Противоположность и единство конкуренции и монополии

Автор: Ольга Маркова, 14 Ноября 2010 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая 2.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

1.2Монополия. Олигополия

     Монополия - исключительное право  производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность свободной конкуренции. 
В этом легко убедиться, если сопоставить основные параметры состояния свободной конкуренции и монополии. 

     Монополия существует там, где устранена всякая конкуренция, то есть там, где бы она охватывала предложение всех экономических благ. Таким образом, монополия предполагает господство одного производителя только в отдельно взятой отрасли, где он полностью контролирует объем предложения товара, что позволяет устанавливать цены, которые принесут максимум прибыли.

     Объем производства при  монопольной ситуации имеет тенденцию  к такому уровню, когда предельная стоимость ниже цены, тогда как при  конкуренции производство стремится к такому уровню, когда предельная стоимость равна цене. Заниженная стоимость обеспечивает монополисту объем производства выше, чем у фирм-конкурентов.  Отсюда  можно  заключить,  что  лучшим  средством  против ограничительной практики является не столько поиск конкурентных структур, сколько стимулирование расширения производства монополиста до такой точки, где его цена сравняется с предельной стоимостью.

     Наличие монополий порождено  рядом причин естественного  и искусственного характера.

     Естественной монополией обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства. Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, электрические и газовые компании, кабельное телевидение предприятия водоснабжения и связи, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

     Существует  мнение о том, как  влияет монополия  на научно-технический  прогресс. Правительства большинства стран в целях ускорения технического прогресса предоставляют изобретателям права на временные монополии и создают  все для вступления в отрасль, выдавая патенты и лицензии. Изобретатели, имеющие патент, в течение некоторого времени являются монопольными производителями.

     Государство может предоставить статус единственного  продавца в отрасли (транспорт, связь, газоснабжение), где долгосрочные издержки минимальные  только, если одно предприятие  обслуживает весь рынок. Взамен государства сохраняет за собой право регулировать действия этих монополий, чтобы исключить злоупотребления монопольной властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и населения.

     Искусственные монополии. Под этим условным названием имеется в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

- создают барьеры  для вхождения  на отраслевой  рынок новых фирм;

- ограничивают аутсайдерам  (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

- создают очень  высокий (по сравнению  с новыми фирмами)  уровень технологии;

- применяют более  крупный капитал  (дающий больший  эффект от роста  масштаба производства);

- "забивают" новые фирмы хорошо  поставленной рекламой.

Олигополия

     Олигополия- это отрасль, в  которой большая  часть продаж совершается  несколькими фирмами, каждая из которых  способна оказывать  влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

     Олигополии  могут быть однородными  или дифференцированными, то есть в олигополистической отрасли могут  производить стандартизированные  или дифференцированные продукты. Многие промышленные продукты: сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, технический спирт так далее- являются стандартизированными продуктами в физическом смысле и производятся в условиях олигополии. С другой стороны, многие отрасли, производящие потребительские товары: автомобили, покрышки, моющие средства, открытки, сигареты и множество бытовых электрических приборов. Большинство из ведущих компаний мира ведут свою деятельность в условиях олигополии.

     Основной  характерной чертой структур олигополистического  типа является взаимозависимость  действий различных  производителей. На такого рода рынке цены на изделия, предлагаемый для продажи объем продукции, полученная какой- либо хозяйственной единицей прибыль зависят от реакции остальных хозяйственных единиц на решения первой. Позиция одного производителя в данном случае немного отличается от позиции абсолютного монополиста, который устанавливает единолично объем производимой продукции и на ее продажную цену, что позволяет ему получать максимальную прибыль. При олигополии каждый из производителей может устанавливать объем продукции, поставляемой на рынок, но ее продажная цена и, следовательно, прибыль зависят от решения всех остальных производителей.

1.3 Рыночное равновесие при монополии и совершенной конкуренции. Современные Подходы к Трактовке Проблем Совершенной и Несовершенной Конкуренции 
 

     Экономическое равновесие - это состояние экономики, при котором произведенная продукция реализуется, а спрос удовлетворен. Совершенная конкуренция автоматически через рыночные цены, в силу действия внутренних экономических законов обеспечивает общее равновесие или состояние оптимальности, создавая условия для получения максимальной полезности. По Вальрасу конкуренция является одним из необходимых условий достижения общего равновесия.

     Отличие равновесия монопольного рынка от равновесия совершенного рынка  состоит в том, что цена спроса не может быть равна цене предложения. В условиях монополии, когда цена устанавливается выше средних и предельных издержек, действуют административные регуляторы, способствующие поддержанию равновесия. Государственное регулирование экономики осуществляется в двух направлениях, что определяется степенью развитости рыночной инфраструктуры: через монетарные инструменты, деньги и кредит, объем денежной массы в обращении; и путем проведения соответствующей бюджетной политики, государственных капиталовложений, налоговой политики и прямого государственного вмешательства в экономику. В целом административными и другими методами трудно уничтожить условия для образования монополий, поэтому нужно стремиться к созданию условий для перераспределения монопольного дохода в интересах всего общества.

     Противоречия  присущие  экономическим  отношениям, в частности  между конкуренцией и монополией, воздействуют на производство, и  в свою очередь  порождают нарушения  равновесия между  спросом и предложением. Так, если для рынка совершенной конкуренции были характерны кризисы перепроизводства, то в последнее время характер кризисов и диспропорций в экономике изменился. Сегодня фирма в условиях монополистической конкуренции гораздо лучше знает конъюнктуру рынка. Образование монопольных объединений и нередкие случаи соглашений между ними привносят элемент стабильности. Рынок утрачивает хаотичность и подпадает под регулирующее воздействие устойчивых хозяйственных связей. Правда, развитие этих же тенденций может вылиться в застой.

     Планомерность организации производства при монополии  и диверсификация позволяют при  наличии продуманной  государственной  политики, опирающейся  на рыночные отношения, избегать особых нарушений  рыночного равновесия. Для экономических  процессов, если мы рассматриваем их в динамике, нарушение равновесия на рынке - обычная ситуация, но введение элемента планомерности позволяет прогнозировать колебания и не допускать их до критических отклонений.

Современные Подходы к Трактовке  Проблем Совершенной и Несовершенной Конкуренции 

В конце XIX – начале ХХ в. во многих работах  прославлялась экономика 

«свободной  конкуренции». В этот период отождествлялись понятия, с одной

стороны, «свободная конкуренция» и «совершенство», с другой - «монополия» и «несовершенство экономического механизма», «монополия» и «социальная несправедливость». Термин «несовершенная» означал в то время несовершенство, неэффективность из-за нарушения механизма выравниванья прибылей и «социальное несовершенство» из-за того, что монополии часть «законной прибыли» изымали у других отраслей.Позднее термин «несовершенная конкуренция» утратил смысл экономического несовершенства, так как представители теории «несовершенной конкуренции» стали рассматривать монополию как условие массового производства, которое сопровождалось ростом производительности труда, снижения издержек производства. «Несовершенство» стало признаваться фактически только с социальных позиций. Оно проявлялось по отношению к немонополизированным производителям.В современных условиях «несовершенная конкуренция» в основном применяется для

характеристики  монополистического сектора. П. Самуэльсон называет немонополизированные отрасли «больными», переполненными мелкими капиталами, с высокими издержками производства и мелкой прибыльностью. «К сожалению, - - отмечал П. Самуэльсон, - в большинстве хронически перенаселённых больных отраслей рыночная конкуренция весьма далека от совершенства. Экономические последствия такой формы несовершенной конкуренции могут быть хуже, чем при полной монополии». При этом он признаёт экономическое и социальное несовершенство монополий и олигополий в связи с их практикой повышения цен и сокращения производства. Дж. Гэлбрейт рассматривает в качестве несовершенной конкуренцию в условиях мелкого бизнеса или «незрелых» монополий начала ХХ в. При этом несовершенство проявляется в больших размерах риска и неопределённости, которые ведут к значительным потерям, банкротствам и безработице. Он считает, что конкуренция  принимает совершенный характер при переходу к современному господству «зрелых» монополий, которые, по его мнению, стремятся не к максимизации прибыли, а к минимизации риска и к достижению устойчивых темпов роста.В настоящее время в качестве концепции «совершенной конкуренции» получила распространение так называемая экономическая теория производства.

  В её модели  выделяют два типа  рынков:

    1. Рынок товаров и услуг, используемых для личного потребления;
    2. Рынок факторов производства.

    Взаимосвязь между этими рынками  сформулирована в  виде технического закона, называемого экономистами «функцией производства». Сущность этого закона заключается в  том, что существует технологическая  взаимосвязь между любыми данными производственными затратами (или затратами факторов производства) и размерами продукции, которую можно изготовить с их помощью. Для каждого отдельного периода всегда существует максимальный объём выпуска, которого можно достигнуть при данных затратах факторов производства. Фирма, с одной стороны, выступает как поставщик своих товаров, с другой - как потребитель, носитель спроса на факторы производства. При этом цены на отдельные факторы производства должны быть пропорциональны соответствующим физическим объёмам производимых с их помощью продуктов. Коэффициентом пропорциональности выступают предельные издержки производства. В результате в точке равновесия достигается «справедливое» распределение производственного продукта, при котором каждый участник обмена получает лишь ту долю продукта, которая соответствует принадлежащим ему факторам производства и их вкладу в производство. 
     

Глава 2

2.1 Экономика Российской Федерации и конкуренция  
 

Цели  и задачи защиты конкуренции.

Защита  и поддержка конкуренции гарантированы Конституцией Российской Федерации. Конкуренция позволяет достичь максимального благосостояния общества. В условиях конкуренции ресурсы используются наиболее эффективно, а неэффективные производители вытесняются с рынка.

Благоприятная конкурентная среда чрезвычайно высоко оценивается предпринимательским сообществом. По мнению российских предпринимателей,«поддержание благоприятной конкурентной среды» является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности власти, как «формирование законодательных условий деятельности бизнеса, обеспечение их безусловного и справедливого применения».В начале 2000-х годов Российской Федерации удалось достигнуть финансовой стабилизации. Прекратилось снижение темпов обменного курса национальной валюты и

произошло резкое уменьшение инфляции. Важно, что это  было осуществлено в  условиях экономического роста, значительного  повышения доходов  населения, отсутствия наращивания внешних займов и дефицита бюджета. Достижение финансовых макроэкономических целей выводит на первый план государственной экономической политики задачи по структурной перестройке экономики и обеспечению инновационного развития страны. В среднесрочном периоде основное внимание должно уделяться качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей – конкурентной политике.

Информация о работе Противоположность и единство конкуренции и монополии