует анализ, сопровождаются целым рядом проблем, тормозящих дальнейшие преобразования в пенсионном обеспечении.

     В их числе реформирование льготных пенсий, назначенных ранее общеустановленного пенсионного возраста лицам, занятым на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии, обеспечение среднесрочной и долгосрочной финансовой стабильности пенсионной системы.

     Остаются  не в полной мере реализованными конкурентные преимущества негосударственных организаций в сфере обязательного пенсионного страхования. Требуют дальнейшего совершенствования механизмы сбора и учета страховых взносов, их отражения на индивидуальных счетах застрахованных лиц, определение методики учета операций по формированию и инвестированию пенсионных накоплений, сверки средств, учтенных на лицевом счете застрахованного лица с суммами начисленных и поступивших страховых взносов, а также учета доходов от инвестирования пенсионных накоплений.

Основными направлениями проведения пенсионной реформы являются:

1. Завершение  формирования нормативной правовой  базы обеспечения проведения  пенсионной реформы. 

2. Разработка  мер по развитию механизмов  обязательного пенсионного страхования,  дополнительного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования (прилож. 2).

     Хотелось  бы отметить, что намеченные планы  уже претворяются в жизнь, так  Президент Российской Федерации  Дмитрий Медведев объявил 2009 год в России Годом молодежи. Главный смысл президентской инициативы – привлечение молодых россиян к проведению социально – экономических преобразований в стране, воспитание у юношей и девушек чувства патриотизма и гражданской ответственности.

Информация о работе Распределение доходов в рыночной экономике и социальная политика государства