Проблемы сельскохозяйственной политики США

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 01:14, курсовая работа

Описание работы

Аграрные отношения представляют собой определенную совокупность экономических отношений, складывающихся не только в сельском хозяйстве, но и во всем АПК, отношения агробизнеса в целом.
Это отношения по поводу присвоения и использования земли
и других средств сельскохозяйственного производства, определяющих соответствующие им отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления сельхозпродукции.

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ ТАНЯ.docx

— 112.07 Кб (Скачать)

Особую роль в составе III сферы АПК играет пищевкусовая промышленность, которая дает около 60 % всей продукции АПК, занимая третье место среди отраслей американской промышленности. Пищевкусовая промышленность – ведущая в АПК по темпам индустриализации производства и повышения производительности труда. Прогресс этой отрасли и ее полная индустриализация объясняются  прежде всего резким увеличением  спроса на стандартизированную продовольственную  продукцию со стороны как индивидуальных потребителей, так и предприятий  общественного питания. В наши дни  в США более 70 % всего сельскохозяйственного  продовольственного сырья проходит промышленную переработку в системе  пищевой промышленности. Велико также  значение оптовой и розничной  торговли, общественного питания. Добавим, что в III сфере АПК действуют  не только мелкие и средние, но и  очень крупные компании, которые  также оказывают влияние на повышение  качества и разнообразие сельскохозяйственной продукции, на ее специализацию и  размещение. Например, в розничной  торговле есть компании, владеющие  «цепью» из тысячи и более магазинов, включая супермаркеты.

В значительной мере под  влиянием АПК в США сформировался  «американский тип» потребления  пищевых продуктов, отличающийся повышенной долей продуктов легкой усвояемости  – мяса, молока, яиц, сахара, фруктов. При этом на предприятия общественного  питания, которые ежедневно обслуживают  более 140 млн человек, многие из них  поставляются в виде полуфабрикатов и замороженных готовых изделий. В литературе можно встретить  упоминание о том, что рацион питания  среднего американца по калорийности превышает среднемировой уровень  в 2 раза, а по качеству – в 10 раз.

Наконец, еще одна важная особенность АПК Соединенных  Штатов – его ярко выраженная экспортная направленность, касающаяся прежде всего  некоторых полевых культур. Доля США в мировом экспорте обычно составляет: по пшенице – 1/3, по сое – более 1/2, по кукурузе – 2/3. Кроме того, США – крупнейший в мире экспортер бройлерной и яичной продукции. Американское сельскохозяйственное машиностроение также занимает лидирующее место в мире по экспорту своей продукции.

В целом специалисты Института  США и Канады РАН оценивают  современное состояние АПК Соединенных  Штатов очень высоко. Они отмечают его высокую эффективность, которая  послужила основой для обеспечения  как внутренней продовольственной  безопасности страны, так и ее лидирующего  положения на мировом сельскохозяйственном рынке. Формированию в США столь  мощного АПК во многом способствовала система мер государственного регулирования. Так что в начале XXI в. аграрный сектор США демонстрирует огромные возможности научно-технического прогресса  в расширении производства сельскохозяйственной продукции, повышения ее качества и  экономической эффективности.

 

3.2 Ограничение с/х угодий и консервация почв

 

Сельскохозяйственную политику правительства Соединенных Штатов определяет целая система законодательных  актов. Каждые четыре года Конгресс обсуждает  и принимает основной «Закон о  фермерстве». В дополнение к нему многие аспекты сельскохозяйственной политики формируются как побочный результат законодательных актов, регулирующих иные сферы деятельности. Законы о налогообложении, например, способствуют привлечению средств  частных вкладчиков в развитие тех  или иных областей сельского хозяйства.

Ограничение угодий. Исходя из теории, что перепроизводство служит основной причиной снижения цен на продукцию  сельского хозяйства, правительство  поощряет фермеров ограничивать количество распахиваемой земли. Этот подход был  введен с принятием в 1933 году Закона о регулировании сельскохозяйственного  производства, одного из основных законодательных актов Нового курса, предусматривавшего специальные субсидии фермерам, согласившимся законсервировать часть своих земель.

Обеспечение уровня цен. Определенные основные товары подпадают под практику обеспечения стабильных цен с  помощью государственных субсидий. Вот пример функционирования подобной системы: Конгресс устанавливает цену, скажем, 2,55 доллара за бушель кукурузы (один бушель - 35,2 литра), дабы обозначить предполагаемую стоимость урожая. Производители  кукурузы, давшие согласие на ограничение  посадок, могут занимать 2,55 доллара  под каждый бушель зерна, сдаваемого ими государству. Они практически  закладывают свой урожай правительству  за предоставляемый тем займ. Если кукуруза поднимется в цене выше 2,55 доллара, фермеры могут затребовать  свой урожай обратно, продать его  на свободном рынке и выплатить  заем. Деньги, вырученные сверх суммы  займа, идут фермерам. Если цены на кукурузу остаются ниже 2,55 доллара, фермеры могут  отказаться от обязательств по выплате  полученного займа, что не влечет за собой никаких штрафных мер. Правительство  лишь обращает урожай кукурузы в свою собственность и либо закладывает  его на хранение, либо продает с  убытком. Верхних пределов на суммы  субсидий, выплачиваемых для стабилизации цен, не существует.

Компенсационные выплаты. Еще более  важную роль, чем стабилизирующие  цены займа, играют компенсационные  выплаты, являющиеся формой прямого  вклада в повышение доходов фермеров. Конгресс устанавливает «плановые  цены» на различные культуры. Опять  же, для получения льгот фермеры  должны изъять часть своих земель из землепользования. Если рыночная цена, получаемая фермерами за урожай, оказывается  ниже плановой, разницу компенсирует правительство. Суммы компенсационных  выплат ограничиваются 50000 долларов в  год.

Политика обеспечение  уровня цен и компенсационных  выплат распространяется лишь на такие  основные товары, как зерновые, мясомолочные продукты и хлопок. Производство многих других продуктов государственному субсидированию не подлежит. Несмотря на искушение 20 миллиардами долларов субсидий (ассигнованных в один из недавних годов), многие фермеры предпочли не обращаться к государству за помощью. Предоставляемыми субсидиями пользуется лишь одна ферма из пяти.

Рыночные квоты. На торговлю рядом  культур, в том числе, апельсинами  и лимонами, налагается ряд прямых ограничений. Так называемые рыночные квоты ограничивают количество продукции  данной культуры, которое можно поставлять на рынок из недели в неделю. Ограничивая  продажу, эти квоты рассчитаны на увеличение закупочных цен для фермеров. Вводятся квоты решением комитетов  производителей данного штата или  региона. Рыночные правила вводятся в действие голосованием по внесенным  предложениям тех фермеров, которых  они непосредственно касаются, и  обретают юридическую силу после  утверждения их министром сельского  хозяйства. Фермер, позволивший себе в дальнейшем игнорировать эти установления, рискует судебным преследованием.

Кредитование ферм. Фермеры всегда считали коренной проблемой своей  деятельности возможность доступа  к займам и кредитам. Еще в 1916 году федеральное правительство начало оказывать содействие развитию частных  кооперативных программ кредитования фермерства. Законодательство Нового курса, в частности Закон о  кредитовании ферм 1933 года, усилил роль правительства в данной области. Сегодня фермер имеет широкий  доступ к развитой сети кредитования из частных, кооперативных и государственных  финансовых источников. Одним из важнейших  составляющих этой сети служит Федеральная  система кредитования ферм, состоящая  из трех групп банков, каждая из которых  наделена специфическими функциями: кредитование приобретения недвижимости, кредитование закупок сельскохозяйственного  инвентаря и семенного фонда  и кредитование кооперативов. Страна разделена на двенадцать зон, в каждой из которых функционируют три  федеральных банка, по одному для  кредитования каждой из вышеуказанных  сфер деятельности. Финансируют банки свои операции посредством выпуска и продажи вкладчикам ценных бумаг, точно так же, как и деловые корпорации. Поскольку традиционно банки ссужают деньги под высокий процент, занимать они могут под низкий, что позволяет снижать стоимость кредитования ферм. Еще одним источником кредита для фермеров служит Управление по делам местных ферм, своего рода последнее «кредитное прибежище», куда обращаются, если больше уже некуда.

Консервация почв. Ряд федеральных  программ рассчитаны исключительно  на стимулирование консервации почв. В рамках одной из подобных программ, например, правительство берет на себя часть расходов по засеву используемых земель травами или бобовыми для  уменьшения опасности эрозии почвы.

Ирригация и водоснабжение. Федеральная  система плотин и ирригационных  каналов обеспечивает поставки воды по субсидируемым ценам фермерам 16 западных штатов. Субсидированное  орошение способствует выращиванию 18 процентов всего урожая хлопка в  стране, 14 процентов ячменя, 12 процентов  риса и 3 процентов пшеницы.

Широкие правительственные  сельскохозяйственные программы с  годами создали прочную основу поддержки  фермеров. Конгрессмены и сенаторы, представляющие сельскохозяйственные штаты, постоянно добиваются одобрения  Сенатом программы за программой, направленных на удовлетворение разнообразных  интересов фермеров. Но и нападкам эти программы тоже подвергаются немалым. Отчасти и потому, что, как  утверждают их оппоненты, различные  программы часто противоречат одна другой. Например, говорят они, правительство  платит некоторым фермерам за исключение из производства одних участков земли, в то же время предоставляя им налоговые  льготы за распашку и культивирование  других.

Ряд законодателей и Президентов  призывали Конгресс ослабить роль правительства  в сельском хозяйстве, постепенно сократить  субсидии, в конечном счете отменив  государственные программы закупок  избыточных урожаев и прямого кредитования фермеров. Высказывается мнение, что подобные программы олицетворяют неприемлемое вмешательство государства в практику свободного рынка. Однако многие аспекты текущей сельскохозяйственной политики защищаются мощными экономическими интересами, и предложения изменить систему порождают активные дискуссии в Конгрессе.

По мере того как близится к концу 20 век, американцы осмысливают  успехи и недостатки своего сельского  хозяйства. Многим можно гордиться, но многое вызывает и мучительные  вопросы.

На рубеже 80-х годов  начался период экономических трудностей. Сокращался сельскохозяйственный экспорт  — отчасти из-за высокой стоимости  американского доллара (в силу чего завышалась стоимость американских товаров для иностранного покупателя). Падали цены на зерно, и росли проценты на кредиты. Многим фермерам оказалось  не по плечу выплачивать по закладным  и займам, сделанным ранее, когда  цены (и доходы) были выше. Как и  в 30-х годах, значительное количество ферм и оборудования пошли с молотка, чтобы оплатить долги их бывших владельцев. В десятках фермерских общин кризис привел к закрытию банков, фермерских кооперативов, мелких предприятий. В  помощь фермерам появился целый ряд  правительственных и частных  программ, но многие задумывались: не пришел ли конец хорошим временам.

Некоторые наблюдатели высказывали  мнение, будто малая семейная ферма  больше не жизнеспособна в Соединенных  Штатах. Фермы все больше и больше укрупняются, но количество людей, работающих на них, сокращается. Отток населения  из сельской местности способствовал  росту безработицы и социальных проблем в городах. Сегодня фермерами  числятся лишь 2,4 миллиона человек (при  общей численности населения  в США в 230 миллионов).

 

3.3 Кредитование

Значительное развитие сельскохозяйственный кредит получил  в США, что главным образом  связано с широким распространением в аграрном секторе фермерского  уклада Начиная с 1916 г., в стране принимались  многочисленные законодательные акты, предусматривающие функционирование под контролем Администрации  сельскохозяйственного кредита  большого количества государственных  и кооперативных кредитных учреждений, составляющих целостную систему. Долгосрочные ипотечные кредиты предоставляются  главным образом федеральными земельными банками. Банки среднесрочного кредита  занимаются кредитованием сельского  хозяйства и учетом обязательств других учреждений сельскохозяйственного  кредита. Так, 95% кредитов банков среднесрочного кредита направляется ассоциациям, которые специализируются на краткосрочном  кредитовании фермеров. Банки для  кооперативов осуществляют кредитное  обслуживание фермерских кооперативов.

Помимо Администрации  сельскохозяйственного кредита  в США в рамках Министерства сельского  хозяйства действуют Товарно-кредитная  корпорация (ТКК), предоставляющая ссуды  на строительство зернохранилищ; Администрация  фермерского жилья, кредитующая  покупку или постройку ферм, зданий; Администрация сельской электрификации, авансирующая заемные средства на цели электрификации.

Сельскохозяйственные  предприятия США финансируют  с помощью кредита от 35 до 70% всех совокупных расходов . Доля кредита  существенно колеблется для отдельных  категорий затрат. При покупке  недвижимости предоставляется кредит до 70% суммы сделки, с покупкой машин  и оборудования— от 40%о до 70%о, скота— около 50%, различных элементов  оборотных средств— вплоть до 100%. При  продаже машин кредит предоставляется  на длительный срок, при продаже  удобрений, химикатов, семян, горючего предусмотрен краткосрочный кредит с обязательством погашения в  течение 30 дней. В 1988 г. сумма всей фермерской задолженности составила 148,5 млрд долл., что в 12 раз превысило уровень 1950 г. ив 6 раз уровень 1960 г.

Анализ показывает, что кредитование сельского хозяйства  ведется в США интенсивно и  в крупных объемах, кредитом охвачен  и процесс накопления основного  капитала, и текущее производство с его сезонными «пиковыми» тратами, требующими немедленного восстановления оборотного капитала.

Информация о работе Проблемы сельскохозяйственной политики США