Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение антиинфляционной политики государства как системы мер по предупреждению и преодолению инфляции.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность инфляции, причины ее возникновения, экономические и социальные последствия.
Изучить механизмы антиинфляционного регулирования и методы борьбы с инфляцией.
Провести анализ инфляции в России с целью определения причин данного явления и выявления особенностей борьбы с ней.
Раскрыть цели и инструменты антиинфляционной политики в 2012 – 2013 годах.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА 6
1.1 Сущность, причины и виды инфляции. 6
1.2. Методы измерения инфляции 13
1.3. Антиинфляционная политика государства 15
2. АНАЛИЗ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 21
2.1. Характеристика антиинфляционной политики России в современных условиях 21
2.2. Анализ влияния инфляционных процессов 2010 – 2011 гг. на современное развитие экономики России 27
2.3. Прогноз инфляционных процессов на 2012 – 2014 гг. 31
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ 34
3.1 Основные направления обеспечения экономического роста в процессе антиинфляционного регулирования 34
3.2. Направления антиинфляционной политики на 2012-2013 годы 38
3.3. Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Таблица 2.1
Индексы потребительских цен, % [28]
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Июнь 2012г. в % к | ||
маю |
июню | |||||
Россия |
14,1 |
11,7 |
6,9 |
8,4 |
0,9 |
4,3 |
Бразилия |
5,7 |
4,9 |
5,0 |
6,6 |
0,1 |
4,9 |
Германия |
2,6 |
0,4 |
1,1 |
2,3 |
-0,1 |
1,7 |
Индия |
8,3 |
10,9 |
12,0 |
8,9 |
1,0 |
10,1 |
Италия |
3,3 |
0,8 |
1,5 |
2,8 |
0,2 |
3,3 |
Канада |
2,4 |
0,3 |
1,8 |
2,9 |
-0,4 |
1,5 |
Китай |
5,9 |
-0,7 |
3,3 |
5,4 |
-0,6 |
2,2 |
Соединенное Королевство |
3,6 |
2,2 |
3,3 |
4,5 |
-0,4 |
2,4 |
США |
3,8 |
-0,4 |
1,6 |
3,2 |
-0,1 |
1,7 |
Франция |
2,8 |
0,1 |
1,5 |
2,1 |
0,0 |
1,9 |
Япония |
1,4 |
-1,3 |
-0,7 |
-0,3 |
-0,5 |
-0,2 |
Справочно |
||||||
Россия,
на конец периода |
13,3 |
8,8 |
8,8 |
6,1 |
0,9 |
4,3 |
Причины снижения инфляции в 2012 году:
- низкий потребительский спрос;
- укрепление курса рубля (усиление курса рубля способствует понижению инфляционного давления);
- стабилизация цен на глобальных продовольственных рынках (2-3 кварталы);
- замедление роста цен на продукты на внутреннем рынке;
- рост объемов импорта дешевой плодоовощной продукции;
- снижение монетарного давления;
- сезонные факторы: снижение цен на плодоовощную продукцию в июле-августе.
В табл.2.2 представим основные экономические показатели России за 2010-2011 гг.
Таблица 2.2
Основные экономические показатели России за 2010-2011 гг.
2010 год |
2011 год | |||
январь-август |
год |
январь-август |
Год (оценка) | |
ВВП1) |
104,1 |
104,0 |
104,0 |
104,1 |
Индекс потребительских цен, на конец периода, к декабрю предыдущего года |
105,4 |
108,8 |
104,7 |
106,5-107,0 |
Индекс промышленного производства 2) |
109,2 |
108,2 |
105,4 |
104,8 |
Обрабатывающие производства3) |
113,0 |
111,8 |
107,6 |
106,7 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
92,3 |
88,1 |
109,6 |
113,7 |
Инвестиции в основной капитал |
102,1 |
106,0 |
104,14) |
106,0 |
Объемы работ по виду деятельности "Строительство" |
94,9 |
99,4 |
106,2 |
106,0 |
Ввод в действие жилых домов |
95,6 |
97,6 |
99,8 |
95,4 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения5) |
105,4 |
104,2 |
99,3 |
101,5 |
Реальная начисленная заработная плата |
105,0 |
105,2 |
102,35) |
103,6 |
Оборот розничной торговли |
105,7 |
106,3 |
105,8 |
105,3 |
Объем платных услуг населению |
100,9 |
101,5 |
103,3 |
103,1 |
Экспорт товаров, млрд. долларов США |
253,2 |
400,4 |
335,41) |
527,5 |
Импорт товаров, млрд. долларов США |
148,7 |
248,7 |
205,01) |
340,0 |
Средняя цена за нефть марки "Urals", долларов США за баррель |
75,7 |
78,2 |
109,2 |
108,0 |
Примечание к таблице:
1) Оценка Минэкономразвития России.
2) Агрегированный индекс производства по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", с учетом поправки на неформальную деятельность.
3) С учетом поправки на неформальную деятельность.
4) Оценка Росстата.
5) Данные Росстата.
В России монетарный фактор на темпы инфляции почти не действует (вклад монетарного фактора на уровень инфляции находится в пределах 5-6%). Удельный вес денежной массы, обслуживающей российскую экономику, по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) значительно ниже, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой.
На момент 2011 года действовала модель, ориентированная в основном на внешний рынок. [8]
Инфляция и рост цен на продовольствие представлены на рис. 2.1.
Рис.2.1 Инфляция и рост цен на продовольствие (прирост цен, в % к предыдущему месяцу)
Замедление роста потребительских цен, наблюдаемое с середины I полугодия 2011 г., связано, прежде всего, со снижением мировых цен на зерно и большинство видов продовольственных товаров, ростом импортных продовольственных товаров на фоне укрепления курса рубля.
Положительную роль в снижении темпов роста потребительских цен сыграли также принятые в конце 2010 - начале 2011 гг. Правительством Российской Федерации меры по насыщению продовольственных рынков, в том числе по стимулированию импорта товаров. Отрицательный вклад в инфляцию (-1,8 процентных пункта) внесло удешевление плодоовощной продукции с апреля по август 2011 г. на 28,45%, после ее роста за период 2010 год - март 2011 г. на 68%, чему способствовала временная отмена ввозных таможенных пошлин на картофель, ряд овощей в межсезонный период. Также в связи с высокими оценками ожидаемого урожая 2011 года упали цены на зерно, муку, подсолнечник и другие товары, что замедлило рост либо привело к падению цен на большинство социально-значимых товаров (хлеб, макаронные изделия, сахар, крупы, растительное масло). [7]
После ускоренного роста потребительских цен в конце 2010 г. - начале 2011 г. в связи с засухой и неурожаем во втором полугодии 2011 г. наблюдается снижение потребительской инфляции. Достигнув максимального значения в 9,6% в годовом выражении к маю 2011 г., к декабрю она снизилась до 8,2 процента. Прогнозируется, что в 2012 году рост потребительских цен не превысит 7 процентов. Замедление роста потребительских цен связано в основном с исчерпанием "эффекта засухи" и со снижением мировых цен на зерно и большинство видов продовольствия с середины второго полугодия 2011 года. Положительную роль также сыграли принятые Правительством Российской Федерации меры по сдерживанию цен на рынках топливно-энергетических товаров, продовольственных товаров и жилищно-коммунальных услуг.
Таблица 2.3
Структура роста потребительских цен (в % к декабрю предыдущего года)
Прирост цен | ||||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. | |
Индекс потребительских цен (ИПЦ) |
8,8 |
8,8 |
6,5-7 |
5-6 |
4,5-5,5 |
4-5 |
Продовольственные товары |
||||||
из них без учета плодоовощной продукции |
6,9 |
9,4 |
6,5-7 |
5-6 |
5-5,2 |
4,5 |
Непродовольственные товары |
9,7 |
5,0 |
6 |
5,1 |
5,9 |
5,2 |
Платные услуги населению |
6 |
8,1 |
9,3-9,5 |
6,8-7 |
7,1-7,3 |
6,6-6,8 |
услуги организаций ЖКХ |
20,6 |
6,9 |
10,3 |
9 |
5,6 |
4,1 |
прочие услуги |
7,8 |
5,5 |
7,9-8,1 |
6,1-6,3 |
6-6,2 |
5,1-5,3 |
Влияние факторов, действующих со стороны инфляции издержек, также заметно ослабло к началу второго полугодия. Так, в результате принятых мер в конце первого полугодия 2011 г. конечные цены на электроэнергию для всех категорий потребителей, кроме населения, упали на 13,7% (после скачка цен в начале года на 17 процентов). Рост цен на горюче-смазочные материалы сохраняется более умеренным относительно динамики цен мирового рынка в связи с принятыми мерами, направленными на преодоление дефицита на внутреннем рынке (введение с мая повышенных экспортных пошлин). Прогнозируется, что до конца года потенциал повышения цен на нефтепродукты будет уменьшаться в связи с возможным снижением мировых цен на нефть.
Определенные риски могут быть связаны с высоким ростом цен на топливо в 2011-2012 гг. (на 17-20% в годовом исчислении на уголь и мазут), что может сказаться на темпах инфляции в период отопительного сезона конца текущего года и начала 2012 года. Вместе с тем, в начале 2012 года этот рост будет амортизирован за счет переноса срока индексации регулируемых тарифов на энергоносители (газ, электро- и тепловая энергия) на середину года. В результате рост тарифов на услуги организаций ЖКХ в 2012 году снизится до 4,9% в среднем за год к предыдущему году (в 2011 году - более 12%), а инфляция в целом - на 0,3 процентных пункта. В 2012 - 2014 гг. инфляция будет постепенно замедляться на фоне стабилизации мировых цен на нефть и другие сырьевые товары, что также должно ослабить рост цен на сельскохозяйственные товары. В 2012 году инфляция замедлится до 5-6%, а к 2014 году до 4-5%, в связи с сохранением относительно умеренного роста потребительского спроса.
Значительные инфляционные риски могут быть связаны с неопределенностью изменений внешних условий. Так в негативном варианте развития мировой экономики и варианте возобновления мировой рецессии уровень инфляции может возрасти на 2-2,5 процентных пункта и вернуться к двухзначным значениям в результате существенного ослабления обменного курса. В случае продолжения роста мировых цен на нефть и другое сырье, могут возникнуть риски импортируемой инфляции, связанные с ростом цен на бензин, зерно и другие продовольственные товары.
В 2013-2014 гг. может усилиться давление инфляции издержек в связи с прогнозируемым опережающим ростом цен (тарифов) на газ и электроэнергию.
Основным направлениям российской антиинфляционной политики является регулирование инструментами денежно-кредитной политики объемов денежной массы.[26]
Наиболее существенное значение, на наш взгляд, имеют те две группы гетеродоксальных мер, которые применялись в послевоенных «шоковых» вариантах западногерманского и особенно японского образца и которые в основном обеспечили их положительный результат, — восстановление государственного внешнеэкономического и валютного контроля и государственное транспортных тарифов, сельскохозяйственной продукции регулирование изменений цен (в форме «политики доходов» или в других формах) товаров и услуг, имеющих огромное экономическое и социальное значение (энергоресурсов, и др.).
Для сдерживания инфляции необходима системная, комплексная антиинфляционная политика с учетом многофакторности инфляционного процесса, порождаемого деформацией воспроизводства во всех сферах, а не только монетарными факторами.
Цель предлагаемой
антиинфляционной модели — не подавление
инфляции любой ценой, а управление
инфляционным процессом (рыночными
и государственными методами) в интересах
подъема национального
Антиинфляционная стратегия экономического роста требует проведения поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции. Необходимо выстроить «дерево целей» для сдерживания ее основных факторов.
Общеэкономические меры:
Во-первых, следует завершить начатые реформы (предприятий, бюджетной, налоговой, банковской систем и т. д.) в целях формирования цивилизованных рыночных отношений;
Информация о работе Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ