Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:27, курсовая работа
Место и роль страны в мировом хозяйстве, МРТ и в интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих факторов. Однако основными из них являются следующие: уровень и динамика развития национальной экономики, степень её открытости и вовлечённости в МРТ, прогрессивность и развитость внешнеэкономических связей (ВЭС), умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом направлении.
Введение…………………………………………………………………………3
1. История возникновения вопроса……………………………………………5
1.1. Пути включения России в МРТ…….…………………………………....5
1.2. Важнейшие показатели международной торговли……………………..9
1.3. Россия в системе международных институциональных структур……12
2. Взаимодействие России с другими государствами………………………..17
2.1. Россия и развивающиеся страны………………………………………..17
2.2. Россия и развитые страны запада……………………………………….19
2.3. Россия и страны СНГ…………………………………………………….20
2.4. Россия и страны восточной Европы…………………………………….23
2.5. Влияние распада СССР на взаимодействие с мировым хозяйством…25
3. Доля России в международной торговле…………………………………...27
4. Прогноз основных тенденции развития экономики России до 2015 г…...29
Заключение……………………………………………………………………...37
Список используемой литературы…………………………………………….39
В долгосрочном внешнеэкономическом прогнозировании Россия всё больше, видимо, следует исходить из представления о возрастающей общности интересов отдельных регионов (Западная Европа) и даже континентов (Америка) вместо того, чтобы по традиции вычленять отдельные страны и ранжировать их о степени приоритетности.
Страны
Запада являются основным рынком сбыта
стратегических товаров российского
экспорта, прежде всего газа, нефти,
нефтепродуктов. Негативное влияние на
российскую внешнюю торговлю оказывает
введение рядом стран дальнего зарубежья
антидемпинговых мер против российских
товаров. Среди стран, наиболее часто прибегающих
к ограничительным мерам в отношении России,
- страны ЕС, США, Мексика, Бразилия, Турция,
Индия, Республика Корея, Польша. В потоварном
разрезе сюда включены металлопродукция,
химические товары и текстильные изделия.
Чаще всего антидемпинговые меры применяются
против российской металлургической промышленности.
Россия
и страны СНГ
Особая проблема – перспективы экономических отношений России со странами ближнего (или нового) зарубежья. В общих рамках соблюдения интересов России рассматриваются разные модели её отношений с бывшими республиками Союза. Раньше существовала экономическая система, которую называли единым народнохозяйственным комплексом. Сейчас к этому определению нередко относятся иронически, но нельзя не замечать того, что степень взаимосвязанности и взаимозависимости союзных республик была очень высока. И это не может, да и не должно исчезнуть.
Есть несколько моделей развития экономических отношений между новыми государствами, возникшими на месте бывшего СССР. Россия стремится по возможности сохранить глубокую интеграцию со всеми без исключения бывшими республиками СССР, но не только интересы одной России формируют реальность межгосударственных связей. Но, тем не менее, в чём же суть интеграционной модели? Это единое экономическое пространство, включая общую денежно – кредитную систему, отсутствие каких – либо ограничений в движении товаров, услуг, капитала, свободное перемещение населения, скоординированную политику, общую линию по отношению к третьим странам. Ныне такой интеграции нет, но сохраняются её отдельные элементы. Задача – поддержать их, по возможности укрепить и развить.
Вместе с тем ныне ясно, что в пространстве бывшего СССР нецелесообразно, да и просто невозможно строить какую – то однородную систему взаимоотношений. Происходит их дифференциация. На середину 90 – х. годов Россия наиболее тесные связи установила с Белоруссией и Казахстаном. Необходим прогресс в экономических отношениях с Украиной.
В основе другой модели лежит таможенный союз: свободное движение между членами союза товаров и услуг, единая таможенная политика в отношении третьих государств. Следующая возможная модель – ассоциация или зона свободной торговли, когда между партнёрами ведётся беспошлинная торговля, но по отношению к третьим странам каждый из членов осуществляет свою собственную внешнеторговую, в том числе и тарифную, политику. Наиболее вероятная тенденция – это симбиоз из всех перечисленных качественно различных моделей.
Прошедшее время в жизни стран СНГ полно противоречивых, положительных и отрицательных моментов. С одной стороны, происходит «расчистка» пространства бывшего СССР от завалов, образовавшихся за последние годы. При этом приходится отсекать то, что становится нежизнеспособным. Например, необходимо упорядочить денежно – кредитные, платёжно – расчётные отношения при выходе страны из рублёвой зоны. В вопросе о разделении собственности явно преобладают национальные интересы над стремлением сохранить общность. Одновременно появляются и объединяющие элементы: например, соглашение о таможенном союзе, договорённости об общих экологических программах, поддержании инфраструктуры, использовании воздушного пространства.
Правительственная программа Российской Федерации об углублении экономической интеграции со странами СНГ, утверждённая Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г., определяет главные направления, по которым будет развиваться экономическое взаимодействие. Это торговля, денежно – кредитные и платёжно – расчётные отношения, совместная деятельность, в том числе совместные инвестиционные программы, функционирование межгосударственных хозяйственный структур. Что касается взаимной торговли, то довольно длительное время на неё будет оказывать воздействие переходный этап: от системы централизованного материально – технического снабжения к свободным торговым связям. Особый элемент перехода – сохранение роли государств как субъекта торговли, а следовательно, межгосударственных торговых соглашений. Однако в силу проявляющейся тенденции их доля в общем взаимном товарообороте будет сокращаться.
Принципиально
новым является вопрос о взаимном
экспорте финансового и
Россия
и страны восточной Европы
Данная группа стран с середины 80 – х оказалась в центре уникальных исторических преобразований практически во всех областях общественно – политической и экономической жизни. Суть этих преобразований состоит в замене авторитарных политических режимов плюралистической демократией и переходе от централизованной плановой социалистической экономики на рыночные условия хозяйствования. Практически во всех странах этой группы с начала 90 – х годов проводятся экономические реформы, направленные на обеспечение устойчивого развития народного хозяйства за счёт внутренней и внешней макроэкономической стабилизации, создания конкурентных рыночных отношений и проведения соответствующей реформы цен, структурной перестройки производства и предприятий на основе чёткого законодательного определения прав собственности – государственной и частной, ограничения господства монополий и вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов рыночной экономики, расширения и углубления международной экономической интеграции.
Наибольших успехов в проведении экономических реформ в данной группе стран к концу 90 – х годов добились: Польша, Чехия, Венгрия. Результатом этих реформ в указанных государствах явилось то обстоятельство, что после трёх лет кризисного состояния экономики в начале проведения реформ (1991 – 1993гг.) положение стало стабилизироваться в 1994г., а уже в 1995 – 1996гг. национальный доход в этих странах возрастал ежегодно в среднем на 6%. С 1995г начался экономический рост и в других странах Восточной Европы – Румынии, Болгарии и Словакии.
В свете сложившихся новых реалий требуют глубокого анализа и осмысления принципиальные вопросы экономических взаимоотношений России со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Страны
Восточной Европы с их относительно
ограниченным хозяйственным потенциалом
и средним по мировым стандартам
уровнем промышленного
Вместе с тем возрождение масштабных хозяйственных связей России со странами этого региона соответствует коренным интересам обеих сторон. Являясь сравнительно крупным импортёром капитала, Россия вместе с тем могла бы в обозримом будущем при достижении конвертируемости рубля стать крупным инвестором в экономику стран Восточной Европы. Интерес России в инвестировании средств в экономику своих бывших партнёров по СЭВ заключается в воссоздании и сохранении жизненно важных хозяйственных связей путём приобретения части акций предприятий, являвшихся в недавнем прошлом крупными поставщиками на советский рынок, участниками крупных кооперационных проектов.
Заинтересованность
восточноевропейских стран в российских
инвестициях заключается главным образом
в сбыте своей продукции на ёмком рынке
России, скорее всего, при поставке им
сырья и материалов, т.е. в сохранении сложившегося
в предшествующие десятилетия разделения
труда. Такой интерес становится всё более
явным по мере ухода в прошлое эйфории
в Восточной Европе, связанной с ликвидацией
СЭВ и Варшавского Договора, и избавления
от иллюзий в связи с расчётами на быструю
переориентацию внешней торговли этих
стран на Запад. В условиях перехода России
и её восточноевропейских партнёров к
рыночной экономике инвестиционное сотрудничество,
равно как и внешнеэкономическая деятельность
(ВЭД) в целом, полностью утрачивает свою
прежнюю идеологическую функцию, а поэтому
может осуществляться на основе критериев
эффективности и коммерческой выгоды.
Влияние
распада СССР на взаимодействие с мировым
хозяйством
После развала Советского Союза в геополитическом положении России произошли важные изменения.
Во – первых, по территории, численности населения и ресурсам Россия заметно меньше Советского Союза, и это сразу надо иметь в виду, вглядываясь в будущее.
Во – вторых, Россия – это
уже не империя, не военно
– политический монолит,
В – третьих, Россия географически заметно отдалилась от Запада, появилась угроза её изоляции. Теперь от Западной Европы Россию не только отделяют страны ЦВЕ (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и Румыния), но и страны ближнего зарубежья (Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Украина, Молдова.) К этому надо добавить, что Россия лишилась на Балтийском и Чёрном морях побережий, выходов к морю, крупнейших портов и огромной части торгового флота (здесь не затрагивается вопрос о справедливости дележа, когда – то общей собственности). Иными словами, история сдвинула Россию к Востоку, отдалив е от Запада, что будет затруднять её стремление войти в общеевропейское экономическое пространство.
В
– четвёртых, на Юге России усилилась
угроза со стороны исламского фундаментализма
и пантюркизма в результате как
ослабления самой России, так и
объединения внешних
В – пятых, после распада СССР внутри высвободились национал – патриотические сепаратистские структуры, которые стали вести дело к развалу России по примеру бывшего Советского Союза. Всё это тормозит реформы, процесс создания цивилизованного рынка. Ситуация в Чечне лишь подтверждала необходимость серьёзно учитывать этот фактор и в будущем.3 4
Доля России в
международной торговле
Основные показатели, характеризующие место РФ в мировой экономике в среднем за 2006 – 2007 гг.
Показатель | Величина показателя | Место России в мире |
Доля в совокупном мировом ВВП | 2.5%
725 млрд. долл. |
10 |
Доля в совокупном мировом промышленном производстве | 4%
310 млрд. долл. |
5 |
ВВП на душу населения за год | 4850 долл. | 59 |
Совокупная промышленная продукция на душу населения за год | 2050 долл. | 53 |
Годовая выработка условно – чистой продукции на одного занятого (производительность труда) | 10 000 долл. | 70 |
Экологическое состояние окружающей среды | – | 58 |
С
точки зрения долгосрочных перспектив
Российская Федерация, безусловно, обладает
очень большой
Весьма
перспективны экономические и научно
– технические взаимосвязи
Информация о работе Прогноз основных тенденции развития экономики России до 2015 г