Прогноз основных тенденции развития экономики России до 2015 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Место и роль страны в мировом хозяйстве, МРТ и в интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих факторов. Однако основными из них являются следующие: уровень и динамика развития национальной экономики, степень её открытости и вовлечённости в МРТ, прогрессивность и развитость внешнеэкономических связей (ВЭС), умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом направлении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. История возникновения вопроса……………………………………………5
1.1. Пути включения России в МРТ…….…………………………………....5
1.2. Важнейшие показатели международной торговли……………………..9
1.3. Россия в системе международных институциональных структур……12
2. Взаимодействие России с другими государствами………………………..17
2.1. Россия и развивающиеся страны………………………………………..17
2.2. Россия и развитые страны запада……………………………………….19
2.3. Россия и страны СНГ…………………………………………………….20
2.4. Россия и страны восточной Европы…………………………………….23
2.5. Влияние распада СССР на взаимодействие с мировым хозяйством…25
3. Доля России в международной торговле…………………………………...27
4. Прогноз основных тенденции развития экономики России до 2015 г…...29
Заключение……………………………………………………………………...37
Список используемой литературы…………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Для инета.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

   В товарной структуре экспорта России преобладают топливно-энергетические, сырьевые товары при незначительном удельном весе машин и оборудования. Для внешней торговли России характерно постоянное сокращение объема машин и оборудования в экспорте продукции. Основными причинами данного явления являются ухудшение позиции России на традиционных рынках машинотехнической продукции, сокращение емкости некоторых сегментов мирового рынка машинотехнических изделий и проблемы с международной сертификацией и стандартизацией российской продукции.

   Экспорт России носит ярко выраженный сырьевой характер. Поэтому на показатели российской внешней торговли заметно влияет коньюнктура мировых цен на рынке энергоносителей. В 1999 г. произошёл перелом в тенденции предыдущих лет к понижению цен на мировых товарно – сырьевых рынках, прежде всего за счёт существенного роста цен на нефть и другие энергоносители. Среди факторов, способствовавших преодолению депрессии на товарно – сырьевых рынках, следует отметить также рост в результате кризиса спроса на российские товары в государствах Азии и Латинской Америки.

   Физический  объём экспорта газа увеличился за 1999 г., однако вылютная выручка сократилась. Объём экспорта газа в странах Восточной Европы сократился в результате усилий этих стран диверсифицировать источники импорта энергоресурсов. В то же время увеличились поставки газа в Западную Европу. Самым крупным потребителем остаётся Германия, на долю которой приходится около 40 % экспорта российского газ. Контрактные цены экспорта отдельных российских товаров по сравнению с ценами мирового рынка нередко являются заниженными, что частично объясняется выполнением обязательств по средне – и долгосрочным контрактам. Однако во многих случаях товары поставляются через посреднические фирмы с целью сокрытия части валютной выручки производителей за рубежом.

 

   Россия в системе  международных институциональных  структур 

   В число важнейших международных  организаций входят Международный валютный фонд (МВФ), группа Мирового банка, Всемирная торговая организация (ВТО) и система Организации Объединённых Наций. Россия входит в состав стран – членов МВФ, ООН и Группы Мирового банка.

   Международный валютный фонд является организацией, контролирующей процессы развития международной экономики в целом. Ресурсы МВФ состоят из собственных взносов стран – членов. МВФ оказывает финансовую помощь в форме траншей и взимает проценты за использование финансовыми ресурсами. Страны – члены МВФ заинтересованы в возвратности средств. Поэтому доступ к ресурсам МВФ основан на выполнении странами условий, выработанных совместно экспертами МВФ и правительствами стран, получающих кредиты данной организации. Анализ функционирования внешнего и финансового секторов позволяет выявить макроэкономические дисбалансы и предоставить необходимые рекомендации по их исправлению. В отношении отдельных стран применяются более детальные консультации с посещением стран – членов и переговоры с представителями Министерства финансов, Министерства экономики и другими организациями о развитии экономик данных стран. Все случаи использования финансовых ресурсов МВФ, за исключением резервного транша, предусматривают выполнение страной согласованной с МВФ программы экономических корректировок. Для того чтобы получить новый транш кредита, необходимо выполнить промежуточные количественные показатели реформенной программы. Величина финансового содействия определяется на основе квоты страны в капитале МВФ. МВФ финансирует страны с переходной экономикой в рамках специальных кредитов системной трансформации. В результате сбора и анализа необходимой информации МВФ делает отчёт о состоянии экономики и вырабатывает соответствующие рекомендации. Развитие экономик отдельных стран в условиях интегрирующихся мирохозяйственных связей вписывается в контекст ситуации экономики мира в целом.

   Группа  Мирового банка состоит из следующих  организаций: Международного банка  реконструкции и развития (МБРР), Международной ассоциации развития (МАР), Международной финансовой корпорации (МФК) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МИГА). Главной задачей этих организаций является предоставление кредитов  развивающимся странам  и странам с переходной экономикой. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров является автономной организацией Группы Мирового банка. В основном гарантии предоставляются по следующим некоммерческим рискам: невозможность перевести валюту за рубеж, национализация инвестиций или нарушение контракта. К основным целям МБРР относятся: поощрение частных иностранных капиталовложений и стимулирование долгосрочного экономического роста, а также поддержание равновесия платежных балансов. Банк предоставляет займы прежде всего развивающимся странам, близким к рыночным. К основным целям МАР относятся содействие экономическому развитию, повышение производительности труда и уровня жизни в развивающихся странах. Большинство кредитов данная организация предоставляет странам с годовым доходом на душу населения в размере 800$ и ниже. Региональные и отраслевые задачи МФК определяют следующие принципы: принцип катализатора, за счёт привлечения к участию в проекте частных инвесторов, принцип рентабельности и принцип дополнения естественного рыночного процесса. В целом деятельность МФК содействует развитию прежде всего частного сектора за счёт финансирования, мобилизации ресурсов, управления рисками и технической помощи.

   Всемирная торговая организация (ВТО) возникла в 1995 г. на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое вступило в силу в 1948 г. и в соответствии с которым регулировалась мировая торговля товарами. С 1948 по 1995 г. ГАТТ оставалась единственной регулирующей международную торговлю организацией. К основным её функциям относятся проведение многосторонних торговых переговоров, надзор за исполнением многосторонних торговых соглашений и сотрудничество с другими международными организациями по вопросам торговой политики. Отличие функций ВТО и ГАТТ заключается в том, что ВТО является постоянной международной организацией, в то время как ГАТТ представляет интересы участвующих в соглашении сторон. Можно сказать, что деятельность ВТО носит более глобальный характер, так как ВТО является постоянной международной организацией. Функции ВТО в отличие от ГАТТ включают регулирование не только торговли товарами, но и услугами. В настоящее время ВТО является главной организацией, регулирующей торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Вступление в члены ВТО происходит поэтапно. На первом этапе страной, выражающей желание вступить в ВТО, предоставляется меморандум о своей торговой политике. На втором этапе ВТО проводит переговоры по вопросам доступа на рынок страны товаров и услуг других стран. Если страна принимает условия, определённые в многосторонних соглашениях ВТО, на министерской конференции проводится голосование о вступлении страны в ВТО. После положительного итога голосования страна может считаться принятой в ВТО.

   Необходимой предпосылкой осуществления эффективной политики государственного регулирования является наличие развитой системы институтов в рамках национального хозяйства, ответственных за формулирование общего курса деятельности государства в соответствующей сфере экономики.

   Потребность в существовании института, специализирующегося на рассмотрении этих вопросов, непосредственно обусловлена масштабом проникновения импортных товаров на российский рынок.

   Международная организация труда является специализированным агентством ООН, занимающимся, разработкой  и согласованием международных стандартов в области рынка труда. Особенно важна деятельность такой организации в условиях развития международного перемещения рабочей силы. Поэтому стандарты, разрабатываемые в рамках данной организации, являются своеобразными рекомендациями национальным правительствам.

   Российская  Федерация является также членом Организации Объединённых Наций  по промышленному развитию (ЮНИДО), выполняющей центральную координирующую роль в области промышленного  развития на глобальном, региональном, национальном и отраслевых уровнях. Приоритетными направлениями деятельности организации являются: окружающая среда и энергетика, развитие малых и средних предприятий, промышленное развитие сельских районов, разработка стратегии политики, и поддержки институтов в сфере глобальной экономической интеграции.

   Россия  входит в состав стран – членов Международного агентства по атомной  энергетике (МАГАТЭ), Всемирной туристской организации, Международного банка  экономического сотрудничества, а также  является наблюдателем целого ряда организаций, в частности Латиноамериканской ассоциации по интеграции.

   Россия  является также страной – членом некоторых региональных европейских  организаций, в частности, Организации  по безопасности и сотрудничеству в  Европе (ОБСЕ) и Совета государств Балтийского моря. Россия выступает также в качестве наблюдателя Европейской организации ядерных исследований, обеспечивающей сотрудничество европейских государств научного и фундаментального характера. Она также длительное время активно сотрудничала с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), содействующим развитию частного предпринимательства. ЕБРР оказывает помощь государствам – членам в осуществлении структурных и отраслевых экономических реформ. В соответствии с учредительным соглашением был создан российский специальный фонд технического содействия малому и среднему бизнесу и фонд малого бизнеса для развития частного сектора.

   В число важных институциональных  структур мировой экономики входят также Парижский и Лондонский клубы. Организация, занимающаяся проблемами государственной задолженности и проведением со странами – должниками переговоров, носит название Парижский клуб. Эта организация не имеет жёсткой структуры и членства. В рамках Парижского клуба могут быть реструктуризированы долги развивающихся стран. Торонтонские, Лондонские и Неапольские условия касаются в основном наименее развитых стран и предусматривают частичное списание долгов, увеличение срока погашения долга и использование льготной процентной ставки.

   Лондонский  клуб представляет собой консультационный комитет крупнейших частных банков – кредиторов, занимающийся проблемами частной задолженности. В рамках Лондонского клуба заключаются соглашения о реструктуризации долга, которые обычно сопровождаются условием структурной корректировки экономики стран – должников. Соглашения о реструктуризации долгов были заключены и с Россией.2

      

               

 

Взаимодействие России с другими государствами 

Россия  и развивающиеся страны 

   Среди развивающихся стран в современных  условиях идёт процесс дальнейшей экономической дифференциации. В настоящее время они оказались по крайней мере на трёх различных уровнях хозяйственного развития. Наиболее развитые в промышленном отношении развивающиеся страны образовали группу «новых индустриальных стран» (НИС). К ним можно отнести: Аргентину, Бразилию, Сянган, Республику Корея, Мексику, Сингапур, Тайвань, Турцию.

   Промежуточную группу образовали страны, существенно  отставшие от НИС как по общим  объёмам производства, так и по производству товаров и услуг на душу населения. Эта группа, в частности страны Ближнего Востока, характеризуется большой дифференциацией отраслевых структур, социальных слоёв населения и их положением в обществе.

   К группе «наименее развитых стран» относятся  около 50 развивающихся стран. Как правило, они имеют узкую, даже монокультурную структуру хозяйства, высокую степень зависимости от внешних источников финансирования мероприятий в социально – экономической сфере. В ООН используется три критерия для отнесения стран к данной группе: для валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения не превышает 350$ США; доля взрослого населения, умеющего читать не более 20%; обрабатывающая промышленность в ВВП составляет не более 10%. В эту группу входят 8 стран Азии, 28 – Африки, 5 – Латинской Америки и Океании и др.

      Отношение России с многоликим миром развивающихся стран фактически лишь формируется. Пока отсутствуют чётко декларируемые цены и задачи российской внешнеэкономической политики  в отношении этих регионов. Это может привести к формированию у развивающихся стран устойчивого представления о России и других странах СНГ как о новых привилегированных партнёрах Запада, которые не только отвернулись от них, но и претендуют на роль «третьего мира» Северного полушария. Это чревато сужением круга российских партнёров на мировом рынке, ослаблением международных экономических, да и политических позиций страны в мире в целом.

   Необходима  разработка долговременной, хорошо обоснованной концепции и опирающейся на неё  стратегии внешнеэкономических отношений России с развивающимися странами как в целом, так и с выделением регионов, групп стран и отдельных, особо значимых для неё в перспективе стран – партнёров. Различное наполнение отношений по отдельным направлениям и странам должно опираться на объективные факторы – уровень и предполагаемые тенденции экономического развития стран, их экономический потенциал, экспортные и импортные возможности и ряд других.

   В основу, например, латиноамериканского  направления в политике может  быть положено то, что Россия  и ведущие страны Латинской Америки находятся в одно переходной стадии развития, хотя и в разных её точках, - строительства полноценного гражданского общества с рыночной экономикой, интегрированной в мировое хозяйство. Несмотря на качественно уникальные стартовые позиции, именно с Аргентиной, Бразилией, Мексикой и другими странами этого региона у неё имеется намного больше сходным проблем, чем с государствами, например, Западной Европы, Юго – восточной Азии или Африки. Это создаёт принципиально иную, чем прежде, основу для взаимодействия с указанной латиноамериканской группой стран.      
 
 
 
 

Россия  и развитые страны запада 

   В силу определённых обстоятельств (острая необходимость в иностранных  инвестициях, получение гуманитарной помощи, новейшей техники и технологий, устранение идеологических барьеров и др.) во внешней политике России в 90 – х. годах существенно повысилась роль западного направления. Но и здесь, исходя из перспективных интересов России, необходимы определённые корректировки, сбалансированный подход. Западное направление в её экономической политике может быть более глубоким, многоступенчатым, охватывать в первую очередь регионы, более близкие нам по показателям экономического развития, по месту в системе мирохозяйственных связей, а также по решаемым на перспективу задачам.

Информация о работе Прогноз основных тенденции развития экономики России до 2015 г