Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение антиинфляционной политики государства как системы мер по предупреждению и преодолению инфляции.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность инфляции, причины ее возникновения, экономические и социальные последствия.
Изучить механизмы антиинфляционного регулирования и методы борьбы с инфляцией.
Провести анализ инфляции в России с целью определения причин данного явления и выявления особенностей борьбы с ней.
Раскрыть цели и инструменты антиинфляционной политики в 2012 – 2013 годах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА 6
1.1 Сущность, причины и виды инфляции. 6
1.2. Методы измерения инфляции 13
1.3. Антиинфляционная политика государства 15
2. АНАЛИЗ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 21
2.1. Характеристика антиинфляционной политики России в современных условиях 21
2.2. Анализ влияния инфляционных процессов 2010 – 2011 гг. на современное развитие экономики России 27
2.3. Прогноз инфляционных процессов на 2012 – 2014 гг. 31
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ 34
3.1 Основные направления обеспечения экономического роста в процессе антиинфляционного регулирования 34
3.2. Направления антиинфляционной политики на 2012-2013 годы 38
3.3. Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49

Работа содержит 1 файл

decision_9361.doc

— 433.00 Кб (Скачать)

Во-вторых, необходима смена  целевой ориентации экономической  политики - с подавления инфляции любой  ценой на рост ВВП. Без подъема национального производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем. Основой этой программы должна быть научно обоснованная модель управления переходной экономикой, которая стимулировала бы ее стабилизацию, затем подъем производства товаров и услуг, которые служат обеспечением рубля.

В-третьих, первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление  кризиса инвестиций путем оживления  инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных проектах.

В-четвертых, традиционно делается ставка на привлечение иностранных инвестиций для экономического развития. Но Россия не может рассчитывать на их крупный приток. Во-первых, в мире мало реально свободных капиталов. Во-вторых, иностранный капитал занял выжидательную позицию по отношению к России из боязни потерь в связи с недоверием к социально-экономической обстановке. В-третьих, для нашей страны наибольший интерес представляют прямые инвестиции в производство, а иностранный капитал предпочитает портфельные инвестиции.

Принятые после кризиса  меры, направленные на восстановление доверия зарубежного бизнеса  к России, могут стимулировать  в перспективе привлечение прямых иностранных инвестиций.

Сдерживание финансовых факторов инфляции должно осуществляться следующими методами:

1. Ключевое место  в антиинфляционной стратегии  занимает оздоровление бюджетов  всех уровней и преодоление  специфических форм проявления  бюджетного кризиса в России:

• неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме; позаимствованное из мировой практики секвестирование (сокращение) расходов в зависимости от реального наступления доходов распространяется на незащищенные статьи бюджета (в том числе государственные инвестиции, науку, здравоохранение, образование) ради пожарных мер (в середине 1997 г. для погашения задолженности по пенсиям и зарплате);

• нецелевое  использование бюджетных средств (например, предвыборная «черная касса»);

• финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной ликвидности;

• слабый контроль за исполнением госбюджета. Рыночная экономика требует строгой регламентации бюджетного процесса. Поэтому бюджетный кодекс необходим для законодательного регулирования бюджетных отношений.

2. Для сдерживания  инфляции необходима научно обоснованная  налоговая политика, которая не должна парализовать бизнес и толкать его в «теневую» экономику. Налоговая политика в России должна ориентироваться не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики Сужение налогооблагаемой суммы в условиях экономического спада дополняется низкой собираемостью налогов. В налоговой системе России сочетаются карательные налоговые ставки и обилие лазеек, позволяющие не платить налоги.

3. Предстоит  восстановить денежные отношения  субъектов рыночной эмиссии, очистить  денежный оборот от суррогатов с сомнительной юридической основой и рассчитывать денежный агрегат М2 с учетом реальных потребностей хозяйственного оборота и прогноза экономического развития. Судя по мировой практике, денежная эмиссия должна осуществляться по трем каналам - кредитование государства, хозяйства и под прирост официальных золотовалютных резервов. Банковская система должна, на наш взгляд, включать три уровня: центральный банк, коммерческие банки; специализированные кредитно-финансовые институты. Целесообразно повысить роль региональных банков. Требует особого внимания регулирование и контроль ЦБ России над деятельностью банковской системы в целях ориентации ее на кредитно-расчетное обслуживание реального сектора экономики.

4. Практика России  подтвердила, что рыночное регулирование цен недостаточно в условиях несовершенной конкуренции и однозначной зависимости динамики цен от курса рубля к доллару в связи с высокой долей импорта. Даже при снижении курса доллара к рублю цены не снижаются.

5. Состояние  фондового рынка также влияет на инфляционный процесс. Выход российских правительственных облигаций на мировой финансовый рынок позволил привлечь инвалюту по более низким ставкам. Но не было обеспечено эффективное использование этих валютных заимствований (не для латания бюджетного дефицита). Отсутствие реальных источников их погашения усугубили кризис фондового рынка. Предстоит преодоление кризиса фондового рынка и налаживание эффективного регулирования и контроля за его деятельностью.

6. Для регулирования  инфляционного процесса необходимо нейтрализовать и его внешние факторы. Снижение курса рубля к доллару стало активным фактором инфляционного роста цен, так как импортные товары составляют половину потребительского рынка в России. Вместо фиксации цен в условных единицах надо применять цивилизованные методы страхования инфляционного и валютного риска.

7. Для сдерживания  внешних факторов инфляции необходимо  более эффективное регулирование  внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного  и валютного контроля, меры против «долларизации» экономики.

Регулирование внешних факторов инфляции требует  разработки валютной стратегии, стратегии  внешних заимствований. В России пока преобладают пожарные меры текущей  политики. В частности, целесообразно  установить минимум золотовалютных резервов, чтобы противостоять кризисам, присущим рыночной экономике, тем более в условиях так называемого догоняющего развития.

 

3.2. Направления антиинфляционной политики на 2012-2013 годы

 

Глобальный  финансовый кризис, обрушившийся на мировой рынок, не мог не оказать влияния и на ситуацию в финансовом секторе России, в том числе на ситуацию в денежной политике.

Общемировая тенденция  существенного роста цен на продукты питания и энергоносители, а также  опережающий рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения.

Однако решение  этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов.

Инфляция в  России не носит явно монетарный характер. Следовательно, существуют, другие причины, небазового характера, связанные с  ростом издержек производства (энергетических, транспортных, различных ставок и тарифов и.д.), которые и определяют общий уровень повышения цен. Основной причиной инфляционных процессов в России выступает не избыток денежной массы, а отсутствие реальных способов трансформации средств, поступающих в экономику, в реальный сектор – в виде инвестиций. Более того борьба с инфляцией путем сдерживания роста денежной массы ведет к стагнации в несырьевых секторах экономики, что, в  свою очередь, приводит к несбалансированности спроса и предложения товаров и услуг в отношении денежной массы, поступающей на потребительский рынок из сырьевых отраслей и бюджета [11].

Для снижения инфляции уже принимаются меры, направленные на стабилизацию продовольственных  рынков:

снижение импортных  пошлин и повышение экспортных пошлин на ряд инфляционно опасных товаров;

меры по стимулированию конкуренции;

временно вводились  ограничения на рост цен на ряд  социально значимых товаров и  др.

На снижение инфляции в среднесрочной перспективе  нацелена комплексная программа, реализуемая Правительством РФ, включающая в себя две группы мер:

Во-первых, меры по стимулированию предложения товаров  и развитию конкуренции (особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), развитию инфраструктуры торговли, созданию новых рыночных инструментов сдерживания роста тарифов естественных монополий в условиях дерегулирования.

Во-вторых, меры бюджетной и денежной политики, направленные на снижение монетарной составляющей инфляции и стимулирование сбережений населения, а тем самым и ограничение  избыточного спроса населения [4].

Как известно, применение любого макроэкономического инструмента  способно вызывать как положительные (ожидаемые), так и отличные от ожидаемых  последствия. Разберем каждый из тех  немногих инструментов, которые были задействованы в 2010 – 2011 гг., а также обозначим предположительные дальнейшие действия государства в краткосрочном и среднесрочном периодах [21].

Кредитование  банков. В условиях сжавшейся ликвидности первым задействованным инструментом стало выборочное вливание денег в экономику:

  • предоставление ряду крупнейших банков (в первую очередь государственным – Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку и ряду других) оборотных средств на погашение долгов по краткосрочным обязательствам перед другими финансовыми институтами;
  • предоставление финансовой помощи крупным промышленным, строительным, добывающим компаниям;
  • предоставление кредитов крупным игрокам продовольственной розницы.

Необходимость такого шага объяснилась сложившимся  в экономике высоким уровнем  перекредитования банков, тесным сотрудничеством производства и финансового сектора, а также условиями работы сетевой розницы с поставщиками (в первую очередь продовольственной). Даже краткосрочное отсутствие ликвидности в этих сегментах экономики могло привести к волне дефолтов и банкротств, сбою денежного обращения в экономике и полному нарушению цепочки обеспечения населения товарами первой необходимости.

В качестве положительных  факторов данного инструмента (в  краткосрочном периоде) можно отметить ослабление дефицита ликвидности в  экономике, сохранение текущей работоспособности важных участников рынка - в сфере производства, обращения и торговли.

Резервная ставка. Повышение ЦБ РФ резервной ставки с 11 до 12, а затем и до 13 процентов, по официальным заявлениям, делается ради роста рублевых ставок относительно валютных. Эта мера должна противодействовать оттоку капитала, принявшему в последние месяцы массовый масштаб. За весь прошедший 2010 г. отток капитала из России составил 129,9 млрд долл. США на фоне сокращения валютных резервов страны, расходуемых на поддержание необходимой ликвидности в экономике.

Несмотря на то что повышение резервной ставки подразумевает укрепление надежности банковской сферы, из свободного обращения  изымается часть ликвидности, что  в условиях нехватки денег в стране кажется абсурдным шагом. Именно поэтому политика властей вызывает бурные дискуссии в экспертной среде. Во всех развитых странах ставки центральных банков сейчас находятся в диапазоне от 0 до 2 процентов (США - 0,25%, Канада - 1%, Великобритания - 1,5%, Европейский центральный банк - 2%, Япония - 0,3%), что призвано подкреплять потребительский спрос и снижать выплаты по кредитам.

Однако положение  России в глобальной системе, несмотря на отдельные преимущества, все-таки имеет свои существенные слабые места, которые сейчас правительство и прикрывает. Российский рубль как валюта, несмотря на все усилия по его укреплению, которые предпринимало государство в последние 2 года, по-прежнему проигрывает в глазах российских граждан (не говоря уже об иностранных инвесторах) по степени надежности доллару, евро, иене и ряду других валют. Поэтому подражание другим странам в насыщении рынка собственной валютой для стимулирования спроса могло бы привести к роковым последствиям для экономики. Ведь в условиях высокой неопределенности большая часть полученных рублей пойдет не на потребление, а будет переводиться в валюту, вызывая тем самым неконтролируемую девальвацию рубля и катастрофические дисбалансы в экономической системе. Вместо этого правительство выбрало контролируемую девальвацию, о которой речь пойдет ниже, а также повышение резервной ставки в качестве сдерживающего инструмента.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что российское правительство в создавшейся ситуации делает правильные шаги. Нельзя наполнять экономику деньгами, если они все равно большей частью будут утекать либо в валютные активы внутри страны, либо за рубеж. Во-первых, правительство демонстрирует контроль над процентными ставками и инфляцией. Во-вторых, России необходимо укрепление надежности банковской системы, склонной к «коммерческому освоению» государственных средств.

Оценка влияния  фактора: негативный в краткосрочном, позитивный в долгосрочном периоде.

Политика  таргетирования инфляции. В целях совершенствования механизма реализации денежно-кредитной политики и формирования условий для введения режима таргетирования инфляции Банк России приступил к осуществлению операций по плановой покупке иностранной валюты на внутреннем рынке, которые проводятся в дополнение к интервенциям на внутреннем валютном рынке, направленном на ограничение внутридневных колебаний стоимости бивалютной корзины. Банк России последовательно расширял коридор допустимых колебаний операционного ориентира курсовой политики рублевой стоимости бивалютной корзины [24].

Ослабление  рубля. Датой включения данного инструмента в экономику можно считать 11 ноября 2008 г., когда председателем ЦБ РФ было озвучено решение о расширении валютного коридора на 30 коп. Изначально было понятно, что данное расширение вряд ли будет последним. В результате за пять неполных месяцев, начиная с указанной даты, рубль по отношению к доллару подешевел на 40% – в начале марта 2009 г. доллар стоил уже более 36 руб., что весьма существенно по сравнению с уровнем начала сентября, когда его цена составляла 25,87 руб. Укрепление рубля в течение последних двух лет производилось с целью регулирования уровня инфляции, в результате чего валютный паритет не был естественным, и большинство аналитиков считают рубль переоцененным. Вынужденное «освобождение» национальной валюты пришлось на неспокойные времена, и этот факт не может не сыграть свою роль в дальнейшем развитии ситуации.

Информация о работе Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ