Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение антиинфляционной политики государства как системы мер по предупреждению и преодолению инфляции.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность инфляции, причины ее возникновения, экономические и социальные последствия.
Изучить механизмы антиинфляционного регулирования и методы борьбы с инфляцией.
Провести анализ инфляции в России с целью определения причин данного явления и выявления особенностей борьбы с ней.
Раскрыть цели и инструменты антиинфляционной политики в 2012 – 2013 годах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА 6
1.1 Сущность, причины и виды инфляции. 6
1.2. Методы измерения инфляции 13
1.3. Антиинфляционная политика государства 15
2. АНАЛИЗ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 21
2.1. Характеристика антиинфляционной политики России в современных условиях 21
2.2. Анализ влияния инфляционных процессов 2010 – 2011 гг. на современное развитие экономики России 27
2.3. Прогноз инфляционных процессов на 2012 – 2014 гг. 31
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ 34
3.1 Основные направления обеспечения экономического роста в процессе антиинфляционного регулирования 34
3.2. Направления антиинфляционной политики на 2012-2013 годы 38
3.3. Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49

Работа содержит 1 файл

decision_9361.doc

— 433.00 Кб (Скачать)

Положительные факторы: девальвация не будет сильной, и ничего подобного тому, что было в 1998 г., не произойдет. Девальвация  необходима для экономии золотовалютных резервов, которые потребуются на инвестиционные цели для ускорения восстановления экономики в начальный период роста. Кроме этого, в 2012 – 2013 гг. с большой долей вероятности цена на нефть начнет расти (в мае 2012 года такая тенденция уже наметилась). Вместе с общим ростом экономики начнет укрепляться и рубль, что окажет дополнительное положительное воздействие на ожидания участников рынка.

Ожидаемые и  возможные действия правительства:

1. Снижение экспортных  пошлин на нефть. Это движение необходимо при условии сохраняющихся относительно низких цен на нефть, динамика которых обещает быть столь же сдержанной еще в течение долгого периода. Государство будет вынуждено пойти навстречу основной ВВП-образующей отрасли, чтобы вывести ее на уровень минимальной прибыли в ожидании более благоприятных времен.

2. Ослабление  налоговой нагрузки на экономику.  От государства ждут, в частности,  снижения налога на добавленную  стоимость. Однако этот шаг  маловероятен в ближайшем будущем,  так как таяние золотовалютных резервов вкупе с отсутствием доходов в бюджет от продажи нефти не позволит государству снизить и без того скромные бюджетные поступления. Среди возможных действий – послабления по налоговому контролю (налоговые каникулы) или снижение налога на прибыль, в том числе и НДФЛ. Однако такой ход приведет лишь к символическим преимуществам, поскольку в условиях кризиса прибыль участников рынка минимальна либо отрицательна. И только осенью, после того как «дно» будет пройдено, при условии постепенного роста цен на нефть, мероприятия по снижению НДС, возможно, будут частично осуществлены (снижение до уровня 15%). Это может стать мощным дополнительным трамплином для выхода российской экономики из кризиса.

3. Повышение  бюджетных зарплат и пенсий. Не  исключено, что в период кризиса это будет осуществлено дважды. Первый раз – весной, когда повышение тарифов на услуги естественных монополий и значительная безработица вызовут наиболее сильную волну беспокойства среди населения. Второй раз это может произойти в конце года. С одной стороны, это будет инструментом более смелого вливания денег в экономику на фоне наметившегося роста, а с другой – компенсацией инфляции, которая во второй половине года достигнет своего максимума.

4. Снижение резервной  ставки. Уровень ставки рефинансирования к концу года может снизиться до 9 – 10%. При соблюдении последовательной политики и благоприятном стечении внешних обстоятельств (в первую очередь увеличения цен на нефть) российская экономика начнет раскачиваться раньше остальных, и это снизит риск утечки капитала, а положительная разница между российскими ставками и ставками других стран должна начать заново привлекать иностранный капитал в нашу страну.

5. Применение  других инструментов повышения  ликвидности, в том числе эмитирование  денежных знаков. Эти действия также будут предприниматься во второй половине 2009 г. В этот период инфляция будет признана как меньшее из зол, производство начнет медленно расти, правительство перестанет опасаться наполнять экономику ликвидностью.

В 2012 г. ожидается существенный рост инфляции. Недостаток денежной массы в первом полугодии окажет сдерживающее воздействие на рост цен, которые будут вести себя как в годы, непосредственно предшествовавшие кризису. Зато во втором полугодии, когда участники рынка активизируются и пустят часть своих сбережений в оборот, увеличивая объемы производства, набирая персонал и индексируя заметно «похудевшие» зарплаты, дальнейший рост цен продолжится. По итогам года инфляция вполне возможна на уровне 15,2 – 15,7%.

3.3. Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ.

 

Пути совершенствования  антиинфляционной политики Российской Федерации следующие:

- снижение ставок таможенных пошлин;

- изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов в ПФ);

- регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года). При инфляции ниже 7% стоит увеличивать тарифы на ту же величину, скорректированную на 1%-2% сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность;

- ужесточение контроля над ценами;

- дотирование и возмещение расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;

- создание финансового фонда для регулирования ценовой ситуации на продовольственном рынке в стране (рост цен на зерно - существенный фактор риска повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация на рынке зерна оказывает определяющее значение на ситуацию на продовольственном рынке в целом).;

- в планах принятие закона "о торговле" (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары);

- ужесточение антимонопольного законодательства (введение уголовной ответственности за сговоры, ограничивающие конкуренцию, так называемые картели);

- для стабилизации цен на бензин и ГСМ предлагается согласование планов нефтяных компаний по ремонту НПЗ с профильными ведомствами; сезонное резервирование топлива; закрепление нормы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн. Тонн нефти; выравнивание пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты.

- введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;

- перераспределение большей части продовольственной продукции на внутренний рынок. Предлагается создание новой модели распределения продовольственной продукции:

а) насыщение  внутреннего рынка;

б) создание резерва  на предстоящий период;

в) продажа на внешние рынки.

Заключение

 

В заключении необходимо отметить, что методы регулирования  инфляции будут эффективны лишь в  случае их адекватного соответствия её сущностным причинам. Поскольку  инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть, порождена сложившейся структурной экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только, во-вторых, традиционным монетарным факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.

В современном  мире существует немало проблем, которые мы можем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция – одна из них. Она существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив сразу экономики всех стран: развитых и развивающихся. Вся прогрессивная экономическая мысль человечества, положила немало усилий для борьбы с ней, но инфляция окончательно побеждена не была, т.к. появились новые и более сложные её формы.

В конце работы хотелось бы подчеркнуть, что Россия имеет все возможности для выхода из инфляционного тупика, так как не смотря на все трудности, она без всякого сомнения остается сверхдержавой, обладающей громадными ресурсами и в значительной степени определяющей обстановку во всем мире. 

Инфляция чревата рядом  крайне неприятных для общества последствий. Так, происходит перераспределение  доходов в пользу предприятий-монополистов, финансовых структур, теневой экономики и т. д. При этом больше всего выигрывают должники, в том числе государство, которое всегда имеет возможность покрыть свои инфляционные расходы выпуском необеспеченных денег. К последствиям инфляции относится и разрушение нормальных социально-экономических связей, включая отказ от товарно-денежных отношений и переход к бартеру. Опасным для страны явлением становится и возникающая в это время инфляционная психология – ситуация, когда люди, уверенные, что инфляция будет продолжаться, предпринимают соответствующие меры: запасают товары впрок, требуют опережающего роста заработной платы или закладывают ожидаемый уровень инфляции в цену товара. Инфляция отрицательно влияет на экономический рост страны и рациональность использования ею своих ресурсов, т. к. сокращаются инвестиции (вложения капитала) в производство, а население вкладывает деньги в недвижимость или иностранную валюту.

Отметим также  ряд особенностей современной инфляции.

Во-первых, если раньше инфляция охватывала экономику  одной или нескольких стран, то теперь рост цен носит не локальный, а  всеобщий, мировой характер.

Во-вторых, инфляция в разных странах развивается разными темпами, неравномерно, скачкообразно. Скорость инфляционного процесса определяется внутренними факторами, действие которых может усиливаться или ослабевать в зависимости от той или иной фазы цикла, а также степени государственного вмешательства по регулированию экономики.

В-третьих, современная  инфляция носит не эпизодический, а  непрерывный, хронический характер. В прошлом периоды инфляции в  отдельных странах чередовались с периодами относительной стабилизации денежного обращения. В настоящее же время цены растут на всех фазах промышленного цикла, не снижаясь сколько-нибудь значительно даже в периоды экономических кризисов.

Проанализировав в данной работе понятие, причины  возникновения инфляции и особенности  инфляционных процессов в России, пришли к выводу, что инфляционные процессы в России имеют характерные национальные особенности, связанные со спецификой исторического развития государства. Следует заметить, что большинство негативных явлений, связанных с высокой инфляцией, вызваны неправильным набором инструментов борьбы с инфляцией, применяемых правительством в те или иные периоды. Примечательно, что в последние годы «арсенал» расширяется и имеются уже некоторые положительные сдвиги. Тем не менее, уровень инфляции в России остается достаточно высоким. Не мог не оказать влияния на ситуацию в финансовом секторе России и глобальный финансовый кризис, обрушившийся на мировой рынок, который повернул наметившийся тренд по снижению уровня инфляции в нашей стране в противоположную сторону.

 

 

Список использованных источников

 

Нормативные правовые акты

  1. Гражданский кодекс РФ [Текст]: офиц. текст. — М.: Проспект, 2005. — 116с.
  2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009 / Администрация Президента РФ. — Москва, 2009. — Режим доступа: www.Kremlin.ru/appears
  3. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.03.2002 № 23 «Об утверждении «Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен».
  4. Стратегия развития государства на период до 2010 г. Доклад, подготовленный рабочей группой Государственного совета РФ под руководством В.И. Ишаева [Текст]: офиц. текст. // Российский экономический журнал. ─ 2001. ─ №1. ─ С. 3-37.
  5. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ [Электронный ресурс] / Правительство Российской Федерации. — Москва, 2009. — Режим доступа: http://www.kro.su/article/show/?id=778#_ftnref2
  6. Федеральная служба государственной статистики России [Электронный ресурс] / Правительство Российской Федерации. — Москва, 2008. — Режим доступа: http:// www. gks. ru/wps
  7. Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики — Режим доступа: http://www.gks.

 

 

Научная литература

  1. Аакер Д. А. Стратегическое рыночное управление [Текст]: учебник / Д. Аакер. – СПб.: Питер, 2007. – ISBN 978-5-469-01301-3
  2. Агапова, Т.А. Макроэкономика для вузов [Текст]: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. — М.: Дело и Сервис, 2007. — 520 с. — ISBN 978-5-8018-0332-6
  3. Архипов А.И., Ильин С.С. Экономическая теория [Текст]: учебник / А.И.Архипов, С.С.Ильин. – М.: «Проспект«, 2006. – 605с. — ISBN 5-00345-824-11
  4. Баздникин А.С. Цены и ценообразование [Текст]: учеб. пособие / А.С. Баздникин. - М.: Юрайт, 2008. - 332 с. - ISBN 978-5-94879-855-4
  5. Бардовский В. П., Рудакова О. В., Самородова Е. М. Экономическая теория. – М.: «Форум«, 2006. – 398с. — ISBN 5-09345-824-06
  6. Вечканов Г.С. Экономическая теория [Текст]: учебник / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. — СПб.: Питер, 2007. — 256с. — ISBN 5-675-341-23-6.
  7. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория (политэкономия). - М.: Инфра-М, 2008. - 640 с.
  8. Динамика цен и антиинфляционная политика в условиях «голландской болезни» [Текст] / Г. Фетисов // Вопросы экономики. — 2008. — № 3. — С.20-37. — ISSN 0042-8736
  9. Ермишин П.Г. Основы экономической теории. Курс лекций / http://www.aup.ru/books/m63.
  10. -Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки.- М.: ЮНИТИ, 2009. - 783 с.
  11. Институциональные компоненты экономического рос<span class="dash0421_0442_0438_043b_044c_0020_043f_043e_0020_0448_0438_0440_0438_043d_0435__C

Информация о работе Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ