Проблемы развития рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Развитие рынка государственных ценных бумаг характеризуется положительными
тенденциями и происходит на фоне сохраняющегося равновесного состояния
системы долгосрочных базовых факторов, в числе которых устойчивая динамика
обменного курса и относительно низкий уровень инфляции.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Экономическая природа ценных бумаг 5
1.1. Сущность государственных ценных бумаг
5
1.2. Виды государственных ценных бумаг
10
1.3.Становление и развитие рынка ценных бумаг в Казахстане 15
Глава 2. Состояние рынка ценных бумаг на современном
этапе
20
2.1. Современное состояние рынка ценных бумаг 20
2.2. Роль банков в развитии рынка ценных бумаг 26
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка ценных
бумаг
31
Заключение
44
Список литературы
47

Работа содержит 1 файл

курсовая проблемы развития рынка ценных бумаг в рк.docx

— 68.59 Кб (Скачать)

Курсовая: Рынок ценных бумаг  РК 

План

 Введение

3

     Глава 1. Экономическая  природа ценных бумаг       5

     1.1.     Сущность государственных ценных  бумаг

5

     1.2. Виды государственных  ценных бумаг

10

     1.3.Становление  и развитие рынка ценных бумаг  в Казахстане           15

     Глава 2. Состояние  рынка ценных  бумаг на современном

этапе

20

     2.1. Современное  состояние рынка ценных бумаг                               20

     2.2. Роль банков  в развитии рынка ценных бумаг                                26

     Глава 3. Проблемы  и перспективы развития рынка  ценных

бумаг

31

     Заключение

44

     Список литературы

47

    

Введение

 

Развитие рынка государственных  ценных бумаг характеризуется положительными

тенденциями и происходит на фоне сохраняющегося равновесного состояния

системы долгосрочных базовых  факторов, в числе которых устойчивая динамика

обменного  курса и относительно низкий уровень инфляции.

Сегодня всем ясно: без подъема  реального сектора экономики  Казахстана нет

будущего. Подъем экономики  невозможен без инвестиций. Активизация

инвестиционного спроса, структурная  перестройка экономики, ее радикальное

технологическое обновление, создание эффективных технологических  институтов,

защита внутреннего рынка, поддержка экспорта - все это должно служить

основой для проводимых реформ.

Многие десятилетия в  Казахстане, по существу, не было ни финансового  рынка, ни

его инфраструктуры: частных  коммерческих и инвестиционных банков, бирж,

страховых обществ и т.п. В стране не существовало конкуренции  между

производителями товаров  и услуг, в том числе финансовых, которые являются

двигателем общественного  прогресса. Рыночная экономика требует  использования

потенциальных возможностей финансового рынка, который представляет собой

важнейший источник ее роста. По структуре финансовый рынок страны состоит из

трех взаимосвязанных  и дополняющих друг друга рынков: денежный, кредитный и

рынок ценных бумаг[1].

Переход Казахстана от жестко централизованной плановой экономики  к рыночной,

регулируемой государством, в сложившейся экономической  ситуации в Казахстане

требует ускоренного и  научно обоснованного создания финансо­вого рынка и его

ключевого звена - рынка ценных бумаг, способного оперативно отрегулировать

структуру национального  хозяйства, остановить спад производ­ства, развить

наиболее перспективные  отрасли производства.

Значительная роль рынка  ценных бумаг отводится и в  стабилизации национальной

валюты Казахстана, снижении темпов инфляции. Рынок ценных бумаг - это не

обособленная система, а  сегмент рынка, который не может  функционировать без

всестороннего развития рыночной экономики в целом. Состояние  финансового

рынка зависит от ряда факторов, среди которых главную роль играют темпы

инфляции. Дело в том, что  при спаде производства и безудержном  росте инфляции

многие преимущества фондового  рынка, всегда считающегося надежным средством

защиты сбережений от инфляции, становятся абсурдом

[2].

Рынок ценных бумаг - регулятор  многих стихийно протекающих процессов  в

рыночной экономике. Это  относится, прежде всего, к процессу инвестирования

капитала. Рынок ценных бумаг  позволяет конкретным формам капитала оперативно

концентрировать и продавать  необходимые средства для осуществления  конкретных

проектов по ценам, устраивающим и кредиторов, и заемщиков.

     Цель курсовой  работы изучить состояние рынка  ценных бумаг в Казахстане.

Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:

1.                       Определить сущность и виды  ценных бумаг, а так же

рассмотреть  становление  и развитие рынка ценных бумаг  в Казахстане.

2.                       Изучить современное состояние  рынка ценных бумаг и

деятельность банков на фондовом рынке.

3.                       Исследовать проблемы и перспективы  рынка ценных

бумаг в Казахстане.

    

Глава 1. Экономическая природа  ценных бумаг

 

 

1.1.         Сущность государственных ценных  бумаг

 

Рынок краткосрочных займов или облигаций, обычно представляет заимствования

на срок от одного года до пяти лет. Обычно эти инструменты  обращаются на

организованных биржах, но структура ценообразования по этим инструментам

делает их привлекательными только для небольшого круга про­фессиональных

инвестиционных институтов и не представляющими интереса для  частных лиц.

Рынок среднесрочных займов или облигаций. Среднесрочные ценные бумаги -это

термин, который до недавнего  времени использовался только в  Великобритании и

США и представлял облигации  со сроком погашения от 5 до пятнадцати лет (в

Великобритании) или от двух до, десяти лет (в США). Правительство других

государств не привлекали средства на периоды более 10 лет.

Бессрочные облигации. Эти  облигации, выпускаемые правительством, не имеют

конкретной даты погашения. Выпуск таких инструментов может  осуществляться по

нескольким причинам, которые  будут обсуждаться позже этой главе. Достаточно

сказать, что инвесторы  будут относиться к таким инструментам по-разному, и цены

на них будут меняться гораздо быстрее, чем по любым  датированным инструментам

[3].

Поскольку такие правительственные  заимствования представляют собой  кредиты

государству, то кредиторы  будут ожидать не только возврата своих средств, но

также и плату за использование  их денег. Поскольку по кредиту такие

платежи называются процентными, методы, которые правительство может

использовать для выплаты  эти процентов, называются «видами  процентов».

По дисконтированию правительство  включает все начисляемые на заимствование

проценты и выплачивает  вместе с основной суммой долга. Соответственно

первоначальная сумма, предоставляемая  в кредит государству, будет меньше той

суммы, которую государство  выплачивает в конце срока. Традиционно  этот метод

применяется практически  да всех краткосрочных бумаг, но в  последние годы он

также стал популярен для  более долгосрочных инструментов.

При купонных платежах государство  устанавливает фиксированную годовую

процентную ставку (купон), который выплачивается кредиторам либо раз в год,

либо раз в полгода. В этом случае та сумма, которую государство  заимствует в

начале периода, будет равняться той сумме, которую оно выплатит в конце

периода. Этот метод используете  правительствами для большинства

государственных облигаций.

Поскольку покупательная  сила денег в будущем может  быть меньше, чем в

настоящий момент (поскольку  цены, как правило, растут с течением времени -

ценовая инфляция), то государства  все больше и больше понимают, что  для того,

чтобы поощрять инвесторов предоставлять  свои средства в кредит, они должны

сделать свои продукты более  привлекательными. Основой для индексации является

публикуемая государством статистика инфляции. Инфляционный ценовой индекс

будет расти по мере роста  цен на основные товары и услуги, и соответственно

правительство будет привязывать  купонные платежи (проценты) и основную сумму

долга (сумма к погашению) к этом) индексу, что даст инвесторам стабильный

доход от их средств в реальном выражении.

В процессе заимствования  средств заемщик должен продумать, как он будет

погашать займ, а кредитор должен учитывать вероятность того, что его средства

могут к нему не вернуться. Оба должны, таким образом, решить, какая

процентная ставка должна выплачиваться по займу. Совершенно очевидно, что

заемщик хочет получить средства по наименьшей возможной ставке, а  кредитор

хочет предоставить средства в кредит по наивысшей возможной  ставке. Для того

чтобы обе стороны могли  найти славку, которая лежит где-то посередине,

необходимо учесть ряд  факторов. Эти факторы могут рассматриваться  как другие

факторы эмиссии, самым важным из которых является креди­тоспособность.

Кредитоспособность используется для определения способности  заемщика ответить по

своим финансовым обязательствам. В принципе это рейтинг способности  погасить

заем, и погасить в той  форме, что и первоначальное заимствование. Считается,

что правительства будут  существовать всегда, хотя люди, которые  входят в состав

правительства, будут меняться. Если инвестор считает, что будущее  правительство

какой-либо страны сможет вернуть  долг, то тогда кредитный рейтинг  будет высоким

(хорошим). Чем выше кредитный  рейтинг, тем ниже процентная  ставка, которая

будет выплачиваться кредитору[4].

Поскольку правительства  являются крупными заемщиками по разным причинам, то

наиболее важный фактор кредитоспособности для кредитора - это стабильность

государства. Кредитор также  будет чувствовать себя более  уверенно, если он

увидит, что политика государства  в области заимствований и  планы

использования средств характеризуются  постоянством и что государство

остается верным своим  принципам заимствования. Как уже  говорилось, чем

больше стабильности демонстрирует  государство, тем меньший уровень  процентных

ставок потребуют кредиторы.

Если вернуться к покупательной  силе валюты (по сравнению с тем, какой она

будет в будущем), необходимо также обратить внимание на прогноз  инфляции в

стране. Если цены на товары, дома и т. д. растут быстро, то считается, что

инфляция высока. Если же цены растут медленно с течением времени, то тогда

считается, что инфляция низкая. Поскольку кредитор знает, что пройдет  какое-

то время прежде, чем  он получит свои деньги назад, то, есте­ственно, он

обеспокоен уровнем инфляции. Этот фактор распространяется на все виды

заимствований независимо от того, является ли заемщиком государство  или

предприятие. В принципе, чем меньше уровень инфляция в на­стоящий момент и по

прогнозам, тем меньше будет  процентная ставка, требуемая кредитором.

Совершенно очевидно, что  по этим трем факторам - стабильность государства,

способность к погашению, уровень инфляции - чем хуже ситуация, тем скорее это

приведет к тому, что  кредитор затребует более высокую  процентную ставку, под

которую он предоставит кредит, если он вообще на это пойдет.

Правительствам не требуется  сразу вся сумма для финансирования какого-либо

проекта. Пройдет несколько  месяцев или лет прежде, чем  будут завершены

некоторые проекты. В таких  случаях правительство может  искать источники

получения полной суммы, но в  настоящий момент запросит только ее часть.

Существует два способа  решения этого вопроса: первый - заимствовании в форме

траншей, когда правительство  привлекает средства от кредиторов с  последующим

выпуском на рынок облигаций  с таким же сроком погашения, которые  могут быть

приобретены другими кредиторами. Если был продемонстрирован хороший спрос (со

стороны кредиторов) на определенные облигации и правительство удовлетворено

той процентной ставкой, которую  оно выплачивает, то государство  может

организовать дополнительный выпуск таких облигаций. Поскольку  рыночные силы

спроса и предложения  преследуют противоположные цели, то на свободном рынке

цены устанавливаются  на том уровне, который является приемлемым для обеих

сторон. Поэтому если первый кредитор знает, что будет предложено больше

облигаций, то в том случае, если он захочет их продать, он будет

конкурировать с государством. В результате по своему первоначальному  кредиту

он будет ожидать получения  более высокой процентной ставки для того, чтобы

компенсировать эту потерю привилегий.

Обратная ситуация складывается, если правительство использует второй метод и

выпускает облигации с  частичной оплатой. При этом методе правительство

получает от кредиторов обязательство  приобрести его облигации, но просит

внести только часть суммы, а остальное разрешает заплатить  позже. В этой

ситуации кредитор не ожидает, что правительство организует дополнительные

выпуски облигаций, но он может  не платить всю сумму сейчас. Кредитор также

может продать облигацию  другому покупателю, и тогда он не должен будет

вносить оставшуюся сумму, так  как теперь это будет обязанностью нового

кредитора. Необходимо помнить  о том, что, чем дольше срок погашения  займа и

чем больше его сумма, тем  выше риск невозврата. В связи с  этим оба фактора

приведут к тому, что  кредитор будет требовать более  высокую процентную

ставку. Таким образом, в  данном случае, поскольку кредитор предоставляет

меньше денег, то он будет  ожидать, что правительство предложит  ему более

низкую процентную ставку.

Хотя это не играет большой  роли, все-таки следует учитывать  частоту выплат по

купону, т. е. выплачивает  ли правительство годовую сумму  процентов раз в год

или чаще. Если купон в  размере 10% выплачивается один раз  в год в конце года,

то кредитор знает, что  на конец года он заработает только 1,0% от

предоставленной в кредит суммы. Если же купон выплачивается  два раза в год,

т. е. правительство выплачивает 5% по прошествии первых шести месяцев  и 5% в

Информация о работе Проблемы развития рынка ценных бумаг