Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:42, курсовая работа
Значимость изучения проблемы малого бизнеса усиливается тем, что именно ему менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. До сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого бизнеса, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Экономическая сущность малого бизнеса………………………………...…4
1.1. Понятие малого бизнеса…………………………………………………….4
1.2. Роль малого бизнеса в экономике…………………………………………..8
2. Проблемы финансирования малого бизнеса в России……………………..11
3. Особенности кредитования малого бизнеса в России ……………………..13
4. Особенности налогообложения малого бизнеса в России…...…………….17
4.1. Упрощенная система налогообложения………………………...………...17
4.2 Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности……………………………………………………………………..19
5. Государственная поддержка малого бизнеса в других странах…………...21
5.1. Поддержка малого бизнеса в США………………………………………..21
5.2. Поддержка малого бизнеса в Японии………………………………...…...23
6. Стимулирование развития малого бизнеса…………………………………24
Заключение………………………………………………………………………28
Список используемой литературы……………………………………………..30
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Экономическая сущность малого бизнеса………………………………...…4
1.1. Понятие малого бизнеса…………………………………………………….4
1.2. Роль малого бизнеса в экономике…………………………………………..8
2. Проблемы финансирования малого бизнеса в России……………………..11
3. Особенности кредитования малого бизнеса в России ……………………..13
4. Особенности налогообложения малого бизнеса в России…...…………….17
4.1. Упрощенная
система налогообложения…………………
4.2
Единый налог на вмененный доход для определенных
видов деятельности………………………………………………
5. Государственная поддержка малого бизнеса в других странах…………...21
5.1. Поддержка малого бизнеса в США………………………………………..21
5.2. Поддержка малого бизнеса в Японии………………………………...…...23
6. Стимулирование развития малого бизнеса…………………………………24
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый бизнес. Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики.
Актуальность темы курсовой работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.
Значимость изучения проблемы малого бизнеса усиливается тем, что именно ему менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. До сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого бизнеса, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом.
Все вышеизложенное свидетельствует о достаточно существенном значении малого бизнеса в экономике государства, и достойно более детального рассмотрения.
1.Экономическая сущность малого бизнеса
1.1Понятие малого бизнеса
Существует
немало подходов к определению сущности
понятия «малый бизнес», а общепринятая
трактовка варьируется в
Если
рассматривать расширенное
Также существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской деятельности оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, сколько на основе процентного роста прибыли за определённый период.
По данным Мирового Банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие: численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству); размер уставного капитала предприятия; финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов); вид деятельности.
Прежде всего, стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощённая схема налогообложения, то есть уплата единого налога.
Основной федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического лица к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям.
Более того, согласно закону РФ № 209-ФЗ, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.
Еще одним законодательным документом в области малого предпринимательства является принятое 22 июля 2008 года Постановление N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства". Это постановление призвано способствовать развитию малых предприятий, и устанавливает критерий доходности предприятий малого бизнеса1.
В России под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
В Федеральном Законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица2.
Теперь остановимся на сущности малого бизнеса. Направления анализа экономической сущности малого предпринимательства определяются двумя обстоятельствами: во-первых, оно объективно существует и развивается как сектор экономики (национального, регионального, местного масштабов); во-вторых, оно является особым типом предпринимательской деятельности.
Размерная
структура отрасли (экономики) по определению
предполагает сосуществование предприятии
различных размеров, в том числе
мелких, образующих соответствующую размерную
группу. Данную совокупность производственных
единиц мелкого масштаба характеризует
понятие “мелкое производство”. Общественной
формой мелкой производственной единицы
в условиях рыночной экономики становится
малое предприятие, основными экономическими
чертами которого являются:
1)обособленность (то есть хозяйствование
на свой страх и риск);
2)специализация на каком-либо виде деятельности;
3)реализация произведенных товаров (услуг)
через куплю-продажу на рынке.
Речь,
следовательно, идет о малом товарном
предприятии.
Определение социально-экономической
стороны малого предпринимательства дополняется
тем, что оно (малое предприятие) может
основываться на:
1)личном труде владельца и членов его семьи;
2)использовании наемного труда в сочетании с производственно-управленческой деятельностью хозяина (его семьи).
Малое предприятие является “единицей” малого предпринимательства. Отсюда следует, что последнее - особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.
Таким
образом, мелкое производство в качестве
особого размерного уклада характеризует
организационно-техническую
Таким образом, определяя сущность малого предпринимательства, мы выявили, что это - сектор экономики, характеризующийся мелкотоварным производством. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды, однако поэтому же малое предприятие является наиболее мобильной размерной хозяйствующей единицей, не требующей громоздких управленческих систем.
1.2. Роль малого бизнеса в экономике
Как известно, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Также он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться; способен создавать атмосферу конкуренции и создавать ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
О
том, что малые предприятия способны
в больших масштабах
Успех малого бизнеса в области исследовательских и научно-производственных разработках можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.
Информация о работе Проблемы финансирования малого бизнеса в РФ