Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:44, курсовая работа
В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени управляется государством в лице государственных органов. В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятия и предпринимателей меньше, чем в странах с централизованной экономикой, и носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществление государственных социальных и экономических программ.
Введение 2
1. Функциональное распределение доходов 3
1.1. Основные экономические теории об источниках и динамике доходов 3
1.2. Доходы и их виды 5
1.3. Распределение доходов и государственное регулирование 9
1.4. Неравенство распределения доходов и показатели неравенства 14
2. Социальная политика государства в России 24
2.1. Анализ современной социальной политики 24
2.2. Социальная политика Российской Федерации, тенденции развития 27
Заключение 32
Список литературы 33
Приложение 1
Этот активный процесс снижения дифференциации в оплате труда происходил в основном под давлением централизованных государственных мероприятий. В итоге был полностью разрушен принцип распределения, что привело к значительному снижению трудовой мотивации.
Вместе с тем общий уровень жизни населения страны был довольно высок. Так, в 1990 г. СССР входил в группу стран (наряду с Нидерландами, Австрией, Великобританией, Италией и др.), величина национального дохода которых в расчете на душу населения находилась в границах от 7 тыс. до 13 тыс. долларов в год. По данным Госкомстата СССр, за «чертой бедности» проживал 41 млн. человек, 14,5% населения страны (в основном многодетные, молодые семьи, пенсионеры).
Переход России к рыночной экономике внес глобальные изменения в систему распределительных отношений. Существовавшее в пореформенный период «распределение по труду» уступило место формам рыночного распределения доходов «по факторам производства». В то же время государство не обеспечило на макроуровне необходимого приоритета для зарабатывания доходов (по отношению к другим способам их извлечения), а также не создало макроэкономических условий для предпринимательской активности предприятий и эффективной трудовой деятельности. Существенно усилилась дифференциация населения по доходам и материальной обеспеченности – до таких масштабов, которые свидетельствуют об остром социальном неблагополучии. По официальным данным, соотношение доходов 10% наиболее богатых и 10% наиболее бедных составило на конец 90-х годов от 13:1 до 15:1 (что примерно соответствует подобным показателям США и Великобритании). Однако, по подсчетам некоторых независимых авторитетных аналитиков, это соотношение колеблется от 25:1 в целом по стране и до 60:1 в Москве.
В результате реформ общие доходы населения упали в 2,0-2,5 раза, а по уровню и параметрам потребления общество отброшено на 20 лет назад. К концу 90-х годов, по данным Мирового банка, Россия и большинство стран бывшего СССР относятся к странам с доходами ниже среднего уровня (до 3 тыс. долларов в год на душу населения). По мнению Н. М. Римашевской, стратификация населения по доходам на конец 90-х годов представляла следующую картину (табл. 1.2.).
Таблица 1.2.
Экономическая стратификация российского населения
Основные страты | Доля в общем населении, в % | Уровень текущих денежных доходов в расчете на душу населения в месяц, в долларах |
Богатые | 3-5 | Свыше 3000 |
Состоятельные | 15 | 3000-1000 |
«Средние» (аналог среднего класса) | 20 | 1000-100 |
Малообеспеченные | 20 | 100-50 |
Бедные
в том числе «социальное дно» |
40
10-12 |
Менее 50
Отсутствуют стабильные доходы |
Наряду с традиционной бедностью (одинокие матери и многодетные семьи, инвалиды, престарелые) сегодня появились и так называемые новые бедные, подобно «новым русским». В группу «новых бедных» вошли те слои населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическому положению никогда раньше не относились к низшим слоям общества. Их низкие доходы сегодня обусловлены небольшой заработной платой на государственных предприятиях (минимальный заработок здесь не превышает 15% прожиточного минимума), полной безработицей и частичной занятостью, а также невыплатой заработной платы и пенсий до 6-8 и более месяцев.
Бедность, безработица, экономическая и социальная нестабильность, несбыточность надежд, крушение планов привели к появлению устойчивого социального слоя социальных пауперов – «социального дна», которое включает нищих, бомжей, беспризорных детей, алкоголиков и наркоманов, проституток.
Лишь
пятую часть российского
С другой стороны, небывало быстрое в мировой истории обогащение узкого круга людей за счет присвоения (частного легального) государственного имущества смогло произойти вследствие отсутствия полноценных законов, адекватных условиям рыночной экономики, либо их массового нарушения.
В
настоящее время сложилась
1.4. Неравенство распределения доходов и показатели неравенства
Макроэкономический регулятор выполняет важную социальную роль. Он оказывает определяющее воздействие на распределение доходов среди всех членов общества. Как же проходит такое распределение и каковы его общественные результаты? Можно переформулировать вопрос так: по каким принципам должен распределяться совокупный доход общества среди всех граждан? По этому поводу высказываются две прямо противоположные точки зрения. Согласно одной из них распределение всего дохода общества должно основываться на принципах равенства и справедливости. Идея такого уравнительного распределения наглядно представлена на рис. 1.1
Рис.
1.1
График на рис. 1.1 демонстрирует абсолютное равенство в распределении дохода в стране. Как видно, любой данный процент семей получает соответствующую долю дохода, такой порядок теоретически предопределяет социальную устойчивость общества.
Сторонники свободной рыночной экономики привержены совершенно противоположным взглядам. Они считают, что распределение дохода в обществе не может и не должно строиться на принципах равенства и справедливости. Рыночная система — это такой хозяйственный механизм, который не может обладать какой-либо «совестью», он не является носителем нравственных норм. На каких же принципах основано распределение дохода в модели свободной рыночной экономики?
Распределение
богатства должно учитывать неравенство
способностей людей. Каждый человек
находит соответствующее
Каждый человек, владеющий каким-то фактором производства, должен получить доход, равный вкладу своего фактора. Этот принцип обосновал американский экономист Дж.Б. Кларк в книге «Распределение богатства»
Свободная рыночная экономика базируется на безраздельном господстве частной (единоличной) собственности, которая допускает высокую степень неравенства доходов. Здесь действует правило: «Богатство порождает богатство». Характерно, что в развитых странах с рыночной экономикой материальное богатство распределено гораздо более неравномерно, чем доход от трудовой и предпринимательской деятельности. Так, в середине 1990-х гг. 1% домашних хозяйств в США располагал 40% всего национального богатства. В Великобритании богатство (особенно земля) распределено еще более неравномерно.
Распределение доходов должно стимулировать увеличение производства и рост его эффективности. Если же одинаково вознаграждать и тех, кто дает высокую выработку, и тех, кто ленится и дает мало продукции, то это уменьшит стремление людей больше зарабатывать за счет улучшения экономических показателей.
В условиях свободной конкуренции естественным является неравенство полученных доходов. Показателями неравенства доходов могут являться децильные, квартильные (отношение совокупного дохода 25% богатейшего населения к совокупному доходу 25% беднейшего населения), квантильные и другие коэффициенты, которые подразумевают разбиение исходной совокупности на равные части и измеряют соотношение между доходами двух крайних групп.
Децильный коэффициент неравенства доходов - отношение средней величины доходов 10% наиболее состоятельной части населения к среднедушевому доходу 10% беднейшей части. Если соотношение больше 10 — считается, что это создает условия для социального напряжения и беспорядков. В Европе нормальным считается 6:1—8:1, в США — 10:1—12:1.
Децильный коэффициент говорит о том, что в стране не все ладно. По официальным данным, в России он сейчас 14,2:1, что, по меркам стран “восьмерки”, куда входит наша страна, очень много.
Таблица 1.3.
Децильный коэффициент неравенства доходов в РФ за 1991-2008 гг.
|
Децильный коэффициент дифференциации (Kd) рассчитывается как отношение уровней, ниже и выше которых находятся десятые доли совокупности в разных концах распределения по уровню доходов:
Kd = d9/d1
где
где
Ud1,9 -определяется по таблице значений функций нормального распределения для значений 0,1 и 0,9 соответственно,
d1 - значение аргумента (в данном случае дохода), вероятность быть ниже которого равна 0,1 (т.е. 10% населения имеют доход ниже этого значения),
d9 - значение аргумента, вероятность быть ниже которого равна 0,9 (т.е. 10% населения имеют доход выше этого значения).
Кривая Лоренца — кривая, которая показывает, какую часть совокупного денежного дохода страны получает каждая доля низкодоходных и высокодоходных семей, то есть отражает в процентах распределение дохода между семьями с разным достатком. Получила своё название по имени автора — американского экономиста Макса Отто Лоренца.
Рассмотрим на простом примере, как строится кривая Лоренца.
Четыре
индивида (назовем их А, В, С и D) получают
суммарный доход в 10000 руб. в месяц, который
распределяется между ними в соответствии
с данными табл. 1.4. Ясно, что такое распределение
дохода не является равномерным. Подсчитав
удельный вес дохода каждого индивида
в общем доходе, мы можем сказать следующее:
наименьшую долю дохода (10 %) получает А;
А и В получают 10 + 15 = 25 % дохода, или, иными
словами, одна половина людей получает
четвертую часть, а другая — три четверти
общего дохода. А, B и С получают 10 + 15 + 30
= 55 % дохода, т. е. на долю D приходится 45 %
общего дохода. Полученные последовательным
суммированием долей новые удельные веса
и называются накопленными, или кумулятивными,
частотами. Графически изобразить и измерить
неравенство доходов можно с помощью кривой
Лоренца. Для ее построения отложим по
оси абсцисс последовательно просуммированные
удельные веса индивидов в их общем числе,
учитывая, что удельный вес каждого из
них составляет одну четверть, или 25 %, а
по оси ординат — кумулятивные доли доходов
этих людей. Соединив все точки, получим
кривую Лоренца (рис. 1.2).
Кривая
распределения доходов четырех
индивидов
Рис. 1.2.
Таблица
1.4.
Распределение дохода между четырьмя индивидами
|
Информация о работе Распределение доходов в рыночной экономике и социальная политика государства