Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:01, курсовая работа
Жизненные блага, в которых мы испытываем потребности, ограничены. Также обстоит дело и с экономическими ресурсами, необходимыми для производства этих благ. В каждом обществе устанавливается определенный порядок, распределения экономических ресурсов и конечных товаров. В современной экономике эту функцию выполняют рынок и государство, разделив определенным образом между собой соответствующие обязанности.
Введение
Глава 1. Сущность частной собственности
1.1 Частная собственность в Казахстане
1.2 Понятие частной собственности
1.3 Отношения собственности в свете исторической диалектики.
Глава 2. Регулирование прав частной собственности
2.1 Права собственника: потенциальные и реальные
2.2 Общественные ограничения
2.2 Самоограничение прав
Глава 3. Понятие разгосударствления и приватизации. Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации
3.1. Разгосударствление: понятие, сущность, способы
3.2. Приватизация: цели, методы и принципы
3.3. Модели и сроки приватизации
3.3.1. Бесплатная приватизация
3.3.2. Платная приватизация
Глава 4. Приватизация в Казахстане
4.1 Этапы приватизации
4.2 Пути и формы разгосударствления и приватизации государственной собственности.
4.3 Результаты разгосударствления и приватизации
Заключение
Список использованной литературы
а) сдача имущества государственного предприятия в аренду;
б) выкуп имущества государственного предприятия, сданного в аренду;
в) передача объектов государственной собственности в концессию;
г) преобразование государственного предприятия в акционерное общество или товарищество;
д) выкуп имущества государственного предприятия членами трудового коллектива;
е) продажа имущества
государственного предприятия юридическим
лицам, имущество которых не является
государственной собственностью, и гражданам
по конкурсу или на аукционе.
С другой стороны,
близкой к принятой в Республике
Казахстан моделью, является российская,
которая также предусматривала
бесплатную выдачу приватизационных чеков
- ваучеров.
Однако, владелец
казахстанского инвесткупона не имел
права непосредственно
- аккумулировать
более 5% инвесткупонов населения
Республики Казахстан;
- на одном
аукционе приобретать более 10%
акций предприятия;
- вкладывать
более 5 % собранных инвесткупонов
в один приватизируемый объект.
Разгосударствление
и приватизация собственности в
Казахстане резко изменили структуру
собственности. Сформировался класс частных
собственников.
4.3
Результаты разгосударствления
и приватизации.
Процесс разгосударствления
и приватизации государственной
собственности, завершившийся в 1998
году, позволил сформировать в Республике
Казахстан многоуровневую, многоукладную
экономику - основу смешанной социально
ориентированной рыночной экономики.
На первом этапе
разгосударствления и приватизации
- 1991 - 1992 гг. в Республике Казахстан
осуществлялась малая приватизация,
было преобразовано 6198 предприятий. В
основном это предприятия торговли- 29,6
% и сферы сбыта - 35,8 .
На втором этапе
- 1993 - 1995 гг. происходила малая приватизация
и приватизация средних и крупных
предприятий. Приватизировано 11625 малых
предприятий и 3500 средних и крупных
предприятий.
К концу третьего,
завершающего этапа приватизации -
1996 - 1998 гг. в Республике Казахстан
уже насчитывалось 88817 частных предприятий,
в том числе малых - 81709, средних
- 5344 и крупных 1814 предприятий.
Доля государственной
собственности в общем количестве
111885 предприятий по состоянию на начало
2000 года во всех сферах составила - 18,7 %,
а доля частного сектора составила - 79,3
%.
В сельском хозяйстве
создано 9107 частных предприятий, в
том числе: малых 647, средних 1685 и 951 крупных
предприятий. Из общего числа 9469 предприятий
сельского хозяйства государственная
собственность составила - 3,7 %, частная
собственность составила 96,2 %. Создано
58422 крестьянских (фермерских) хозяйств.
Только за три
года с 1997 - 1999 годы численность в
малых предприятиях возросла в три раза
и составила на начало 2000 года 318378 человек.
Валовой внутренний продукт ВВП на душу
населения за 1998 - 2001 год увеличился почти
в два раза: с 64 тысяч до 116 тысяч тенге.
По данным Агентства
по статистике, в 1995 году численность безработных
возросла по сравнению с 1994 годом почти
на 70 тысяч человек и составила 808,8 тысяч
человек. В 1996 году по сравнению с 1995 годом
численность безработных возросла ещё
на 61,8 тысяч человек, из которых было трудоустроено
только 5 тысяч.
Всё это обусловлено
тем, что одни новые собственники
предприятий в условиях экономического
спада производства столкнулись
с недостатком финансовых средств
для оживления предприятий, другие
- столкнулись с собственной
Ещё одна причина
пополнения численности безработных.
На предприятиях, переданных под иностранное
управление, не везде соблюдалось одно
из важнейших условий заключённых контрактов
- это сохранение рабочих мест. В частности,
в 2000 году в объединении «Актюбмунайгаз»
китайскими инвесторами было сокращено
около 2000 рабочих. И только с помощью вмешательства
Правительства Республики Казахстан уволенные
были восстановлены на свою работу.
Негативные последствия
разгосударствления и приватизации
учёные - аналитики Республики Казахстан
связывают с затянувшимся процессом
адаптации предприятий в руках
новых владельцев к рыночным условиям.
При этом выделяются
три этапа.
Первый этап
охватывает 199 - 1992 гг., который характеризуется
резким спадом производства, нарастанием
гиперинфляции, её темы к 1993 году составили
3060%, попытками отдельных
Данный этап
в последствии назван либеральной
стратегии, этапом «экономического
романизма», этапом «шоковой терапии»
по примеру России, где переход
к рынку осуществлялся по программе
«500 дней» Шаталина С.С. и Явлинского
Г.А. и первой программы перехода к рынку
Казахской ССР, принятой Верховным Советом
Казахской ССР 6 - декабря 1990 года, согласно
которой Казахстан должен перейти к рынку
всего за 720 дней 1991-1992 гг. Оценивая прошлое,
сегодня учёные свидетельствуют, что это
была крупномасштабная и радикальная
операция, которая была проведена без
какой-либо концептуальной и практической
подготовки.
На втором этапе
(1993-1995 гг.) в процессе приватизации
мелких и средних предприятий
стало ощущаться
В ходе третьего
этапа (1996-1998 гг.) были определены основные
принципы и механизм вывода предприятий
и экономики в целом из кризиса,
её стабилизации и подъёма. А в результате
завершения приватизации крупных и крупнейших
предприятий их структурной перестройки
повысилась их приспособляемость к рыночным
отношениям, повысилась эффективность
производства, была достигнута макроэкономическая
стабилизация. Уровень инфляции снижен
до 28,9 5, объём производства промышленной
продукции в 1997 году по сравнению с 1996
годом возрос на 4% и составил 104,0 %. Таким
образом, в Республике Казахстан сложились
благоприятные условия для экономического
роста, самого высокого по уровню во всех
странах СНГ.
Для продолжения
поступательного движения экономики
и реализации последующих реформ
правительству поручено разработать
десятилетний стратегический План социально-экономического
развития до 200 года и Программу индустриально-инновационного
Развития Казахстана на 2003-2015 годы.
Правовые аспекты.
Казахстан имеет
целую систему правовых актов, регулирующих
процесс приватизации. Она включает
в себя Закон “О приватизации”
от 23 декабря 1995 года, новую “Программу
приватизации и реструктуризации государственной
собственности в Республике Казахстан
на 1996-1998 годы”, принятой 27 февраля 1996
года, а также большое число нормативных
актов по приватизации, принятых Кабинетом
Министров, Государственным Комитетом
по управлению государственным имуществом
и Государственным Комитетом по приватизации.
Одним из основных
вопросов, интересующих иностранных
инвесторов в процессе приватизации
в Казахстане является вопрос об обеспечении
их прав. В соответствии с Казахстанским
законодательством иностранные инвесторы
имеют такие же права, как и казахстанские
инвесторы, включая право защищать свои
интересы в судах и с помощью любых других
правовых средств. Закон “Об иностранных
инвестициях” (принят от 30 декабря 1995
года) защищает иностранных инвесторов
против национализации (ст. 7); а также против
изменений законодательства и политической
ситуации (ст. 6) и гарантирует возмещение
убытков (ст. 9). Иностранные инвесторы
имеют право защищать свои интересы с
использованием международного арбитража
в соответствии со статьей 26 Закона “Об
иностранных инвестициях”.
В процессе приватизации
Казахстан использует помощь иностранных
экспертов и консультантов
Завершение приватизации:
В своей работе
наш президент Н.А.Назарбаев
«Приватизация
предприятий в основном завершена.
Теперь необходима ее окончательная
«доводка», прежде всего в аграрном комплексе
и социальной сфере и четкая регламентация
процесса обращения акций. Государственные
же пакеты акций на предприятиях стратегического
характера будут разумно использоваться.»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Частная собственность - это закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за отдельными людьми или их группами.
Согласно действующему законодательству, физическое лицо в праве по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.
Использование частной собственности является одним из базовых элементов смешанной экономической системы.
Частная собственность имеет разновидности:
а) индивидуальная или семейная собственность
б) паевая собственность
в) акционерная собственность
г) собственность общественных организаций
Владелец контролирует объект собственности. Его прерогатива - определять направление и характер использования объекта, распоряжаться им (продавать, дарить, завещать и др.).
Общество формирует права частной собственности. В результате они всегда меньше тех потенциальных возможностей, которые могли бы быть у частных владельцев. Реальные права всегда меньше потенциальных, так как с помощью государства общество устанавливает определенные экономические, социальные, экологические и другие нормативы использования объекта собственности.
Государство через
налоги регулирует формирование доходов,
запрещает использовать капитал
для некоторых видов
Владелец может сдать объект в пользование другому лицу - предприятию или отдельному человеку.
Собственник может передать, делегировать часть своих полномочий менеджерам - наемному управленческому персоналу.
Владелец может объединить свой объект собственности с объектами других лиц.
Право частной собственности является главной формой индивидуального присвоения благ во всех странах с рыночной экономикой.
Необходимыми экономико-правовыми признаками для определения сущности частной собственности, как и любой другой существующей формы собственности, прежде всего могут служить: ее объектный состав; ее субъектный состав; объем правомочностей собственника; характер сосуществования частной собственности с другими формами собственности.
Важное значение имеет установление в законодательстве о собственности принципа равенства всех субъектов права частной собственности.
В каждом государстве
экономические отношения
В частной собственности граждан могут быть любые объекты лично-потребительского и производственного назначения, результаты интеллектуальной работы, если другое не предусмотрено законом.
Земельным законодательством
устанавливается специальный
Гражданин может
стать собственником (совладельцем)
целостных имущественных комплексов предприятий
разных организационно-правовых форм,
которые имеют статус юридического лица
и осуществляют производственную, коммерческую
или другую деятельность с целью получения
прибыли.
Разгосударствление
и приватизация это основной метод
перехода к реальному многообразию форм
собственности, метод оптимизации структуры
предпринимательства, основа формирования
рыночного хозяйства.
К эффективному
хозяйствованию ведут не сами по себе
разгосударствление и приватизация,
а рыночная система, главную движущую
силу которой составляет конкуренция.
Разгосударствление и приватизация образуют
лишь объективную основу формирования
конкурентной среды рыночной экономики
в целом, поэтому они являются не целью,
а средством для повышения эффективности
экономики и роста благосостояния трудовых
коллективов, регионов и каждого из нас.
Информация о работе Проблемы становления частной собственности на землю в Казахстане