Распад СССР и его роль в экономическом развитии России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 13:32, реферат

Описание работы

Несомненно, СССР являлся империей. Империей довольно могущественной. Он обеспечивал паритет в мировых политических и экономических процессах, активно участвовал в деятельности ООН, являясь постоянным членом Совета Безопасности, выступал проводником интересов развивающихся стран, был стержнем социалистической системы хозяйствования и центром интеграционных процессов в рамках СЭВ. И процесс распада СССР является ничем иным, как крушением крупной империи.

Содержание

Введение.__________________________________________________________3
«Перестройка» - как главная причина развала СССР._____________________ 4
Экономика постсоветской России._____________________________________7
Заключение._______________________________________________________ 14
Список использованной литературы.__________________________________ 15

Работа содержит 1 файл

Шаненко.docx

— 43.53 Кб (Скачать)

 

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический  университет»

 

 

Кафедра мировой экономики

 

 

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ  ЭКОНОМИКИ

 

 

РЕФЕРАТ

 

На тему: Распад СССР и его роль в экономическом развитии России.

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. № Э1321

Шаненко Дарья Евгеньевна

 

 

 

Руководитель:

Е. С. Солоненкова

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

Оглавление.

 

  1. Введение.__________________________________________________________3
  2. «Перестройка» - как главная причина развала СССР._____________________ 4
  3. Экономика постсоветской России._____________________________________7
  4. Заключение._______________________________________________________ 14
  5. Список использованной литературы.__________________________________ 15

 

 

Введение.

Несомненно, СССР являлся  империей. Империей довольно могущественной. Он обеспечивал паритет в мировых  политических и экономических процессах, активно участвовал в деятельности ООН, являясь постоянным членом Совета Безопасности, выступал проводником интересов развивающихся стран, был стержнем социалистической системы хозяйствования и центром интеграционных процессов в рамках СЭВ. И процесс распада СССР является ничем иным, как крушением крупной империи.

После распада СССР Российская Федерация стала его правопреемницей. Российское руководство заявило о сохранении курса на демократические преобразования и создание правового государства. В условиях нестабильной политической власти радикалы-реформаторы стремились создать в кратчайшие сроки слой собственников, который смог бы стать прочной опорой новой власти. Это отражает одну из главных задач экономических преобразований начала 1990-х гг.

Предполагалось, что за счет принятых мер экономическая ситуация в стране стабилизируется в течение года, а затем начнется улучшение жизни людей. Идеология перестройки сформировала у населения негативное отношение к прежнему социально-экономическому строю, подготовила общество к отказу от него. Именно поэтому большинство советских людей спокойно и с надеждой встретили реформы, не представляя, как они отразятся на личной жизни каждого. Верилось, что, отказавшись от бесплатного медицинского обслуживания, образования, жилья, гарантированной трудовой занятости, низких цен на большинство товаров, каждый человек сможет реализовать свои возможности, станет реальным собственником, способным обеспечить себе достойную жизнь. Немногие понимали, что в одночасье могут стать безработными, не смогут оплатить необходимое лечение или дать хорошее образование своим детям. Экономическая реформа представлялась «светом в конце тоннеля». Уставшее от углубляющегося кризиса общество было неспособно критически осмыслить ситуацию. Сказывались также низкая политическая культура и излишняя «доверчивость» большинства населения к средствам массовой информации.

Эти и другие причины привели к тому, что экономические изменения в стране стали необратимыми.

Актуальность работы. Распад СССР – не просто история, а  событие, повлиявшее на практически все сферы деятельности России, в том числе, и на ее экономику. Последствия распада СССР мы видим до сих пор. Ведь существование государства со своей экономикой не могло не отразиться на нашей стране.

«Перестройка» - как  главная причина развала СССР.

К середине 80-х годов назревавшая  необходимость перемен была понятна  многим в стране. Поэтому предложенная в тех условиях М.С. Горбачевым «перестройка»  нашла живой отклик во всех слоях  советского общества. Если говорить коротко, то «перестройка» означала: создание эффективного механизма ускорения  социально – экономического развития общества; всестороннее развитие  демократии укрепление дисциплины и порядка  уважение к ценности и достоинству  личности; отказ от командования и  администрирования, поощрение новаторства; решительный поворот к науке, соединение научно- технических достижений с экономикой и многое другое.

Ключевыми фразами политического  лексикона Горбачева стали: повернуть  экономику к человеку, создать  достойные условия труда и  жизни советских людей, переориентировать  экономику на социальные нужды народа, сделать все для социального  развития села, создать нормальные условия  жизни для сельского  труженика, повысит жизненный уровень  большей части населения, обеспечить каждую семью квартирой или домом  к 2000г., заботиться о ветеранах войны  и труда, сократить управленческие расходы, установить полнокровный социалистический рынок, создать правовое социалистическое государство, обновить национальную политику и решить много других задач.

Демократизация – начало и суть перестройки, наиболее существенная ее характеристика в то время. Демократизация пронизывает все сферы общества.

В сфере экономики демократизация была направлена на решительное  изменение  механизма реализации общественной и личной собственности, с тем, чтобы  трудовые коллективы и все трудящиеся получили реальные прерогативы хозяев общественного производства и возможность  проявлять индивидуальную трудовую инициативу.

Демократизация являлась гигантским общественным процессом, реализующим  основную стратегическую цель перестройки  – освобождение и реализация творческой энергии и творческой инициативы трудящихся масс, каждого труженика  для ускорения социально-экономического развития страны и достижения нового качества жизни.

Весной 1985 г. казалось, что  страна вступает в новый цикл модернизации общественных отношений, в экономической  сфере направленных на демонополизацию  экономики, освобождение частной инициативы и появление трудовой мотивации. Государству при этом отводилась роль гаранта сохранения того социального состояния населения и тех прав человека, которые были достигнуты на предыдущей стадии развития.

Однако ожидания эти не оправдались. Декларативный характер программ перестройки стал преобладающим. Отсутствие конкретного механизма  реализации провозглашенных задач  привело к обратному результату. В стране стали довольно заметно  проявляться сомнение в целесообразности «перестройки». Создавалось впечатление, что Генеральный Секретарь ЦК КПСС стремиться изменить общественно-политический строй в стране, пустив начатое на самотек.

Становилось очевидным, что  в стране начались не реформы, а сокрушительная работа по уничтожению научно- технической  мощи, производственного потенциала, агропромышленного комплекса, интеллектуального  запаса, нравственных устоев.

 К началу 90-х годов  оказалась почти полностью разрушенной  индустриальная экономика, доведенная  до такого состояния, когда  она лишилась способности адаптироваться  к новым условиям воспроизводства.  К этому времени  был также  дискредитирован созидательный  труд и социальный статус самого  работника. И, наконец, как ни  печально, была дезорганизована  система управления экономикой. Корпоративные интересы чиновников  привели к созданию замкнутых  структур, подменявших народнохозяйственные  цели корыстными планами новых  групп, стремительно овладевавших  всем тем, чем до политики  «перестройки» они только управляли.

Политическая номенклатура сумела на короткое время увлечь массы  идеями «обновления и очищения социализма», «демократизации и гласности», выборностью  хозяйственных руководителей и  т.д. Но удержать эти процессы инициаторам  перестройки не удалось.

В противовес идеологии «обновления  и очищения социализма» набирает значительную силу идея «рыночных отношений». Страх потерять власть заставил верхушку политической номенклатуры переметнуться  на позиции рыночной экономики и  встать на путь приватизации того, чем  раньше только управляли. К политической номенклатуре, прежде всего партаппарату приходит понимание того, что сохранить свое  господство она может, только превратившись во владельца государственного общенародного имущества на правах собственника.

В процессе передела собственности  и привилегий произошло, во-первых, слияние части представителей всех номенклатур; во-вторых, «новая» номенклатура довела раздел собственности до разгрома Центра и развала СССР; в-третьих, новая политическая элита сняла всякие ограничения на финансово- экономическую деятельность, поскольку это отвечало ее социальным интересам.

Номенклатурная приватизация и бюрократическая либерализация  создавали своеобразный сплав, отдаленно  напоминающий рыночные отношения. Таковы итоги реформирования «по Горбачеву».

В результате уже в 1992 г. стали  проявляться такие явления, как  низкая эффективная производства, отсутствие стимулов хозяйственной деятельности, структурные диспропорции. Все это  фактически парализовало способность  страны к нормальному развитию. Предпринятые в рамках политики «перестройки»  меры привели к подрыву финансовой системы, разбалансированию экономики, формированию дефицита товаров и  заложили материальные основы для развала  СССР.

С окончанием политики «перестройки»  вопрос о том, куда идет Россия, уже  был ясен. Россия вступила в фазу экономического и социального регресса.

Благодаря так называемой «перестройке» Россия оказалось  отброшенной на десятки лет назад  в своем развитии. Страна столкнулась  с таким положением, когда в  сфере экономики отставание перерастало  в стадию разрушения промышленного  и аграрного потенциала, исторически  сложившихся связей и инфраструктуры. С внутреннего рынка стали  исчезать товары отечественных производителей. Научно- технический прогресс оказался заблокированным.

В результате состояния экономики  Россия в начале 90-х годов оказалась  в исключительно тяжелом положении. По существу, подверглись серьезному разрушению источники хозяйственного развития, были приостановлены крупномасштабные инвестиции; свернуто наукоемкое производство; значительно сокращены  научно –  исследовательская деятельность, материальная и экспериментальная база фундаментальных  наук и  т.д.

В крайне тяжелом положении  оказалась система жизнеобеспечения, заметно сократилось отечественное  продовольственное и промышленное обеспечение; серьезный ущерб был  нанесен транспортной, телекоммуникационной и др. системам; приходило в упадок  жилищно-коммунальное хозяйство; начала формироваться ориентация на элитарное  дорогостоящее медицинское обслуживание, платное высшее образование и многое другое.

Все о чем шла речь выше, как и многое другое, стало результатом  «перестройки», породившей негативную динамику развития экономики России.

Проведение экономических  реформ с последующим упразднением СССР и постепенным переходом  к рынку вызвало обильный поток  противоречивых рассуждений о крахе так называемой Советской империи. Но нужно отметить, что распад СССР не был распадом классической империи. Еще раз отметим: распад уникальной многонациональной страны произошел не по естественным причинам, а, главным образом по воле политиков, преследующих свои цели, вопреки воле большинства народов, проживающих в те годы в СССР.

Экономика постсоветской  России.

В октябре 1991 г. на V съезде народных депутатов Б.Н. Ельцин объявил о  проведении в стране радикальных  экономических реформ и формировании нового российского правительства  во главе с Е.Т. Гайдаром. Программа  правительства Гайдара отличалась от программ Явлинского, Сабурова, Шаталина, Абалкина и др. по ряду принципиальных подходов к реформированию:

  1. Реформаторы «новой либеральной волны» исходили из отрицания «особого российского пути» экономического развития страны и целиком опирались на имевшийся мировой, монетаристский опыт стабилизации и оздоровления денежного сектора.
  2. Учитывая сложившиеся политические реалии, программа Е.Т. Гайдара была призвана решить задачу становления независимого механизма функционирования российской экономики на основе создания российского хозяйственного законодательства, национальной валютной системы, проведения самостоятельной налоговой, бюджетной, внешнеэкономической политики и т.д.
  3. Программа становления суверенного хозяйственного механизма включала радикальные институциональные преобразования, основанные на стремительном развитии негосударственных форм собственности, на отказе от прежней системы государственного регулирования и запуске рыночного механизма.

Изначально реформаторы  исходили из необходимости предотвращения дальнейшего развития катастрофической ситуации, грозящей коллапсом. Вместе с тем данный подход, имевший определенные основания, в большей степени  был продиктован конъюнктурно-политическими  соображениями, а именно желанием укрепить социальную базу новой власти, стремлением  в кратчайшие сроки создать широкий  слой ее сторонников. На выбор методов реформ оказали определенное влияние и рекомендации иностранных советников и экспертов, привлеченных к разработке программы, а также требования международных финансово-кредитных институтов. Исходя из названных обстоятельств преобразования приобрели характер «шоковой терапии».

Либерализация цен, осуществленная в начале 1992 г., по замыслу реформаторов, должна была решить ряд задач: уменьшение финансовой несбалансированности; ликвидация «денежного навеса»; создание условий для более рационального распределения производственных ресурсов; запуск механизма конкуренции в среде производителей; устранение тотального дефицита на рынке потребительских товаров.

Информация о работе Распад СССР и его роль в экономическом развитии России