Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:44, курсовая работа
Задачи, поставленные в данной курсовой работе, следующие:
1)основные понятия,
2)рассмотреть теории,
3)механизмы государственного регулирования миграции рабочей силы в России. Методы, использованные в курсовой работе: описание, сравнение, анализ и приведение статистических данных.
Цель, курсовой работы, - проинформировать читателей данной работы об основных проблемах процесса международной миграции.
Введение……………………………………………………………………….4
Глава 1
Рынок труда как среда развития международной трудовой миграции.
Понятие международной миграции и её классификации……………6
Функции международной миграции и стадии миграционного процесса……………………………………………………………………………….7
Факторы, причины и показатели международной миграции……….10
Глава 2
Анализ влияния международной трудовой миграции на российский рынок труда.
2.1. Динамика и особенности численности мигрантов в России………….14
2.2. Тенденции миграционных процессов…………………………………..22
2.3. Анализ влияния международной миграции на российский рынок труда…………………………………………………………………………………..24
Глава 3
Выводы и предложения.
3.1. Миграционная политика в современной России……………………….29
3.2. Выводы и предложения по регулированию миграционных процессов и расширению их влияния на российский рынок труда...…………………………..30
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованной литературы……………………………………….36
Рецензия……………………………………………………………………….37
Как
показала Всероссийская перепись населения
2002 года, о чем шла речь выше, недоучет
населения ограничен как
Вторая гипотеза объясняет современную динамику заменой миграции временными перемещениями. Действительно, исследования, проведенные в 1990-е годы, подтвердили тесные связи различных видов перемещений. Так, беженцы и вынужденные переселенцы принимали активное участие во внутренних перемещениях в России. В 1997-1998 годах только 57% опрошенных беженцев и вынужденных переселенцев не предполагали сменить место жительства, 23% хотели бы уехать, в их числе 8% выразили желание уехать как можно скорее. Вынужденные мигранты и беженцы, проживавшие в сельской местности, хотели мигрировать в 2,8 раза чаще, чем эта же группа мигрантов в крупных городах16. По другим данным, значительная часть нелегальных трудовых мигрантов из стран СНГ (35,6% женщин и 40% мужчин) намерена перейти в состав постоянных жителей России. Каналы легализации нелегальных мигрантов - покупка жилья, изменение брачного статуса, регистрация "на постоянное местожительство" и т.д. Следовательно, анализируя миграцию, необходимо учитывать влияние различных видов временных перемещений: некоторые из них ее "замещают". С другой стороны, временные перемещения выступают предпосылкой развития миграции.
Принимающие иностранную рабочую силу страны используют ее как фактор развития своих производительных сил. На практике существует несколько явлений, подтверждающих это положение.
В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства. В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более велик.
Зачастую при длительном
Иммигранты позволяют в период
относительно высоких темпов
экономического роста с
меньшими затратами провести
перемещение трудовых ресурсов
и сгладить диспропорцию
в их распределении между
странами и отраслями
производства, подвергшимся
значительным структурным
Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики ведет к росту ее квалификации.
В результате развития процессов
трудовой миграции складывается
двойной рынок труда. На
одном идет продажа национальной
рабочей силы, а на другом
– иностранной. Население
данной страны выполняет
Местные предприниматели
Развитие иммиграции позволяет
странам-реципиентам
Политику ввоза иностранной рабочей силы в настоящее время
поддерживают многие экономисты.
Социально-экономические
последствия международной
|
ГЛАВА III
Выводы и предложения.
3.1.
Миграционная политика в
Основой миграционной политики является регулирование трех фаз миграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:
В
России миграционная политика в течение
последнего десятилетия оказалась
одним из наиболее неопределенных и
нестабильных элементов федеральной
правительственной политики. В 1992 г. была
учреждена Федеральная миграционная служба
(ФМС). В своей деятельности она ориентировалась
преимущественно на вынужденных мигрантов,
в соответствии с тем, как складывалась
миграционная ситуация в то время. Однако,
другие формы международной миграции
совершенно выпали из поля ее зрения. Когда
в 2000 г. ФМС была ликвидирована, функции
по регулированию миграции были переданы
Министерству по делам федерации, национальной
и миграционной политики. Само название
министерства говорит о том, что миграция
воспринималась преимущественно как внутренний
процесс. Международная миграция вновь
оказалась забыта. Год спустя, в сентябре
2001 г. Министерство было ликвидировано,
и с февраля 2002 г. управление миграционными
процессами, как и миграционная политика,
оказались в ведении Министерства внутренних
дел. На этот раз во главу угла была поставлена
деятельность, направленная на борьбу
с незаконной миграцией. После террористических
атак в США в мире развернулась широкая
кампания борьбы с терроризмом, которая
в конкретных российских условиях стала
синонимом борьбы с миграцией в Россию
в целом.
3.2. Выводы и предложения по регулированию миграционных процессов и расширению их влияния на российский рынок труда.
Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой – реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.
Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., провозглашает свободный выбор места жительства и работы как основополагающее право человека. Однако реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной миграционной политики, включающей комплекс законодательных, организационных и других мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее. Государственное регулирование экспорта рабочей силы направлено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж.
Российские власти также используют определенные меры для регулирования въезда иностранной рабочей силы в страну. В декабре 1993 г. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. В нем устанавливался порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов на территории России. Это дало государству определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда.
Разрешение на привлечение рабочей силы из-за рубежа может выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельным российским, иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим в нашей стране, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве. Привлечение рабочей силы из-за рубежа делает весьма актуальной проблему бесконтрольного въезда на территорию России граждан из стран с неразвитой экономикой. Официальная численность этой категории иммигрантов будет составлять ежегодно (в ближайшие годы) около 100 тыс. человек. Все вышеизложенные соображения характеризуют Россию как активного участника потоков международной миграции, выступая одновременно в качестве страны, посылающей и принимающей мигрантов, а также транзитной страны.
К
сожалению, регулирование миграции
в рассматриваемых странах
Мировой опыт борьбы с незаконной миграцией убедительно доказывает, что она не может быть преодолена путем «административной атаки». Для России этот вопрос особенно чувствителен, поскольку большая часть миграций на территории бывшего Советского Союза является результатом исторических причин, и меры в отношении этих миграций должны быть иными, чем в отношении миграций извне региона. Поэтому важно соблюсти баланс между запретительными и регулирующими мерами миграционной политики. Конечно, России необходимо улучшить состояние пограничного контроля. Российское законодательство должно быть усовершенствовано в плане разработки наказаний за организацию и пособничество в торговле мигрантами и нелегальную переправку граждан третьих стран через территорию России. Однако эти запретительные меры не должны вступать в противоречие с реальностью, а именно с тем, что сотни тысяч «незаконных» мигрантов из стран бывшего СССР являются постоянными жителями России. При разработке стратегии сотрудничества в области регулирования миграции между ЕС и Россией следует иметь в виду, что вместе с окружающими ее «новыми суверенными государствами», это пространство представляет собой самостоятельную миграционную систему. Нынешнее и будущее развитие этой системы во многом определяется различиями в демографических и экономических потенциалах между странами региона, на фоне которых, с одной стороны, формируется тенденция образования единого рынка труда, а с другой стороны, существуют сложившиеся тесные взаимоотношения системы в целом с европейскими странами, особенно с вступающими в ЕС государствами.
Более
или менее утвердившимся