Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:44, курсовая работа
В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени управляется государством в лице государственных органов. В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятия и предпринимателей меньше, чем в странах с централизованной экономикой, и носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществление государственных социальных и экономических программ.
Введение 2
1. Функциональное распределение доходов 3
1.1. Основные экономические теории об источниках и динамике доходов 3
1.2. Доходы и их виды 5
1.3. Распределение доходов и государственное регулирование 9
1.4. Неравенство распределения доходов и показатели неравенства 14
2. Социальная политика государства в России 24
2.1. Анализ современной социальной политики 24
2.2. Социальная политика Российской Федерации, тенденции развития 27
Заключение 32
Список литературы 33
Приложение 1
Различают номинальную и реальную ставку ссудного процента. Номинальная ставка – это ставка, по которой заемщик возвращает полученную сумму кредитору с учетом инфляции. Реальная ставка – это ставка процента, скорректированная на инфляцию, очищенная от инфляционной составляющей.
Рента. Под экономической рентой понимается сумма, получаемая владельцем экономического ресурса сверх трансфертного вознаграждения. В этом смысле экономическую ренту могут получать владельцы и земли, и труда, и капитала. Однако надо отметить, что экономическое содержание термина "рента" меняется в зависимости от уровня агрегативности. В макроэкономике, где рассматриваются составные части национального дохода, под "рентой" понимается только рентные вознаграждения, получаемые владельцами земли и других натуральных ресурсов, имеющих жестко фиксированное суммарное предложение.
Земельная рента – это плата за использование земли, и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено. Земельная рента существует в двух основных формах: дифференциальной и абсолютной. В свою очередь, дифференциальная рента бывает двух видов. Дифференциальная рента I связана с различным плодородием земельных участков и их эффективностью. Дифференциальная рента II предполагает различную производительность последовательных затрат капитала на одном и том же участке земли. Она создается в процессе интенсификации сельскохозяйственного производства. В этом случае издержки определяются предельной затратой капитала.
Абсолютная
рента уплачивается со всех участков
земли независимо от плодородия и местоположения.
Вторичные доходы
Валовой национальный продукт (ВНП) — это совокупная стоимость конечных продуктов, которые созданы, распределяются и используются в национальном хозяйстве в течение года, кроме этого ВНП представляет собой сумму доходов отдельных лиц и предприятий (зарплата, процент, прибыль, рента), организаций населения в материальном и нематериальном производстве. ВНП учитывает и амортизационные отчисления, которые образуются в результате включения части стоимости используемых товаров в готовую продукцию.
ВНП, рассчитанный по доходам, распределяется на зарплату наемным рабочим, рентные платежи, проценты, дивиденты, доходы индивидуальных собственников, налоги на прибыль корпораций, косвенные налоги на бизнес, амортизационные отчисления.
Важной модификацией ВНП является показатель ВВП, который суммирует добавленные стоимости всех производителей товаров и услуг, называемых резидентами. Резиденты это граждане, проживающие на территории данной страны, за исключением иностранцев, живущих в стране менее 1 года.
Если к показателю ВВП добавить разность между поступлениями от факторов производства из-за границы и факторными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, то мы получим показатель ВНП. Так, например, для Франции после расчета показателя ВВП, нужно добавить поступления факторных доходов из Великобритании, США, Германии и т.д. и вычесть доходы британских, американских, германских объектов рыночного хозяйства, ведущих свою деятельность во Франции. Разность между ВВП и ВНП незначительна и колеблется в пределах 1% от ВВП.
ВНП и ВВП не единственные показатели национальных счетов, которые отражают движение совокупных величин в экономике страны. В экономической теории и статистике широко используется взаимосвязанных показатели национальных счетов, которые рассчитываются на основе ВНП. К ним относятся чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый доход.
Чистый
национальный продукт представляет
собой более совершенный
Национальный доход. Для определения показателя общего объема зарплаты, процента, прибыли и ренты, т.е. платежей, полученных при производстве ВНП в данном году, необходимо вычесть из ЧНП косвенные налоги на предпринимателей. Смысл этого подсчета состоит в том, что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов. Таким образом, мы можем получить показатель национального дохода (НД). С точки зрения собственников ресурсов, НД является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период. Предприятие рассматривает НД как показатель, отражающий уровень цен на факторы производства или ресурсы.
Американская статистика определяет НД как сумму зарплаты, прибыли, процента, рентных платежей. НД меньше ВНП на сумму косвенных налогов и амортизационных отчислений от стоимости основного капитала. Ряд ученых в нашей стране по-прежнему считает, что экономически неоправданно в НД учитывать доходы от деятельности полицейского, военного, юриста, работника СМИ. Все эти профессии, согласно подходу марксистской политологии, создают специфические услуги, но не имеют прямого отношения к профессиям общественного воспроизводства в стране. Более того, по мнению этих ученых, подобная методика подсчета дает повторный счет доходов, искусственно увеличивая показатель НД на 20-30%.
Личный доход (ЛД). Представляет собой полученный доход, в отличие от НД, который является заработанным доходом. Здесь следует заметить, что часть заработанного дохода взносы на социальное страхование, налог на прибыль предприятий и их перераспределение не поступают в распоряжение населения. В то же время трансфертные платежи, которые не являются результатом хозяйственной деятельности работников, по сути, представляют часть их дохода. Таким образом, ЛД как фактически полученный доход можно вычислить путем вычитания из НД взносов на социальное страхование, налогов на прибыль предприятий, перераспределение прибыли, и добавления суммы всех трансфертных платежей.
Располагаемый
доход находится в личном распоряжении
членов общества. Его величина может
быть получена путем вычитания индивидуальных
налогов (подоходного, налогов на личное
имущество, на наследство) из ЛД.
1.3.
Распределение доходов и
Известны четыре основные экономические теории распределения доходов. Однако эта классификация представляет собой лишь принципиальную схему грубой классификации множества теорий распределения, существенно различающихся между собой. В индустриальных странах Запада в настоящее время господствует либеральная концепция, основанная на теории факторов производства, которая исходит их того, что государственное вмешательство в распределение доходов с целью их выравнивания нежелательно, поскольку приводит к снижению эффективности производства.
Однако современное развитое общество не приемлет такого подхода и широко практикует – прежде всего, через механизм государства – различные формы перераспределения – от тех, чьи доходы высоки, в пользу тех, чьи доходы низки или вовсе отсутствуют.
После
Второй Мировой Войны в жизнь
стала активно притворятся
В современных рыночных типах экономических систем присутствует целый комплекс мер, не только направленных против тенденций, которые тормозят рост эффективности экономики, но и нацеленных на ограничение имущественного неравенства. Экономические отношения принимают все более цивилизованный и социально ориентированный характер. В странах Запада утвердилась смешанная экономика и новая система управления национальным хозяйством, при которой государство выполняет множество социально-экономических функций, а граждане наделены по закону основными социальными правами и свободами и через демократические институты имеют возможность влиять на политику правительства, добиваясь лучшего соблюдения их узаконенных социально-экономических интересов.
Масштаб средств, выполняемых государством на решение социальных задач, конкретное наполнение финансовых и социальных программ в каждой стране определяется исходя из возможностей, итогов политической борьбы населения через систему выборов или профсоюзы за обеспечение своих социальных прав и повышение уровня жизни, а также сложившихся традиций в решении социальных проблем.
Из развитых стран преимущественно на неолиберальную схему экономического развития ориентируется США и Япония. Западноевропейские страны в большей мере реализуют в экономике идеи социального партнерства. Наиболее ярко общность и различия в подходах к решению проблем распределения доходов и участию в этом процессе государства видны при сопоставлении США и Швеции. Несмотря на примерное равенство доли национального дохода, расходуемой на здравоохранение, образование и транспорт, в США государство несет более ограниченную ответственность за предоставление неустроенным в жизни индивидам средств к существованию. В США для борьбы с бедностью государством предпринимаются меры по расширению программ по профессиональной подготовке и переподготовке рабочей силы, охвату системой социального обеспечения широких слоев населения, введены программы выдачи пособий в натуральной форме: талонов на бесплатное получение продовольствия, субсидий на жилье и бесплатную медицинскую помощь.
В
Швеции за время правления социалистов
практически реализовалась
Важный
рычаг перераспределения
Однако, как свидетельствует мировой опыт, гораздо более существенное воздействие на выравнивание доходов и уровня жизни в результатах перераспределения оказывает не дифференциация налогов, а социальные выплаты. Значение социальной помощи как фактора уменьшения неравномерности в распределении доходов возрастает в группах населения с низкими доходами.
В настоящее время насущность тех или иных социальных программ, их влияние на бюджетный дефицит, соответствие возможностям страны и необходимость усиления или ослабления перераспределительных процессов являются предметом дискуссий экономистов и политиков. В целом в последние годы в ряде стран (Великобритания, США) отмечается усилие «неолиберальных» тенденций, в первую очередь связанных с необходимостью сокращения бюджетных дефицитов и повышения конкурентоспособности экономики.
В бывшем СССР и других социалистических странах доля населения в общественном продукте определялась их участием в общественно полезном труде. Считалось, что доход мог получать лишь трудящийся за собственный труд. Законом запрещалась деятельность частных предприятий и всякая деятельность, позволяющая кому-либо «жить за счет чужого труда». Ориентиром политики доходов провозглашался непрерывный рост уровня жизни населения в целом и всех социальных групп без исключения при постепенном сближении уровней и структур доходов. В результате развития в доходах СССР, особенно с середины 50-х годов, существенно нивелировались (табл. 1.1).
Таблица 1.1.
Динамика коэффициента дифференциации, отражающая соотношение заработков 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых рабочих и служащих
1956 | 1959 | 1961 | 1964 | 1966 | 1968 | 1972 | 1976 | 1981 | 1986 | 1990 |
4,4 | 4,2 | 4,0 | 3,7 | 3,3 | 2,8 | 3,1 | 3,3 | 3,4 | 3,3 | 3,5 |
Информация о работе Распределение доходов в рыночной экономике и социальная политика государства