Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:23, курсовая работа
Недостатки налоговой системы, перед принятием нового налогового законодательства, лежат на поверхности. Это и слишком большое количество налогов, и чрезмерные ставки, и, как следствие, непременно высокая доля налоговых платежей из общей суммы доходов хозяйствующих субъектов, которые из-за этого вынуждены искать пути выхода из-под налогового пресса. Наиболее привлекательной представляется сфера коммерции, где значительно шире возможности для быстрого оборачивания средств.
Введение
Глава I:
Налоги: теория, сущность и функции
1.1 Сущность и функции налогов
1.2 Система налогообложения
Глава II:
Налоговая система в Республике Казахстан: проблемы реформирование и тенденции
2.1 Стратегический план Министерства финансов Республики Казахстан на 2011 – 2015 годы
Вывод
Список литературы
Появилось понятие совокупного годового дохода из которого вычисляются все расходы, связанные с его получением. Значительно упростили порядок амортизационных отчислений основных средств. Промышленники, предприниматели, финансисты и аграрии получили возможность для более стабильной деятельности: разрешен перенос убытков от предпринимательства на срок до пяти лет. Короче говоря, внесены существенные изменения во все части налогового законодательства. На очереди переход к оздоровлению экономики и социального положения в стране. Важная роль здесь у налоговых организаций изменение режима налогообложения направлено на стимулирование инвестиций в специально экономические зоны, их создание и расширение. Пр.: для юридических лиц, осуществляющих деятельность на таких территориях, установленная льготная ставка налога - 20%. Дополнительно введена льгота по подоходному налогу, и на Н.Д.С. импортных товаров приобретенных за счет госбюджета, по иностранным кредитлиниям, которые обеспечены гарантией государства. Органы налоговой службы используют в работе различные формы и методы решения проблем, возникающих в этот сложный переходный период. В частности, подержанная идея обращения государственных казначейских обязательств выпущенных Министерством Финансов для погашения задолженности государству 700 крупнейших предприятий Казахстана. В 1996 году продолжена работа по заключению двухсторонних налоговых конвенций со странами СНГ об избежании двойного налогообложения. В ноябре 1996 г. - распоряжение Президента “О декларировании государственными служащими доходов и имущества, подлежащих налогообложению”. Насколько действительным окажется президентское распоряжение - ведь известно умение наших чиновников обходить закон и общепринятые нормы. Как разъяснила служба законодательства и правовой экспертизы администрации Президента, принимаемые меры - лишь начало разворачивающейся работы. А пока происходит только сбор сведений, а не само декларирование, которое будет иметь место в последующем, когда по истечении определенного времени налоговыми органами станет проводится сопоставление уровня доходов госслужащих с их расходами. Именно тогда появится возможность определить реальный уровень их расходов, осуществлять контроль за ними и полной уплаты налогов чиновниками.
Но в любом случае распоряжение Президента - один из примеров той деятельности главы государства, в русле которой он принимает меры по повышению ответственности органов власти перед нардом. В соответствии с этим распоряжением правительству дано задание в десятидневный срок разработать и внести в парламент законопроект представляющий обязательное ежегодное декларирование доходов и имущества всеми без исключения. Так что, налоги все-таки платить придется. В конце 1997 г. поступление налогов в бюджет плохое и все попытки фискальных служб изменить ситуацию малоэффективны. Об этом говорилось на заседании правительства страны, на котором обсуждался доклад о поступлении налогов и обязательных платежей в бюджет, пенсионный и другие фонды, а также отчет о работе налоговой полиции за 10 месяцев текущего 1997 г., представленный Государственным налоговым комитетом.
Было доложено, что на 1 ноября 1997 г. в целом по республике собрано налогов и других платежей 89% от прогнозируемой цифры, недополучено 13,5 млрд. тенге. В основном за счет недобора подоходного налога с юридических и физических лиц, акцизов. Причинами этого явления ясны: кризис неплатежей, представление возможности налогоплательщикам погашать убытки за счет совокупного расхода, рост числа несостоятельных предприятий. Конечно, налоговая служба не сидела, сложа руки. Только налоговой полицией с начала 1997 г. проверено 22311 объекта, при этом выявлены были 18 тыс. Различных нарушений налогового законодательства. За короткий срок управлением налоговой полиции по г. Алматы вскрыта глубоко законсервированная, разветвленная сеть предприятий, через которые нелегально производились обороты денежных средств на миллиарды тенге. Еще буде принят ряд мер: создание акцизных постов на предприятиях, выпускающих подакцизную продукцию, ужесточение правил открытия новых счетов (расчетных и ссудных). В декабре 1996 г. перешли на новый образец акцизной марки, отпечатанной на придисцентной бумаге с улучшенной степенью защиты. Продолжается работа по совершенствованию правовой базы.
Но от таких мер не всегда есть немедленная отдача, говорил на заседании премьер-министр А. Кажегельдин. Он же подчеркнул, что попытки ухода от уплаты налогов, наверное будут продолжаться еще долго, в силу различных причин и сегодня речь надо вести об уменьшении их количества, если такие попытки невозможно исключить полностью.
Стратегический план
Министерства финансов Республики Казахстан на 2011 – 2015 годы
1.
Миссия и видение
Обеспечение стабильности, надежности и сбалансированности государственных финансов в целях содействия экономическому росту и достижения высокой конкурентоспособности экономики Республики Казахстан.
Эффективно
функционирующая система
2.
Анализ текущей
ситуации и тенденции
развития соответствующих
отраслей (сфер) деятельности
Стратегическое
направление 1. Стабильность государственных
финансов
Основные параметры развития регулируемой отрасли или сферы деятельности.
Действовавшая с середины 2006 года схема направления средств Национального фонда в экономику страны предусматривала гарантированный и целевые трансферты в республиканский бюджет, а также долгосрочное инвестирование средств в отечественные ценные бумаги. При этом ограничением при определении гарантированного трансферта являлось не более одной третьей части активов Национального фонда на конец года, предшествующего году разработки республиканского бюджета.
В результате принятой политики в периоды экономического роста были обеспечены стерилизация избыточного притока валюты, снижение давления на обменный курс тенге и инфляцию. Были созданы финансовые резервы для проведения активной антикризисной политики, в рамках которой из Национального фонда были использованы средства в размере 10 млрд. долларов США и соблюдена политика накопления. Средства на конец 2009 года составили 4,5 трлн. тенге, из которых 750,0 млрд. тенге размещены во внутренние активы (облигации акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и акционерного общества «Национальный управляющий холдинг «КазАгро»), 24,4 млрд. долл. США - в зарубежные активы.
Доходность Национального фонда с начала создания, то есть с июня 2001 года по 31 декабря 2009 года, в базовой валюте Фонда (долларах США) составила 55 %, что в годовом выражении составляет 5,2 %.
Для выполнения сберегательной функции устанавливается неснижаемый остаток в Национальном фонде, а также не ограничивается максимальный размер Национального фонда. Реализация стабилизационной функции предполагает обеспечение гарантированного трансферта в республиканский бюджет. В соответствии с новым подходом по использованию средств нововведением является фиксирование гарантированного трансферта в республиканский бюджет в абсолютном значении в размере 8 млрд. долларов США.
В 2009 году наблюдалось резкое сокращение доходов бюджетной системы в связи с замедлением деловой активности в отраслях экономики Казахстана вследствие глобального сокращения потребления в мире. Так, если в 2008 году 25,1% ВВП перераспределялось через государственный бюджет, то аналогичный показатель по итогам 2009 года составил 20,6%. Доходы государственного бюджета в 2009 году сократились на 13,1% в сравнении с предыдущим годом.
Правительству страны удалось избежать значительного дефицита республиканского бюджета путем оптимизации расходов и их переориентации с целью бюджетного стимулирования потребительского спроса посредством повышения социальных выплат и реализации антикризисных мер. По итогам 2009 года дефицит республиканского бюджета вырос до 3% к ВВП. Планируется поэтапное снижение дефицита республиканского бюджета, который в 2013 году должен составить 1,5 % ВВП.
Наблюдается рост государственного (правительственного) долга, причиной которого является формирование республиканского бюджета с дефицитом. Ежегодно государственный (правительственный) долг увеличивается на сумму финансирования дефицита за счет заимствования с учетом курсовой разницы. Так, отношение государственного (правительственного) долга к ВВП на начало 2009 года составило 6,4%, а на начало 2010 года – 9,5%. На конец 2010 года ожидается, что государственный (правительственный) долг составит 2 366 млрд. тенге или 12,3% к ВВП.
Анализ основных проблем.
Продолжают оставаться актуальными вопросы сбалансированности и структуры расходов республиканского бюджета, полноты поступлений налогов и таможенных платежей, улучшения налоговой и таможенной систем, а также поддержание размера правительственного долга на безопасном уровне.
Оценка основных внешних и внутренних факторов.
Ухудшение
или улучшение экономической
ситуаций является определяющим внешним
фактором, который влияет на уровень поступлений
в республиканский бюджет и Национальный
фонд, структуру бюджетных расходов, возможность
и условия заимствования. К основным внутренним
факторам относятся качество планирования
и исполнения республиканского бюджета.
Стратегическое
направление 2. Повышение эффективности
регулирования в сфере банкротства и совершенствование
системы бухгалтерского учета и финансовой
отчетности, в том числе и в государственных
учреждениях
Основные параметры развития регулируемой отрасли или сферы деятельности.
В сфере банкротства.
С 2002 года всего ликвидировано 21 098 должников, из них 18 277 или 86% составляют отсутствующие и не имеющие имущества (активов) должников.
Инициаторами
процедуры банкротства
Сроки проведения процедуры ликвидации в Казахстане составляют 1,7 года, затраты 16,2 % от стоимости имущества.
Деятельность Министерства финансов в сфере банкротства направлена на содействие оздоровлению и восстановление неплатежеспособных организаций через процедуры реабилитации. Несмотря на наличие ряда преимуществ, данная процедура субъектами предпринимательства используется очень редко, например в 2009 году процедуры реабилитации введены лишь в отношении 14 организаций.
В сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
В
Казахстане на законодательном уровне
урегулированы вопросы
Созданы условия для распространения МСФО и МСА на территории Республики Казахстан. На основе договора с Фондом Комитета международных стандартов финансовой отчетности (Великобритания) осуществляется перевод и распространение МСФО на государственном языке.
Министерством финансов подписан Договор с Международной федерацией бухгалтеров (IFAC), разрешающий воспроизводить, опубликовывать и распространять переводы на государственный и русский языки по Справочнику по международным стандартам аудита, гарантии качества и профессиональной этике.
Действующая система бухгалтерского учета государственных учреждений основана на кассовом методе. С 1 января 2013 года все государственные учреждения осуществят переход на ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с методом начисления и Международными стандартами финансовой отчетности для общественного сектора (далее - МСФООС).
Цель реформирования бухгалтерского учета в государственных учреждениях – это формирование полных и всеобъемлющих данных об операциях и состоянии государственного сектора, формирование транспарентной и сопоставимой финансовой отчетности, объективно отражающей данные об активах, обязательствах и результатах деятельности государственного сектора.
Анализ основных проблем.
В сфере банкротства.
Процедуры банкротства применяются к должникам, которые уже доведены до «плачевного» состояния и не работают, имущество практически отсутствует, соответственно при ликвидации большинство требований кредиторов остаются не погашенными.
В немалой степени это связано с фактами преднамеренного и ложного банкротства. Проблема преднамеренного и ложного банкротства вытекает из-за отсутствия законодательных рычагов реагирования кредиторов, в том числе государства, на незаконные действия руководителей или учредителей по выводу основной массы имущества организаций на ранней стадии возникновения неплатежеспособности.
Информация о работе Пути развития налоговой системы Республики Казахстан