Противоположность и единство конкуренции и монополии

Автор: Ольга Маркова, 14 Ноября 2010 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая 2.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

КоАП (Кодекс об административных правонарушениях) по дисквалификации

должностных лиц, допустивших неисполнение предписания антимонопольного органа;

- внесение изменений  в Федеральный  закон от 26.07.2006 №  135-ФЗ «О защите  конкуренции» в  части статей 15-21, направленных на  ужесточение правовых  основ антимонопольного  регулирования в  отношении органов власти;

- активизацию практики  адвокатирования конкуренции в органах власти.

                                         

                                                      Заключение 

            В своей курсовой  работе я постаралась  просто и понятно описать основные модели рынка. Любое крупное предприятие или группировка склонна воспользоваться выгодами от своего положения на рынке и тяготеет к установлению диктата цен, рассматривая это как один из эффективных способов экономической политики. Источниками монополии могут быть как крупное, так и среднее предприятие или государство. Не всякий процесс концентрации или централизации ведет к образованию монополий, по сути, в сегодняшних условиях нельзя говорить о существовании монополии в чистом виде, но в то же время находит отражение практика монопольного поведения предприятий. Характерными признаками подобного поведения является ограничение действия рыночных механизмов, торможение научно-технического прогресса, удержание необоснованно завышенных цен.

     Без повышения уровня конкуренции невозможно осуществлять ни структурные преобразования в экономике на основе научно-технического прогресса, ни переход к новому качеству экономического роста. Конкуренцию следует оценивать не столько как функцию некоторых рыночных структур, сколько с точки зрения ее результатов. Конкуренция может быть ограниченной вследствие немногочисленности фирм, их размеров, степени концентрации производства. Но важнее знать, насколько подходят потребителю цены, качество товаров. Конкуренция должна быть, прежде всего действенной и эффективной.

     Нарушение  рыночной  ситуации  провоцирует  предприятия  на  проведение монопольной  политики, наносит  вред обществу. Следовательно, необходимо участие  государства, направленное на создание здоровой рыночной среды. Рынок с его конкуренцией, диверсификация производства и продаж, глубокая интеграция отдельных стран в мировое хозяйство и конечно соответствующая политика государства сдерживают монопольные тенденции в экономике. Сталкивание различных рыночных ситуаций ведет к тесному переплетению конкуренции и монополии и синтезу, формированию новых правил игры на рынке.

Проблемы, связанные с развитием  различных форм конкуренции  неоднозначны, так  как реальная жизнь  очень динамична  и в ней существуют не только критерии экономической эффективности, но действуют и политические или социальные факторы. Обществу выгоднее иметь совершенного конкурента, чем монополиста, в то же время условия производства подталкивают предприятия к тому, чтобы иметь большую власть и влияние на рынок. Таким образом, нельзя дать ответ - какая рыночная ситуация "лучше" позволяет обеспечить оптимальные пропорции распределения ресурсов, обеспечить равновесие на рынке, здесь нужно учитывать не только макро-  но и микроэкономические факторы, которые оказывают влияние на развитие экономической ситуации в отрасли или экономике, каждый конкретный случай требует особого  внимания.   Итак, конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки.

           Преимущества:

    1. Способствует более эффективному использованью ресурсов;
    2. Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироватьсяк изменяющимся условиям производства;
    3. Создаёт условия по оптимальному использованью научно – техническихдостижений в области создания новых видов товаров и т.д.;
    4. Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
    5. Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.

…И  определённые недостатки…

Недостатки:

    1. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);
    2. Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды;
    3. Не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного пользованья (дороги, общественный транспорт и т.д.);
    4. Не создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы образования, многих элементов городского хозяйства;
    5. Не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;
    6. Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

В целом же, эта форма  экономических отношений  несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно  меньшее зло, чем  монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономической системе, и в её условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой. 
 
 

                                                 Список литературы:

    1. Барр Р., Политическая экономия, том 1 М., МО, 1994
    2. Дворцин М.Д., Создание современной технологичной структуры крупной промышленности- непременное условие возрождения российской экономики; Общество и экономика 1-2/1992
    3. Лившиц А.Я./ Никулина И.Н; Введение в рыночную экономику, М., Высшая школа,1994
    4. «Восприятие и оценка Федеральной антимонопольной службы  экспертным сообществом и населением России», аналитический отчет по результатам исследования ,проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) http// www. fas.gov.ru
    5. Краткий экономический словарь.
    6. Борисов Е.Ф .«Экономическая теория в вопросах и ответах» :учебное пособие.- М.: Проспект,2008.
    7. Юданов А.Ю. «Конкуренция: теория и практика»- М.: Гном-пресс,2001.
    8. Кураков Л.П., Яковлева Г.Е. Курс экономической теории-М.: Гелиос АРВ,2005.

Информация о работе Противоположность и единство конкуренции и монополии