Прогноз рынка рабочей силы на 2008 год по Несвижскому району

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Поддержание занятости – важнейшая цель экономической политики. Рыночной экономике присущ определенный уровень безработицы, хотя количество безработных колеблется из года в год.

В любом современном обществе всегда существует часть населения, которая желает работать (причем неважно, является ли эта часть населения занятой или ее можно отнести к безработным) и те, кто нанимает этих желающих работать на работу для производства каких-нибудь товаров или услуг.

Содержание

Введение

1.Занятость и безработица. Государственная программа занятости

1.1.Сущность, виды и формы занятости

1.2.Формы, виды, типы и причины безработицы

1.3.Регулирование занятости. Государственная служба занятости

1.4.Государственная программа занятости

2. Ситуация на рынке рабочей силы Несвижского района

2.1Мероприятия по снижению уровня безработицы по Несвижскому району.

2.2. Основные показатели развития Несвижского района

2.3. Задание-отчет по обеспечению занятости населения района на 2007 год

3.Прогноз рынка рабочей силы на 2008 год по Несвижскому району

3.1. Приоритеты, направления и мероприятия содействия занятости населения

3.2.Ожидаемые результаты, финансовое обеспечение мероприятий содействия занятости населения

Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая (Восстановлен)1.doc

— 360.00 Кб (Скачать)

  Институциональная безработица считается такая, которая обусловлена правовыми или иными институциональными нормами. Например, слишком большие социальные выплаты по безработице могут снизить предложение труда и тем самым повысить уровень безработицы.

  Добровольная  безработица – та, при которой есть люди, которые могут, но не хотят работать по каким-то личным причинам[4,с147].

  Истинная  безработица представлена следующими видами.

  Структурная безработица – такая безработица, которая возникает под воздействием крупномасштабных преобразований в той или иной отрасли, в экономике в целом.

  Технологическая безработица прямо связана с научно-технической революцией и означает сокращение работающих  из-за внедрения новой техники и технологии.

  Региональная  безработица – та, которая характерна по каким-то причинам (демографическим, этническим и др.) для отдельного региона.

  Циклическая безработица связана с экономическими циклами, с циклическими спадами производства и кризисами.

    Скрытая безработица – это обычно незаметная, но реально существующая избыточность применяемого труда, проявляющаяся в пониженном уровне производительности труда. Иначе говоря, это ситуация, когда работу одного работника фактически выполняют два.

  Количественную  характеристику безработицы дают два основных показателя. Уровень безработицы – отношение количества полностью безработных, зарегистрированных официальными службами, к общему количеству экономически активного населения, выраженное в процентах:

  Уровень безработицы =

  Продолжительность безработицы измеряется средним количеством времени (месяцев), в течение которого незанятые остаются без работы.

  В отличии от метода прямого счета, ограничивающегося данными о  регистрации в службе занятости, есть балансовый метод. Он включает как использование возможности статистики, так и социологических методов обследования с учетом территориальных особенностей, а также отраслевых и демографических [4,с.148].

  Причины безработицы:

  1.непропорциональный уровень заработной платы по отношению к производительности труда. Если объем заработной платы превышает стоимость выпущенной продукции, то в условиях рыночной экономики предприятия сокращает занятость[1, с.445].

  2.жесткость заработной платы – это ее неспособность к гибкому изменению, достаточному для проведения в соответствие спроса и предложения на рынке труда. Безработица, являющаяся результатом жесткой заработной платы, называется безработицей ожиданий. Безработица ожиданий возникает потому, что при данном уровне заработной платы предложение труда превышает спрос на труд стороны фирм. Когда уровень реальной заработной платы находится выше точки равновесия, а предложение труда превышает спрос, не происходит логического снижения выплачиваемой заработной платы, несмотря на избыточное предложение труда[1,с.446].

  Причины, объясняющие жесткость заработной платы: законы о минимальной заработной плате (установленный минимум, особенно для категории неквалифицированных и неопытных,  поднимает заработок выше точки равновесия, что сокращает спрос фирм на данный вид труда), дополнительные издержки труда (для дополнительного работника надо оплачивать отпуск, мед. обслуживание, иногда – жилье), налоги на труд (платят налог на заработную плату), влияние профсоюзов, стимулирующая заработная плата (высокая заработная плата повышает производительность труда, а значит, и прибыль фирмы). 

 1.3.Регулирование занятости. Государственная служба занятости

  В отношении безработицы  государство  располагает  тремя видами политики:

  1.социальной  – ее функция состоит в оказании  помощи безработным с целью  поддержания их жизненного уровня;

  2.макроэкономической  – предполагает использование  денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы;

  3. в сфере занятости – политика  направлена на создание новых  рабочих мест, системы переподготовки  кадров, центров по трудоустройству  и т.д.

  Все методы и меры, с помощью которых  государство воздействует незанятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

  Активные  меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер относятся:

1) кейнсианская  макроэкономическая политика, направленная  на стимулирования совокупного спроса за счет госбюджета;

2) организационные  законодательные и финансовые меры государства, которые включают:

-организацию  системы образования и производственно-технического  обучения кадров на базе служб  по трудоустройству и предприятий;

-регулирование отраслей и региональной мобильности кадров;

-расширение  производства товаров и услуг  за счет роста государственных  субсидий;

-осуществление  программ общественных работ  в коммунальном хозяйстве, строительстве,  ремонтно-восстановительных работах;

-создание  рабочих мест для молодежи;

-субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите;

-инвестирование  наиболее перспективных или трудоемких  отраслей;

-меры  по сокращению предложения на  рынке труда;

-стимулирование  самостоятельной занятости населения

-содействия в развитии мелкого и среднего бизнеса.

  Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума[1,с.449,450].

  Видное  место в регулировании рынка  труда занимает государственная  служба занятости.

  Государственная служба занятости – учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предприятиями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрацию безработных.

  Задачи  государственной службы занятости:

  1.Оказание  посреднических услуг при трудоустройстве  безработных и лиц, желающих переменить работу.

  2.Изучать  спрос и предложение рабочей  силы.

  3.Предоставлять  информацию о требующихся профессиях.

  4.Заниматься  профориентацией молодежи.

  5. вести учет безработных и производить  выплату пособий по безработице.  В случаи отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.

  1.4.Государственная программа занятости

  В соответствии с основными принципами разработана и одобрена правительством Республики Беларусь Программа занятости населения, направленная на практическую реализацию политики занятости. Ее главной целью провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости граждан Республики Беларусь. Осуществление этой цели предусматривает решение следующих задач:

  1)оказание  материальной помощи в трудоустройстве граждан;

  2)материальная  поддержка незанятого населения[4,с.143];

  3)профессиональная  подготовка и переподготовка  незанятого населения;

  4)бронирование, квотирование и создание рабочих  мест на действующих предприятиях  для граждан, не способных на равных конкурировать на рынке труда;

  5)содействие  предпринимательству и самозанятости  как источникам создания новых  рабочих мест;

  6)развитие  республиканской службы занятости,  обеспечивающей компьютеризованный учет спроса и предложения рабочей силы в разрезе категорий граждан.

  Программа занятости строится с конкретизацией по годам. Основные ее ориентиры исходят из реальных явлений, происходящих в сфере занятости населения  Республики Беларусь. В связи с этим Программой предусмотрено:

  1.реальное  оказание помощи в трудоустройстве;

  2.направление  на подготовку и переподготовку  с выплатой стипендий;

  3.оказание  материальной помощи по безработице.

  Кроме того, для трудоустройства лиц, не способных на равных конкурировать на рынке труда (инвалиды, молодежь и т.п.). Программа предусматривает создание на предприятиях и в организациях рабочих мест с частичной компенсацией затрат из средств государственной службы занятости. Сюда же относится создание специализированных малых предприятий для инвалидов, а также для молодежи при службе занятости[4,с.144].

  Государственная программа содействия занятости  населения Республики Беларусь на 2008 год.

  Программа содействия занятости разработана  Министерством труда и социальной защиты совместно с республиканскими органами государственного управления, облисполкомами, Минским горисполкомом, объединениями нанимателей и профсоюзов и определяет главные направления и приоритеты деятельности органов государственного управления по повышению эффективности использования трудовых ресурсов, удержанию уровня безработицы в социально приемлемых пределах.

  Ее  основными задачами являются: вовлечение в экономическую деятельность незанятых  граждан:

  - содействие трудоустройству граждан,  особо нуждающихся в социальной  поддержке – инвалидов, молодежи, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, женщин, длительно неработающих граждан;

  - обеспечение занятости населения  в малых городах и районах  с устойчиво высоким уровнем  безработицы;

  - повышение качества трудовых ресурсов;

  - снижение дисбаланса между спросам  и предложением рабочей силы;

  - обеспечение социальной защиты  временно не работающих граждан.

  Реализация  мероприятий Программы позволит выполнить задание Программы социально-экономического развития и прогноза на 2008 год об удержании уровня безработицы в пределах 1,4-1,5%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Ситуация на рынке рабочей силы Несвижского района

  2.1.Мероприятия  по снижению уровня  безработицы по  Несвижскому району

  Для снижения уровня безработицы в Несвижском районе проводились следующие мероприятия:

  1)переобучения  безработных, которые обучались  по следующим специальностям необходимых для народного хозяйства района: трактористы, водители, строители, слесаря по ремонту автомобилей, операторы газовых котелен, продавцы, парикмахеры, маляр, штукатур;

  2)в истекшем году было заключено 24 договора на проведение общественных оплачиваемых работ. Основными видами данных работ были: сбор камней, переборка картофеля и овощей, заготовка кормов, уборка урожая, обкоска меллиаротивных каналов, розничная торговля, строительные работы и др.;

  3)была  оказана финансовая помощь для  проведения общественных работ  имеющих социально-полезную значимость  Козловскому, Липскому, Островскому сельсоветам (установка заборов на кладбище) и РУП «Ганусова» (уборка зерновых);

  4)были  выделены ссуды и субсидии  для организации собственного  дела;

  5)с  целью привлечения молодежи к  социально-полезному труду и улучшения  материального положения, центром  занятости организована вторичная  занятость школьников на период летних каникул. Создана 8 ремонтно-строительных бригад из числа школьников, которые занимались ремонтом и благоустройством школ района, а также 1 ремонтно- строительная бригада, которая работала на благоустройстве и ремонте «Дома-интерната для инвалидов и престарелых» 

Информация о работе Прогноз рынка рабочей силы на 2008 год по Несвижскому району