Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:27, курсовая работа
Место и роль страны в мировом хозяйстве, МРТ и в интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих факторов. Однако основными из них являются следующие: уровень и динамика развития национальной экономики, степень её открытости и вовлечённости в МРТ, прогрессивность и развитость внешнеэкономических связей (ВЭС), умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом направлении.
Введение…………………………………………………………………………3
1. История возникновения вопроса……………………………………………5
1.1. Пути включения России в МРТ…….…………………………………....5
1.2. Важнейшие показатели международной торговли……………………..9
1.3. Россия в системе международных институциональных структур……12
2. Взаимодействие России с другими государствами………………………..17
2.1. Россия и развивающиеся страны………………………………………..17
2.2. Россия и развитые страны запада……………………………………….19
2.3. Россия и страны СНГ…………………………………………………….20
2.4. Россия и страны восточной Европы…………………………………….23
2.5. Влияние распада СССР на взаимодействие с мировым хозяйством…25
3. Доля России в международной торговле…………………………………...27
4. Прогноз основных тенденции развития экономики России до 2015 г…...29
Заключение……………………………………………………………………...37
Список используемой литературы…………………………………………….39
В
целом доля России в мировой экономике
будет определяться главным образом
общим уровнем экономического развития
страны, реальными результатами проводимой
экономической реформы, кардинальным
обновлением структуры
Прогноз основных тенденции
развития экономики России до 2015 г
Россия ныне переживает один из самых драматических периодов во все более чем 1000 – летней истории. Закончился период коммунистического тоталитарного режима, связанный с отменой частной собственности, хозяйственной многоукладности, нормального рынка и конкуренции, а в политической области – демократии. Идёт период реальных, хотя и противоречивых реформ, направленных на отказ от государственного распределения продукции, централизованного планирования, заидеологизированности всей хозяйственной жизни, идёт воссоздание нормальной, смешанной рыночной системы с реальной трудовой мотивацией, конкуренцией и демократией. Но пока страна несёт огромные потери и нуждается в эффективной помощи. Долго ли продлится этот период? Какие тенденции социально – экономического развития имеют шансы приобрести реальное воплощение в жизнь? Эти вопросы встают сегодня не только в России, но и во всём мире.
Исторический опыт показывает, что в прошлом Россия всегда выходила из драматической ситуации обновлённой и более могущественной. Даже уроки прошлого века – выход страны из двух мировых войн и одной гражданской – свидетельствуют об этом, хотя они и относятся к печальному периоду коммунистической диктатуры.
Это, однако, не исключает того факта, что российские эксперты – прогнозисты и сейчас чётко делятся на пессимистов и оптимистов: одни пророчат неопределённость будущего для России, углубление её упадка и даже развал, другие, наоборот, говорят о возрождении России как великой и обновлённой державы, о ясности перспектив её развития.
Конечно, нельзя слепо занимать крайние позиции: состояние общей неустойчивости и неопределённости сохраняется. В этой ситуации возможно движение в направлении как к упадку и развалу, так и к стабильному демократическому правопорядку. Второй вариант, представляется, имеет гораздо больше шансов быть исторически реализованным.
Большинство населения страны устало от неопределённости, отсутствия реальной политической власти и в то же время не желает возврата к старым, авторитарным формам правления времён «реального социализма». Но парадокс состоит в том, что в нынешней внутриполитической ситуации одно не противоречит другому и может служить реальным средством для оздоровления страны, её поступательного движения в новом русле.
Так, укрепление президентской власти, прекращение «смутного времени», состояния безвластия, твёрдая и разумная политика, направленная на становление и развитие цивилизованной рыночной экономики и демократии, способны серьёзно продвинуть страну по пути реального прогресса. Ведь в послевоенный период не только новые индустриальные, но и некоторые западноевропейские страны прошли через авторитарные политические режимы и со временем вышли к демократии.
В целом можно заключить, что Россия вновь находится на старте своего обновления, как это неоднократно и бывало в её долгой истории. Конечно, если бы не Ленин, не коммунистический переворот в октябре 1917 г., Россия была бы второй Америкой, прокладывающей путь всему человечеству. Этот переворот не просто затормозил, а отбросил Россию назад, резко ухудшив её исторические перспективы.
Нельзя
не учитывать и внешнее окружение
– состояние мировой экономики
и экономики в ближнем
Что касается стран Центральной Восточной Европы и Балтии, то довольно дружный подъём здесь начался в 1994 – 1995 гг. и, несомненно, будет продолжаться. Этот фактор тоже надо отнести к числу благоприятных для России.
Сложнее дело обстоит с ближним зарубежьем, с бывшими республиками бывшего Советского Союза. Россия уже пережила шок быстрого разрыва с ними экономических отношений и вошла в новый режим этих связей. Отсутствие или замедленность экономических реформ в других странах СНГ потенциально может оказать недобрую услугу России, которая пока является их донором. Но среди всех стран СНГ Россия занимает первое место по продвинутости рыночных реформ и потенциально, будучи флагманом, могла бы потянуть за собой и эти страны. От партнёрства на такой основе, на основе создания равноправного экономического союза, взаимовыгодности Россия может только выиграть. В конце концов, традиционно это единое экономическое пространство, хотя на нём и циркулирует продукция не самого высокого качества.
В то же время страны ближнего зарубежья, члены СНГ, видят в России по – прежнему своего старшего брата, который якобы обязан им помогать. И при этом главные усилия направляют на развитие своих отношений с Западом, порой вопреки национальным интересам России.
Торговля России с другими странами СНГ всё время сокращается, не работает механизм экономической интеграции. Более того, ряд членов СНГ раздирают почти непримиримые противоречия, которые они хотели бы решить с помощью или за счёт России. Ярким примером последнего являются политические игры вокруг экспорта азербайджанской и казахстанской нефти, а также туркменского газа, специально и преднамеренно в обход России, несмотря на более высокие затраты.
Нельзя сбрасывать со счетов и такие внутренние благоприятные для России факторы, как образованное население и рабочая сила, наличие разветвлённой инфраструктуры научно – технического прогресса, исследовательских институтов, лабораторий, конструкторских бюро, вузов, больших производственных мощностей, которые используют пока только наполовину, богатейшие природные ресурсы, огромный отложенный спрос – рыночный потенциал, наличие уже в значительной мере сформировавшихся кадров молодых бизнесменов, управленцев и, конечно, мощные финансово – промышленные группы в энергетике, ВПК и металлургии.
Но есть и внутренние неблагоприятные факторы, которые также должны быть учтены. Это – некомплексность и нерешительность в проведении реформ, политические противостояния и распри. В значительной части общества преобладают настроения разочарования, пессимизма, ностальгии по прошлому. У ряда членов правительства явно обнаруживается отсутствие признаков рыночного мышления. Накал криминогенности в обществе достиг опасного уровня.
В
настоящее время Россия опять
находится на переломе, на развилке
исторического пути, в своего рода
полосе неопределённости, на которой
дороги расходятся по разным направлениям.
Поэтому возможны самые разные варианты
прогноза. Исходя из всего сказанного,
видно четыре варианта возможного типа
социально – экономического развития
России на долгосрочную перспективу.
Вариант первый. Сохранение нынешних тенденций медленной трансформации.
Вялотекучесть
реформ и экономического развития. Выход
из кризиса и депрессии. Последующее оживление
и подъём экономики. Подъём темпами не
выше 3 – 4 % прироста ВВП в год. Сохранение
политической нестабильности, региональных
и этнических проблем, препятствующих
радикальным экономическим реформам,
медленное формирование рыночной ифраструктуры.
Вариант второй. Возврат к реальной реформе, ускорение процесса системной трансформации.
Консолидация
реформаторских сил на базе достижения
политического урегулирования и
согласия. Прекращение падения
В
целом страна встаёт на нормальный
путь развития рыночной экономики.
Вариант третий. Консервативное отступление от существующей программы реформ.
Такое
отступление широко пропагандируется
сегодня как некоторыми учёными,
так и промышленниками, а также
рядом политических течений в
стране. В соответствии с программными
заявлениями ряда российских экономистов
необходим частичный возврат к «рыночному
социализму», восстановление фиксированных
цен и доходов, государственных заказов
и, возможно, даже чего – то ещё вроде Госплана.
При этом происходит резкое замедление
и даже прекращение приватизации, рыночных
преобразований. Усиливается политическая
конфронтация в обществе и смута в хозяйственной
и общественной жизни. Обстановка нестабильности
выше по сравнению с первым вариантом.
Средние темпы экономического роста не
превысят 3% в год. Однако цена этих темпов
окажется высокой за счёт увеличения государственных
расходов и бюджетного дефицита, высокой
инфляции. При низкой экономической эффективности
будет, однако, высокая занятость.
Вариант четвёртый. Авторитарный режим.
Усиливается
автократическое давление в пользу проведения
уникальных экономических реформ, централизованная
власть укрепляет свои позиции, но, конечно,
без прихода военных к руководству страной.
Вводится некое подобие «чрезвычайного
экономического положения». Но реформы
«сверху» и под командой при недостаточной
активности «снизу» идут с трудом. Слабо
развивается рыночная инфраструктура.
Темпы экономического роста не превышают
3 – 4% в год.
По существу, четвёртый сценарий – это альтернатива сценария краха и развала России, который мы не рассматриваем.
Все четыре варианта, хотя и в разной степени являются рыночными.
Вместе с тем существуют и не рыночные варианты прогноза. Первый из них – это прогноз полного развала экономики, т.е. вариант катастрофы. Второй представляет собой военную диктатуру – хунту, которая возьмёт власть в стране и будет жёстко проводить в лучшем случае полурыночные реформы.
Представляется, что оба нерыночных варианта нереальны. Наиболее реальной для наших российских условий, возможно, является смесь из второго и четвёртого вариантов приведённых прогнозов. Послекризисные темпы роста ВВП могут оказаться равными 2 – 3% в год. Это будет почти в 1,5 – 2 раза быстрее, чем ожидаемые темпы роста США, Западной Европы в целом и Германии в отдельности. В результате Россия по уровню экономического развития (ВВП на душу населения) через 15 – 20 лет достигнет современного уровня Греции и Португалии, а по общему объему ВВП выйдет на 2 – 3 место в Европе. В значительно более отдалённой перспективе (через 40 – 50 лет) России суждено, как это было и раньше, занять первое место в Европе по общему объёму ВВП.
Конечно, такое экономическое развитие должно дополняться и стимулироваться укреплением демократии и верховенства закона в стране, усилением политических и торгово – экономических позиций России в мире.
Опираясь
на прогнозы основных тенденций экономического
развития Западной Европы и Японии до
2015г., используя его в качестве основы
и дополнив соответствующими проектировками
касающимися экономического развития
России и США, получим картину возможных
темпов экономического роста до 2015г.
Прогноз
среднегодовых темпов прироста ВВП
России, Западной Европы и других развитых
стран мира до 2015 г.
Регион, страна | % | Страна | % | |
Западная Европа | 3,0 | Франция | 2,8 | |
Россия | 5,0 | Италия | 3,0 | |
США | 2,7 | Великобритания | 2,7 | |
Япония | 2,8 | Испания | 3,7 | |
Германия | 3,1 |
Информация о работе Прогноз основных тенденции развития экономики России до 2015 г