Проблемы становления частной собственности на землю в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Жизненные блага, в которых мы испытываем потребности, ограничены. Также обстоит дело и с экономическими ресурсами, необходимыми для производства этих благ. В каждом обществе устанавливается определенный порядок, распределения экономических ресурсов и конечных товаров. В современной экономике эту функцию выполняют рынок и государство, разделив определенным образом между собой соответствующие обязанности.

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность частной собственности

1.1 Частная собственность в Казахстане

1.2 Понятие частной собственности

1.3 Отношения собственности в свете исторической диалектики.

Глава 2. Регулирование прав частной собственности

2.1 Права собственника: потенциальные и реальные

2.2 Общественные ограничения

2.2 Самоограничение прав


Глава 3. Понятие разгосударствления и приватизации. Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации

3.1. Разгосударствление: понятие, сущность, способы

3.2. Приватизация: цели, методы и принципы

3.3. Модели и сроки приватизации

3.3.1. Бесплатная приватизация

3.3.2. Платная приватизация

Глава 4. Приватизация в Казахстане

4.1 Этапы приватизации

4.2 Пути и формы разгосударствления и приватизации государственной собственности.

4.3 Результаты разгосударствления и приватизации


Заключение


Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ПЛАН1111111.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

В-третьих, владелец может объединить свой объект собственности  с объектами других лиц. Например, люди могут, объединив усилия, ресурсы, деньги, создать предприятие в  форме хозяйственного товарищества. Каждый его участник, конечно же, лишится большей или меньшей части своих прав на объект собственности - он теперь будет отдан под некое общее управление. И здесь действия людей связаны с поиском большей экономической выгоды, со стремлением расширить свои доходы. Теряя права, они надеются на экономическую компенсацию в виде больших доходов. 
 

Глава 3. Понятие разгосударствления и приватизации. Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации 

В современном  мире нет ни одной страны, где  бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Гипертрофированное  огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация. 

3.1. Разгосударствление 

Разгосударствление - это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. 

Разгосударствление  не означает, что государство перестает  играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство  остается структурным элементом смешанной экономики. Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, т.к. последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий. 

Основными способами  разгосударствления являются: 

1) либерализация  рынков; 

2) коммерциализация; 

3) стимулирование  создания и расширение сферы  деятельности смешанных предприятий  (государственно-частных); 

4) денационализация. 

Из этих способов стоит отметить денационализацию государственной  собственности, которая в подавляющей  своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных  предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам. 

Все эти способы  разгосударствления переплетаются, выражаясь  в изменении собственности и  совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики. 

3.2. Приватизация: цели, методы и принципы. 

В экономической  теории и практике современный процесс  разгосударствления адекватен приватизации.

Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в  передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Приватизация  выполняет две функции. С одной  стороны, она должна стать элементом  экономической реформы, ядром радикальных  преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера. 

Непосредственными целями приватизации являются: 

1) сокращение  задолженности государственного  сектора;

2) развитие рынка;

3) стимулирование  предпринимательства;

4) формирование  слоя мелких и средних собственников;

5) расширение  индивидуальных свобод;

6) развитие народного  капитализма;

7) ослабление  профсоюзов. 

Разгосударствление  и приватизация могут осуществляться на основе: 

1) бесплатной  передачи собственности;

2) выкупа предприятий  на льготных условиях;

3) продажи акций;

4) сдачи предприятий в аренду;

5) продажа мелких  предприятий с аукциона по  конкурсу и без него. 

Формы приватизации в развитых странах: 

1) продажа предприятий  непосредственно в частные руки;

2) выкуп акций  государственных предприятий менеджерами;

3) продажа акций  работникам предприятий;

4) распространения  акций предприятия среди населения;

5) сдача государственных  предприятий в аренду;

6) заключение  контракта на управление предприятием. 

Продажа государственных  предприятий в частные руки осуществляется путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества. 

Преодолеть этот недостаток аукционных торгов можно  с помощью конкурсных торгов. Конкурсные торги - это продажа государственной  собственности частным лицам  в соответствии с требованиями и  условиями, выдвинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая цена приватизации) и требует более длительного времени. 

Выкуп акций  государственного предприятия менеджерами  осуществляется не только за наличные средства управляющих, но и за счет банковских кредитов, средств пенсионных и страховых фондов. Поэтому «управленческие выкупы» выступают своеобразным видом кредитования менеджеров под залог имущества предприятия. При этом доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды. 

Приватизация  в форме продажи акций работникам предприятия означает развитие рабочей  акционерной собственности. Продажа  акций рабочим является эффективным  средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий. 

Одна из наиболее распространенных форм приватизации - публичная продажа акций населению, при которой государственное  предприятие превращается в акционерное  общество открытого типа. Продажа  акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий. Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих. 

Приватизация  не всегда сопровождается продажей государственного имущества. Нередко государственная  собственность «разбавляется» частным капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату. Арендатор получает возможность самостоятельно организовать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Подписание контракта представляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления предприятием. 

Соглашение об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических  показателей деятельности государственных  предприятий или переходной ступенью к полной приватизации. 

При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических  объединений, созданию ряда компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия. Чтобы государственная собственность не досталась криминальным кругам, с точки зрения экономической теории важно создать много конкурентов.

Принципы приватизации. Приватизация является тем звеном экономической  реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.

Основным принципом  приватизации должен являться генеральный  принцип всех реформ - «не навреди!» 

На основе опыта  приватизации в странах с рыночной экономикой можно сформулировать ряд принципов: 

1. Приватизация  не должна являться догмой, государственная  собственность необходима как  дополнение к рыночному механизму,  поэтому отбор приватизируемых  предприятий должен быть очень тщательный, для необходимого обеспечения общественных благ. 

2. Приватизации  должны предшествовать реструктуризация  и разрушение неоправданных монополий,  мешающих конкуренции для повышения  эффективности и доступности  для более широкого слоя населения. 

3. Изменения  структуры собственности должны  носить постепенный характер, чтобы  не нарушить установившиеся экономические  связи. 

4. Обязательными  условиями приватизации должны  быть новые инвестиции, совершенствование  управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев. 

5. Приватизация  должна проводится с учетом  национальной безопасности. 

6. Каждый шаг  приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному  контролю. 

3.3. Модели и сроки приватизации 

Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из них опирается на определенные доводы и аргументы. 

3.3.1. Бесплатная приватизация 

Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - «ваучерами».

Противники бесплатной модели приватизации выдвигают несколько  существенных контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно не ценится людьми и соответственно мало шансов, что появятся собственники способные эффективно использовать собственность. Во-вторых, каким образом определить долю каждого в процессе раздела государственного имущества? И, в-третьих, каким образом оценить всю государственную собственность? Выдвигая эти аргументы они предлагают другую модель - платную приватизацию. 

Информация о работе Проблемы становления частной собственности на землю в Казахстане