Процесс международной миграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Задачи, поставленные в данной курсовой работе, следующие:
1)основные понятия,
2)рассмотреть теории,
3)механизмы государственного регулирования миграции рабочей силы в России. Методы, использованные в курсовой работе: описание, сравнение, анализ и приведение статистических данных.
Цель, курсовой работы, - проинформировать читателей данной работы об основных проблемах процесса международной миграции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4
Глава 1
Рынок труда как среда развития международной трудовой миграции.

Понятие международной миграции и её классификации……………6
Функции международной миграции и стадии миграционного процесса……………………………………………………………………………….7
Факторы, причины и показатели международной миграции……….10

Глава 2
Анализ влияния международной трудовой миграции на российский рынок труда.
2.1. Динамика и особенности численности мигрантов в России………….14
2.2. Тенденции миграционных процессов…………………………………..22
2.3. Анализ влияния международной миграции на российский рынок труда…………………………………………………………………………………..24
Глава 3
Выводы и предложения.
3.1. Миграционная политика в современной России……………………….29
3.2. Выводы и предложения по регулированию миграционных процессов и расширению их влияния на российский рынок труда...…………………………..30
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованной литературы……………………………………….36
Рецензия……………………………………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 101.88 Кб (Скачать)

      Существует  искаженное мнение, что самый большой  дефицит людей у нас в Сибири и на Дальнем Востоке. Отнюдь нет. Самый большой дефицит, настоящая  демографическая яма или миграционный насос - это центральные регионы  России. Для покрытия только естественной убыли и возмещения трудовых ресурсов здесь потребуется 5-6 млн. человек  до 2025 г. Даже Приволжский округ не имеет миграционного прироста. Внутренняя миграция на 70% всасывается Московским регионом. Миграционная ситуация ухудшается и в Краснодарском крае. Сфера  образования не учитывает наличия  иммигрантов: у нас нет специальных  программ по закреплению кадров, хотя за пять лет учебы люди привыкают  к нашей стране.

      Согласно  российской правоприменительной практике, незаконными (нелегальными) мигрантами считаются лица, нарушившие правила  въезда на территорию страны либо правила  пребывания на ее территории. К этой категории причисляют также тех, кто занимается в России незаконной (нелегальной) трудовой деятельностью.

      Точно оценить масштабы незаконной миграции невозможно по многим причинам. Одна из главных — прозрачность значительных участков сухопутных границ с Украиной и Белоруссией (более 2,5 тысячи километров), с Закавказьем (свыше тысячи километров). Граница с Казахстаном (около 7 тысяч  километров), по сути дела, вообще открыта. Через нее в Россию попадает до 90 процентов мигрантов-нелегалов.3 Причем это не только граждане Казахстана. У этого государства заключены соглашения о безвизовом въезде почти с двумя десятками стран, с которыми Россия аналогичных соглашений не имеет.

      Существующие  экспертные расчеты и приблизительные  оценки объемов незаконной миграции иногда настолько различаются, что  выглядят несопоставимыми. Согласно данным за 2000–2001 годы бывшего Минфедерации, число незаконно находившихся в  России лиц не превышало 1,3–1,5 миллиона. Федеральная пограничная служба называла в качестве предельно возможной  цифру 3 миллиона. Министр МВД Б. В. Грызлов в декабре 2002 года, проясняя позицию своего ведомства относительно разрабатываемой миграционной политики, говорил о 1,5 миллиона человек. Почти одновременно, глава Федеральной миграционной службы в составе того же министерства, заявил на парламентских слушаниях о пребывании в стране более 6 миллионов незаконных мигрантов.4

      Здесь уместно еще раз указать на неполноту данных официальной статистики. Всероссийская перепись 2002 года зафиксировала  увеличение среднегодовой численности  всего населения страны примерно на 1,8 миллиона по сравнению с имевшимися статистическими данными. Предварительный анализ позволил утверждать, что почти два миллиона «выпавших» из текущего статистического учета людей сосредоточены в основном в Москве. По мнению экспертов, не менее 600 тысяч из них — незаконные мигранты.

      Большинство специалистов — ученых-демографов и социологов — оценивает число  незаконных мигрантов в России примерной  величиной 4–5 миллионов.5

      Направленный  в Россию миграционный поток состоит  в основном из жителей СНГ. Из стран  дальнего зарубежья самое ощутимое вливание в него осуществляет Китай. Все заметнее год от года становится присутствие выходцев из Вьетнама и  Кореи.

      

      На  диаграмме воспроизведено количественное соотношение учтенных официальной  статистикой иностранных мигрантов  из разных стран. По всей видимости, оно  отражает аналогичные пропорции  нелегальной миграции.

      Недавно был положительно решен вопрос о  безвизовом пересечении межгосударственной границы гражданами России и Украины. Более того, достигнута обоюдная договоренность о проживании граждан обеих стран  на территории сопредельного государства  без регистрации в течение 90 дней. Поэтому следует ожидать не только сохранения в ближайшем будущем  за Украиной роли одного из основных экспортеров  рабочей силы на российский рынок  труда, но и постепенной легализации  трудового «экспорта». По данным МИДа Азербайджана, на заработках в России находится около одного миллиона уроженцев этого государства, являющегося вторым по величине «донором» рабочей силы среди стран СНГ.

      Отсутствие  визы не представляется потенциальным  нелегалам серьезным препятствием. Если свыше трети незаконных мигрантов  проникает на территорию России благодаря  «прозрачности» границ, то еще примерно столько же оседает здесь, пользуясь  легальными каналами въезда — туристическими или гостевыми визами. Затем гости  бесследно «растворяются», переходя на нелегальное положение.

      Росту китайской нелегальной миграции способствовало межправительственное соглашение от 19 августа 1992 года между  Российской Федерацией и КНР. Тогда  в целях налаживания культурного  обмена были упрощены визовые процедуры  для туристических групп. Фактически визовый режим перестал существовать. Неспособность пограничной и  миграционной служб проконтролировать  въезд и пребывание резко возросшего числа китайских граждан заставила  Россию уже в 1994 году отказаться от политики открытых дверей на границе. Но миграцию, которая преимущественно  перешла в нелегальную форму, уже невозможно было остановить.

      Транзитные  мигранты-нелегалы образуют еще один значительный контингент. Согласно сведениям  российского МВД, численность данной категории достигает 300 тысяч человек. В нее входят преимущественно выходцы из Китая, Афганистана и стран Юго-Восточной Азии — Вьетнама, Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки. Весьма пестрый состав «транзитников» включает граждан и таких 30 государств, с которыми у России нет общих границ.

      Большинством  этих людей движет стремление перебраться  через Россию в страны ЕС и в  США. Люди, не располагающие необходимыми суммами, зачастую пополняют собою  ряды наркокурьеров. Отсюда — совпадение некоторых маршрутов наркотрафика с путями незаконной миграции.

      Транзитные  мигранты имеют все возможности  избежать контроля со стороны миграционных служб как после въезда в страну (будь то на законных основаниях или  нелегально), так и после формального  истечения срока пребывания. Так, в 2000 году проверкой было выявлено 170 тысяч иммигрантов с просроченными визами. По данным органов пограничного контроля, за последние 5 лет сложилась устойчивая тенденция превышения количества въехавших в страну иностранных граждан над покинувшими ее.

      Однако перед этой категорией незаконных мигрантов возникают  значительные трудности при попытке  выезда на Запад, поскольку западные границы России укреплены гораздо  более надежно, чем восточные  и южные. Поэтому нелегалы зачастую вынуждены надолго залегать «на  дно», в лучшем случае пополняя отряды иностранных нелегальных рабочих, в худшем — вливаясь в криминальные этнические группировки своих соотечественников. Отсутствие надежного и эффективного механизма депортации лишь создает  дополнительные сложности.

      Легче всего незаконным мигрантам бывает «раствориться» среди населения  российских мегаполисов. Особая нагрузка ложится на Москву и Московскую область, поскольку сюда направлена половина всего российского миграционного  потока. Проверки предприятий и организаций  Москвы на предмет того, как в  них соблюдается порядок привлечения  и использования иностранной  рабочей силы, показали, что на одного «законного» трудового мигранта приходится от 15 до 25 «незаконных».

      Россия  сегодня является крупным принимающим  центром и будет оставаться таким  на протяжении долгого времени. Страна декларирует свою заинтересованность в приеме мигрантов. В этих условиях обязательно должна быть продуманная  политика по интеграции мигрантов, которой  пока в России не существует. Эта  политика должна стать одной из составляющих общей миграционной и социальной политики

      2.2. Тенденции миграционных процессов

      В современных условиях тенденции  внутренней миграции не могут не зависеть от особенностей российского рынка  труда и уровня оплаты труда. Его  важнейшей особенностью является гораздо  меньшая степень сокращения размеров занятости по отношению к сокращению объемов производства, а также  компенсация сокращения возникшей  разницы за счет сокращения заработной платы. Непропорционально низкий уровень  безработицы не соответствует глубине  трансформационного кризиса на протяжении всего переходного периода, в  течение которого происходило "придерживание", а не высвобождение рабочей силы.

      Согласно  теории человеческого капитала, поток  мигрантов зависит от получения  информации о возможностях трудоустройства  в других местах. Помимо этого, поток  мигрантов уменьшается по мере возрастания  миграционных издержек, включая затраты  на переезд, обустройство и т.д. Следствием непрозрачного рынка рабочей  силы и неизмеримо возросших затрат на перемещение являются, во-первых, снижение уровня миграционной активности населения и, во-вторых, формирование немобильного населения в ряде регионов, особенно депрессивных. Бедное население  менее мобильно.

             Известно, что в динамике миграции в современной России переломным оказался 1995 год. Именно с этого времени заметной стала тенденция сокращения масштабов и результатов миграции.

      Происходит  сокращение масштабов миграции в России, оно сопровождается изменением ее структуры. Одновременно уменьшились миграционные потоки из России в эти страны.

      Снижение  миграционного прироста России объясняется, во-первых, стабилизацией социально-экономической  ситуации в странах СНГ, прежде всего  в странах Центральной Азии и  Казахстане, откуда направлялись основные потоки мигрантов, а также снижением притягательности России для потенциальных вынужденных мигрантов. Очевидно и то, что в России, во-вторых, не были сформированы условия для "нормальной", а не "стрессовой" миграции из стран СНГ. В-третьих, во второй половине 1990-х годов, в условиях подъема экономики России, выросла роль временных перемещений, заменивших, по-видимому, частично миграцию. Россия в первую очередь ощутила на себе весь комплекс проблем, связанных с первоначальным этапом формирования единого рынка труда в границах СНГ. В-четвертых, в оценке динамики масштабов миграции заметную роль играют правила регистрации. До 1 октября 2001 года граждане СНГ и Балтии могли регистрироваться по месту проживания на тех же условиях, что и граждане РФ. С 1 октября 2001 года на иммигрантов из СНГ и Балтии была распространена процедура получения вида на жительство и регистрация по месту пребывания.

        Эмиграцию из крупнейших городов обычно связывают с "утечкой мозгов", отъездом образованной молодежи. Официальная статистика показывает, что в возрастной структуре эмигрантов из федеральных городов повышена доля не молодежи, а пенсионеров, которые оформляют выезд на ПМЖ. Столичная молодежь покидает Россию не только по каналам официальной эмиграции, а также через выезд на учебу или временную работу, туристические поездки, однако достоверные данные об этих формах выезда отсутствуют. В целом, несмотря на более чем двоекратное сокращении объемов миграций в дальнее зарубежье, она внесла значительный вклад в вымывание из страны наиболее активных и образованных жителей.

      С точки зрения проблем внутренней миграции, важен учет последствий  иммиграции, которая согласно различным  прогнозам, рассматривается как  одна из ключевых в решении демографического роста России, формирования рынка  труда. Действительно, демографическое  развитие России без значительной миграции в будущем может означать незаполненные  рабочие места, сокращение предоставляемых  услуг, снижение производства. Иммиграция важный фактор роста экономики и благосостояния населения принимающей страны. Однако компенсирующая модель иммиграции разрабатывается в первую очередь для богатых стран Европы и Северной Америки. Особенность России состоит в том, что нелегальная миграция "сосуществует" с бедностью значительной части населения. Если согласиться с выводом о том, что рассмотренные выше параметры внутренней миграции характеризуют уменьшение мобильности населения, в том числе и в результате его бедности, то проблема эффективного управления иммиграцией не может быть решена без учета состояния российского рынка труда, подъема благосостояния и роста мобильности населения России.  

      2.3. Анализ влияния международной  миграции на российский рынок  труда

      Рассмотренные выше тенденции динамики миграции - уменьшение масштабов, изменение структуры  потоков, снижение интенсивности, территориальная  дифференциация. Здесь еще раз  следует подчеркнуть то обстоятельство, что рассмотренные параметры  зависят от одновременного действия различных факторов, многие из которых  мы не можем пока идентифицировать и количественно оценить.

      На  первый взгляд, тенденции миграции объясняются ее недоучетом, хотя в  принципе неясно, как изменялась полнота  учета миграции в целом. В то же время действующие с 1996 года правила  регистрации населения "на постоянное жительство", по-видимому, стабильны. Поэтому степень полноты учета  довольно устойчива.

Информация о работе Процесс международной миграции