Проблемы становления частной собственности на землю в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Жизненные блага, в которых мы испытываем потребности, ограничены. Также обстоит дело и с экономическими ресурсами, необходимыми для производства этих благ. В каждом обществе устанавливается определенный порядок, распределения экономических ресурсов и конечных товаров. В современной экономике эту функцию выполняют рынок и государство, разделив определенным образом между собой соответствующие обязанности.

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность частной собственности

1.1 Частная собственность в Казахстане

1.2 Понятие частной собственности

1.3 Отношения собственности в свете исторической диалектики.

Глава 2. Регулирование прав частной собственности

2.1 Права собственника: потенциальные и реальные

2.2 Общественные ограничения

2.2 Самоограничение прав


Глава 3. Понятие разгосударствления и приватизации. Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации

3.1. Разгосударствление: понятие, сущность, способы

3.2. Приватизация: цели, методы и принципы

3.3. Модели и сроки приватизации

3.3.1. Бесплатная приватизация

3.3.2. Платная приватизация

Глава 4. Приватизация в Казахстане

4.1 Этапы приватизации

4.2 Пути и формы разгосударствления и приватизации государственной собственности.

4.3 Результаты разгосударствления и приватизации


Заключение


Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ПЛАН1111111.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

а) сдача имущества  государственного предприятия в  аренду;

б) выкуп имущества  государственного предприятия, сданного в аренду;

в) передача объектов государственной собственности в концессию;

г) преобразование государственного предприятия в  акционерное общество или товарищество;

д) выкуп имущества  государственного предприятия членами  трудового коллектива;

е) продажа имущества  государственного предприятия юридическим  лицам, имущество которых не является государственной собственностью, и гражданам по конкурсу или на аукционе. 

С другой стороны, близкой к принятой в Республике Казахстан моделью, является российская, которая также предусматривала  бесплатную выдачу приватизационных чеков - ваучеров. 

Однако, владелец казахстанского инвесткупона не имел права непосредственно распоряжаться  им. Кроме того, инвесткупоны, в отличие  от ваучера, не имели номинальной  цены. Последнее обстоятельство оказало  сдерживающее влияние на формирование рынка ценных бумаг в Республике Казахстан. Существенными также были дополнительные ограничения в деятельности инвестфондов, В отличие от российских чековых инвестфондов каждый инвестфонд не имел права: 

- аккумулировать  более 5% инвесткупонов населения Республики Казахстан; 

- на одном  аукционе приобретать более 10% акций предприятия; 

- вкладывать  более 5 % собранных инвесткупонов  в один приватизируемый объект. 

Разгосударствление  и приватизация собственности в  Казахстане резко изменили структуру  собственности. Сформировался класс частных собственников. 

4.3 Результаты разгосударствления и приватизации. 

Процесс разгосударствления и приватизации государственной  собственности, завершившийся в 1998 году, позволил сформировать в Республике Казахстан многоуровневую, многоукладную экономику - основу смешанной социально ориентированной рыночной экономики. 

На первом этапе  разгосударствления и приватизации - 1991 - 1992 гг. в Республике Казахстан  осуществлялась малая приватизация, было преобразовано 6198 предприятий. В основном это предприятия торговли- 29,6 % и сферы сбыта - 35,8 . 

На втором этапе - 1993 - 1995 гг. происходила малая приватизация и приватизация средних и крупных  предприятий. Приватизировано 11625 малых  предприятий и 3500 средних и крупных  предприятий. 

К концу третьего, завершающего этапа приватизации - 1996 - 1998 гг. в Республике Казахстан  уже насчитывалось 88817 частных предприятий, в том числе малых - 81709, средних - 5344 и крупных 1814 предприятий. 

Доля государственной  собственности в общем количестве 111885 предприятий по состоянию на начало 2000 года во всех сферах составила - 18,7 %, а доля частного сектора составила - 79,3 %. 

В сельском хозяйстве  создано 9107 частных предприятий, в  том числе: малых 647, средних 1685 и 951 крупных  предприятий. Из общего числа 9469 предприятий сельского хозяйства государственная собственность составила - 3,7 %, частная собственность составила 96,2 %. Создано 58422 крестьянских (фермерских) хозяйств. 

Только за три  года с 1997 - 1999 годы численность в  малых предприятиях возросла в три раза и составила на начало 2000 года 318378 человек. Валовой внутренний продукт ВВП на душу населения за 1998 - 2001 год увеличился почти в два раза: с 64 тысяч до 116 тысяч тенге. 

По данным Агентства  по статистике, в 1995 году численность безработных возросла по сравнению с 1994 годом почти на 70 тысяч человек и составила 808,8 тысяч человек. В 1996 году по сравнению с 1995 годом численность безработных возросла ещё на 61,8 тысяч человек, из которых было трудоустроено только 5 тысяч. 

Всё это обусловлено  тем, что одни новые собственники предприятий в условиях экономического спада производства столкнулись  с недостатком финансовых средств  для оживления предприятий, другие - столкнулись с собственной несостоятельностью, неумением приспособиться к рыночным отношениям в результате предприятия становятся на грань банкротства, а работники вынуждены увольняться. 

Ещё одна причина  пополнения численности безработных. На предприятиях, переданных под иностранное  управление, не везде соблюдалось одно из важнейших условий заключённых контрактов - это сохранение рабочих мест. В частности, в 2000 году в объединении «Актюбмунайгаз» китайскими инвесторами было сокращено около 2000 рабочих. И только с помощью вмешательства Правительства Республики Казахстан уволенные были восстановлены на свою работу. 

Негативные последствия  разгосударствления и приватизации учёные - аналитики Республики Казахстан  связывают с затянувшимся процессом  адаптации предприятий в руках  новых владельцев к рыночным условиям. 

При этом выделяются три этапа. 

Первый этап охватывает 199 - 1992 гг., который характеризуется  резким спадом производства, нарастанием  гиперинфляции, её темы к 1993 году составили 3060%, попытками отдельных промышленных предприятий и регионов самостоятельными усилиями выйти из экономического кризиса. 

Данный этап в последствии назван либеральной  стратегии, этапом «экономического  романизма», этапом «шоковой терапии» по примеру России, где переход  к рынку осуществлялся по программе  «500 дней» Шаталина С.С. и Явлинского Г.А. и первой программы перехода к рынку Казахской ССР, принятой Верховным Советом Казахской ССР 6 - декабря 1990 года, согласно которой Казахстан должен перейти к рынку всего за 720 дней 1991-1992 гг. Оценивая прошлое, сегодня учёные свидетельствуют, что это была крупномасштабная и радикальная операция, которая была проведена без какой-либо концептуальной и практической подготовки. 

На втором этапе (1993-1995 гг.) в процессе приватизации мелких и средних предприятий  стало ощущаться государственное вмешательство в процесс перелива финансовых ресурсов для поддержания реформирования промышленности, развития предпринимательства. 

В ходе третьего этапа (1996-1998 гг.) были определены основные принципы и механизм вывода предприятий  и экономики в целом из кризиса, её стабилизации и подъёма. А в результате завершения приватизации крупных и крупнейших предприятий их структурной перестройки повысилась их приспособляемость к рыночным отношениям, повысилась эффективность производства, была достигнута макроэкономическая стабилизация. Уровень инфляции снижен до 28,9 5, объём производства промышленной продукции в 1997 году по сравнению с 1996 годом возрос на 4% и составил 104,0 %. Таким образом, в Республике Казахстан сложились благоприятные условия для экономического роста, самого высокого по уровню во всех странах СНГ. 

Для продолжения  поступательного движения экономики  и реализации последующих реформ правительству поручено разработать  десятилетний стратегический План социально-экономического развития до 200 года и Программу индустриально-инновационного Развития Казахстана на 2003-2015 годы. 

Правовые аспекты. 

Казахстан имеет  целую систему правовых актов, регулирующих процесс приватизации. Она включает в себя Закон “О приватизации”  от 23 декабря 1995 года, новую “Программу приватизации и реструктуризации государственной собственности в Республике Казахстан на 1996-1998 годы”, принятой 27 февраля 1996 года, а также большое число нормативных актов по приватизации, принятых Кабинетом Министров, Государственным Комитетом по управлению государственным имуществом и Государственным Комитетом по приватизации. 

Одним из основных вопросов, интересующих иностранных  инвесторов в процессе приватизации в Казахстане является вопрос об обеспечении  их прав. В соответствии с Казахстанским законодательством иностранные инвесторы имеют такие же права, как и казахстанские инвесторы, включая право защищать свои интересы в судах и с помощью любых других правовых средств. Закон “Об иностранных инвестициях” (принят от 30 декабря 1995 года) защищает иностранных инвесторов против национализации (ст. 7); а также против изменений законодательства и политической ситуации (ст. 6) и гарантирует возмещение убытков (ст. 9). Иностранные инвесторы имеют право защищать свои интересы с использованием международного арбитража в соответствии со статьей 26 Закона “Об иностранных инвестициях”.  

В процессе приватизации Казахстан использует помощь иностранных  экспертов и консультантов через  проекты USAID и при помощи иностранных  компаний, что делает процесс приватизации более предсказуемым и открытым для иностранных инвесторов.  

Завершение приватизации: 

В своей работе наш президент Н.А.Назарбаев пишет: 

«Приватизация предприятий в основном завершена. Теперь необходима ее окончательная  «доводка», прежде всего в аграрном комплексе и социальной сфере и четкая регламентация процесса обращения акций. Государственные же пакеты акций на предприятиях стратегического характера будут разумно использоваться.» 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Частная собственность - это закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за отдельными людьми или их группами.

Согласно действующему законодательству, физическое лицо в  праве по своему усмотрению совершать  в отношении принадлежащего ему  имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.

Использование частной собственности является одним из базовых элементов смешанной  экономической системы.

Частная собственность  имеет разновидности:

а) индивидуальная или семейная собственность 

б) паевая собственность 

в) акционерная  собственность 

г) собственность  общественных организаций 

Владелец контролирует объект собственности. Его прерогатива - определять направление и характер использования объекта, распоряжаться  им (продавать, дарить, завещать и др.).

Общество формирует права частной собственности. В результате они всегда меньше тех потенциальных возможностей, которые могли бы быть у частных владельцев. Реальные права всегда меньше потенциальных, так как с помощью государства общество устанавливает определенные экономические, социальные, экологические и другие нормативы использования объекта собственности.

Государство через  налоги регулирует формирование доходов, запрещает использовать капитал  для некоторых видов деятельности, осуществляет лицензирование в некоторых сферах, устанавливает порядок наследования, разрабатывает нормативы по технической безопасности работ и экологии, порядок привлечения рабочей силы и т. д.

Владелец может  сдать объект в пользование другому  лицу - предприятию или отдельному человеку.

Собственник может передать, делегировать часть своих полномочий менеджерам - наемному управленческому персоналу.

Владелец может  объединить свой объект собственности  с объектами других лиц.

Право частной  собственности является главной  формой индивидуального присвоения благ во всех странах с рыночной экономикой.

Необходимыми  экономико-правовыми признаками для  определения сущности частной собственности, как и любой другой существующей формы собственности, прежде всего  могут служить: ее объектный состав; ее субъектный состав; объем правомочностей собственника; характер сосуществования частной собственности с другими формами собственности.

Важное значение имеет установление в законодательстве о собственности принципа равенства  всех субъектов права частной  собственности.

В каждом государстве  экономические отношения собственности  вообще и собственности граждан  в частности приобретают соответствующее  правовое регулирование, которое осуществляется преимущественно нормами гражданского права.

В частной собственности  граждан могут быть любые объекты лично-потребительского и производственного назначения, результаты интеллектуальной работы, если другое не предусмотрено законом.

Земельным законодательством  устанавливается специальный правовой режим относительно условий обретения права собственности на земельные участки и осуществление гражданами прав собственника, ограничиваются их размеры, которые обусловлены особенностями такого объекта права собственности и его значением в обществе.

Гражданин может  стать собственником (совладельцем) целостных имущественных комплексов предприятий разных организационно-правовых форм, которые имеют статус юридического лица и осуществляют производственную, коммерческую или другую деятельность с целью получения прибыли.  

Разгосударствление  и приватизация это основной метод перехода к реальному многообразию форм собственности, метод оптимизации структуры предпринимательства, основа формирования рыночного хозяйства. 

К эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а рыночная система, главную движущую силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас. 

Информация о работе Проблемы становления частной собственности на землю в Казахстане