Проблемы финансирования малого бизнеса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Значимость изучения проблемы малого бизнеса усиливается тем, что именно ему менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. До сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого бизнеса, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Экономическая сущность малого бизнеса………………………………...…4
1.1. Понятие малого бизнеса…………………………………………………….4
1.2. Роль малого бизнеса в экономике…………………………………………..8
2. Проблемы финансирования малого бизнеса в России……………………..11
3. Особенности кредитования малого бизнеса в России ……………………..13
4. Особенности налогообложения малого бизнеса в России…...…………….17
4.1. Упрощенная система налогообложения………………………...………...17
4.2 Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности……………………………………………………………………..19
5. Государственная поддержка малого бизнеса в других странах…………...21
5.1. Поддержка малого бизнеса в США………………………………………..21
5.2. Поддержка малого бизнеса в Японии………………………………...…...23
6. Стимулирование развития малого бизнеса…………………………………24
Заключение………………………………………………………………………28
Список используемой литературы……………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

курсак по макроэкономике.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

       Существующая  в Японии система финансирования малого бизнеса гарантирует предоставление субсидий и кредитов органами местной  государственной власти, при необходимости  — с привлечением частных кредитных  учреждений.

       Финансовая  поддержка технического перевооружения производства осуществляется за счет выделения ссуды из местного бюджета и реализации оборудования в рассрочку или предоставления его в наем арендодателями префектур.

       Широкое распространение получило выделение  субсидий, покрывающих до 50% затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних фирм, консультирование, повышение квалификации технических работников и т. п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых предприятий.

       Неотъемлемый элемент японской системы финансирования малого бизнеса — это компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 расходов на повышение квалификации работников.

       Финансируется также установка компьютеров, сбор и анализ информации для разработки энергосберегающих и природоохранных мероприятий, консультирование предпринимателей по поводу эффективных методов ведения розничной торговли и программного обеспечения.

6. Стимулирование развития  малого бизнеса

       Для оценки возможностей повышения темпов развития малого предпринимательства и влияния этого процесса на экономическую динамику в субъектах Российской Федерации экономистами предложено использовать региональные рейтинги инвестиционной и предпринимательской активности. Для этого предусматриваются показатели, сочетающие основные экономические факторы (объем валового регионального продукта, объем произведенной малыми предприятиями продукции, число малых предприятий, величина инвестиций в основные фонды малых предприятий), социальные (среднедушевой доход, число безработных в регионе), демографические (плотность населения в регионе), институциональные (степень развития инфраструктуры и институтов рыночной экономики). На основе предложенных показателей разрабатываются рейтинги развития малого бизнеса по федеральным округам.

       Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных  правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

       Второе  направление включает формирование региональных центров поддержки  предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в  сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

       Третье  направление включает создание действенных  финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

       Если  индивидуальные предприятия в основном развиваются за счет собственных  средств, то для более крупных  предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения  внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для положительного решения чаще всего требуется успешное ведение бизнеса не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита повышают вероятность получения кредита. Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой непреодолимая проблема - отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.

       В настоящее время наблюдается  положительная тенденция в данном направлении. Банковские требования к "малым" заемщикам постоянно снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования. Хотя, в ближайшей перспективе ставки кредитования заемщиков малого бизнеса вряд ли опустятся ниже 15-16%. Кредитование малого бизнеса предполагает определенный риск и высокие издержки, банки закладывают все это в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно ведет к снижению процента. Возможно, создание кредитного бюро или законодательные налоговые изменения, позволяющие легализоваться малому бизнесу, могли бы еще больше способствовать этому.

       Итак, одним из наиболее важных направлений государственной поддержки является льготное кредитование. Поэтому законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусмотрено льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства с компенсацией соответствующей разницы кредитным и страховым компаниям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.

       Кроме льготной кредитной политики применяется  и льготное налогообложение. Законами Российской Федерации устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций.

       Большую роль в государственной поддержке  малого бизнеса должны сыграть государственные  и муниципальные фонды. Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка. 
 
 
 
 
 

Заключение

       В данной курсовой работе характеризуется  малое предпринимательство, выделены его особенности, обозначена его  роль в экономике стран, а также  поясняются особенности финансирования, налогообложения и кредитования малого бизнеса.

       В работе было выявлено, что малое предпринимательство – это сектор экономики, характеризующийся мелкотоварным производством. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды, однако поэтому же малое предприятие является наиболее мобильной размерной хозяйствующей единицей, не требующей громоздких управленческих систем. Малое предпринимательство играет весьма значительную роль в экономике развитых стран: малые предприятия осуществляют значительные закупки для производственных нужд, повышают эластичность и конъюнктуру рынков, обеспечивают занятость свыше половины трудоспособного населения и производят более половины ВВП в развитых промышленных странах, способствуют формированию конкурентной среды.

       Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

       По  уровню развития малого бизнеса специалисты  судят о способности страны приспосабливаться  к меняющейся экономической обстановке.

       Уровень же развития малого предпринимательства в России находится на сегодняшний день на низком уровне в силу различных причин неэкономического характера: бюрократизм чиновников, неурегулированная нормативно-правовая база, запаздывающий процесс реструктуризации приватизированных предприятий. Государство должно мобилизировать как можно больше финансовых ресурсов в малый бизнес.

       Практически во всех странах осуществляется поддержка  малого предпринимательства. Основными  направлениями этой поддержки являются создание условий для льготного кредитования, снижение налоговых вычетов, упрощение процедур регистрации и лицензирования, создание фондов по поддержке малого предпринимательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы

       1. Налоговый Кодекс РФ ст. 346.30, ст. 346.31

       2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:  Сборник законов Российской Федерации. М.: Эксмо, 2008.

       3. Винокуров М.А., Демина М.П. Экономическая  теория. - Иркутск. 1999.

       4. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство М.

       Инфра-М, 2003

       5. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2001.

       6.  Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе.// Вопросы экономики.- 1999.- №7.

       7. Аксаков А.Г. Кредитование малого бизнеса и закон: тенденции, проблемы, перспективы. – М.2006.

       8. Садыков Р. Р. Упрощенная система налогообложения // Налоги, 2004, №3.

       9.   [электронный ресурс] http://www.audit-it.ru

       10. [электронный ресурс] http://small-business.web-3.ru

       11. [электронный ресурс] http://www.allprobiz.net

       12. [электронный ресурс] http://www.bishelp.ru

       13. [электронный ресурс] http:// www.nanocorp.info 
 

Информация о работе Проблемы финансирования малого бизнеса в РФ