Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 16:24, курсовая работа
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Любая экономическая система для сохранения желаемой стабильности стремится поддерживать в процессе своего развития полную занятость дееспособного населения, обеспечивающую при прочих равных условиях максимально возможный объем производства ВНП.
. Безработица в РФ.
Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты занятости и безработицы.
1.1.Сущность и виды безработицы.
1.2.Социальные и экономические последствия безработицы.
1.2.1. Социальные последствия.
1.2.2. Экономические последствия.
1.3. Зарубежный опыт регулирования безработицы.
Глава 2. Проблемы безработицы в России.
2.1Современное состояние.
2.2 Государственное регулирование безработицы в нашей стране.
2.3 Пути повышения эффективности регулирования занятости населения и снижения безработицы в РФ.
Заключение.
Список используемой литературы:
К концу сентября 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 1,8 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 1,6 млн. человек имели статус безработного, в том числе 1,3 млн. человек получали пособие по безработице.
Необходимо обратить внимание на следующий аспект государственного регулирования занятости и безработицы. Все осуществляемые мероприятия направлены, как правило, на сокращение безработицы и увеличение занятости. Но основой экономического роста и благосостояния является эффективная занятость, то есть продуктивное использование человеческих ресурсов и кадрового потенциала общества.
К эффективной отдаче от использования человеческого капитала в первую очередь должны стремиться работодатели и собственники рабочей силы. Но и государство в состоянии стимулировать эту мотивацию экономических субъектов рынка труда, выполняя следующие функции:
контроль за соблюдением государственных стандартов в области безопасности, условий и охраны труда;
поддержание необходимых уровней оплаты труда в соответствии со стоимостью воспроизводства рабочей силы и рекомендаций МОТ (например, разрыв между минимальной и средней заработанной платой не должен превышать 4,5-5 раз);
обеспечение нормальных условий для цивилизованного разрешения социальных конфликтов и трудовых споров.
Эффективность системы мер государственного воздействия на занятость и рынок труда зависит от активного проведения политики занятости, улучшения функционирования рынка труда и создания эффективной сети специальных институтов и социальной инфраструктуры, действующих в соответствии с рынком, а также практического решения проблемы безработицы, возможного только в условиях развивающегося производства.
Переход к инновационной экономике приведёт к трансформации рынка труда. Неэффективные и малооплачиваемые рабочие места будут замещаться новыми, которые соответствуют современным требованиям. Это объективная ситуация. Таким образом, в конечном счете, произойдёт перераспределение рабочих мест по всей экономике. В этом контексте задача бизнеса, регионов, Правительства России - создавать именно такие высокотехнологичные и современные рабочие места и планомерно двигаться к современной структуре занятости. В этом заинтересованы все: бизнес, который хочет повышать эффективность собственной деятельности; государство, которое планирует занятость и распределение трудовых ресурсов, и, в конечном счёте, в этом заинтересованы сами люди, которые должны в нормальных местах трудиться и нормально зарабатывать.
Государственная политика в области занятости должна стать более гибкой, а меры поддержки безработных - более адресными. Поэтому следует обратить особенное внимание на тех граждан, которые находятся в самом трудном положении на рынке труда: это женщины с малолетними детьми, родители, которые имеют большое количество детей, пожилые люди, граждане, которые являются инвалидами, и те граждане, которые ухаживают за инвалидами. И, наконец, это молодые люди, которые только ищут свою работу после окончания учебного заведения или вступая в зрелую жизнь. Возможности для их трудоустройства должны быть расширены, в том числе за счёт профессионального обучения и повышения квалификации граждан.
Особое место среди инструментов государственной политики занимают региональные антикризисные программы по снижению напряжённости на рынке труда. Сегодня очень важно повысить их эффективность и адресность, в том числе за счёт интеграции с другими программами, которые направлены на поощрение предпринимательской инициативы граждан, - например, по поддержке малого и среднего предпринимательства, по созданию малых предприятий в научной сфере, при университетах.
Направления совершенствования системы организации содействия в трудоустройстве ищущих работу граждан, сбора вакансий и сотрудничества с работодателями будут определяться конкретной ситуацией на рынке труда и составом зарегистрированных в поиске работы граждан. Организуемая работа по оказанию содействия в трудоустройстве ищущих работу граждан ставит во главу угла задачу формирования гибкого рынка труда, делающего ставку на мобильную безработицу.
Ввиду вышеизложенного, приоритетами реализации политики в сфере занятости и снижения безработицы должны выступать:
Внедрение в практику работы крупных центров занятости профессионально-отраслевого принципа. Это позволит специализировать работников, занимающихся вопросами трудоустройства, на оказании услуг безработным по определенным секторам экономики и профессиям, что обеспечило более высокую эффективность и необходимое качество их работы.
Интенсивные методы подбора работы с использованием перечней предприятий, планов поиска работы, групповые перерегистрации отдельных категорий безработных и другие. В результате должна быть обеспечена достаточно высокая степень эффективности реализации программ оказания содействия в трудоустройстве.
Для содействия предпринимательской инициативе безработных в муниципальных образованиях могут быть организованы муниципальные бизнес-инкубаторы — коллективные офисы для начинающих предпринимателей. В рамках их деятельности могут реализовываться программы психологического тренинга по развитию качеств, способствующих предпринимательской активности населения муниципального образования.
В активных программах содействия занятости службе занятости населения следует использовать технологию профилирования безработных, которая ориентирована на содействие трудоустройству тем краткосрочным безработным, у которых высок риск стать долгосрочными безработными. Также нужно применять такие методики, как составление индивидуальных планов действий безработных, которые позволяют объединить их обязательства и индивидуальную постановку проблем.
Профилирование безработных является процедурой, при которой на основе рассчитанного численного значения долгосрочным безработным оказываются услуги содействия в трудоустройстве. С этой целью применяются такие методики, как составление индивидуальных планов действий безработных, которые позволяют объединить их обязательства и индивидуальную постановку проблем.
Внедрение современных технологий позволит повысить эффективность и результативность мероприятий на рынке труда.
Рационализация использования имеющихся трудовых ресурсов требует изменения подходов к подготовке кадров, что предполагает усиление взаимосвязи между рынком труда и профессиональным образованием, опережающее обучение и переподготовку как занятых, так и безработных под создаваемые рабочие места. Представляется целесообразным наряду с получением основной специальности в рамках высшего профессионального образования организовать освоение рабочих профессий, близких к полученным в вузе.
Важную роль в числе мер активной политики занятости должно играть поощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые эффективные рабочие места в перспективных сферах деятельности и производства (сфера услуг, строительство, финансы и кредит, страхование, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, машиностроение). В этих целях используются такие рычаги, как налоговые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов.
Особое значение имеет стимулирование создания новых рабочих мест в трудоемких производствах (сфера услуг) и в отраслях, которые имеют высокий мультипликативный эффект, выражающийся в развитии многих смежных отраслевых комплексов (жилищное строительство, туризм).
Стратегия дальнейшей борьбы с безработицей в России должна базироваться на «политике двух рук»: на сочетании мер противодействия сокращению занятости с ускоренной перестройкой структуры занятости путем стимулирования роста инвестиций предпринимательства в отрасли экономического прорыва и массовой переподготовки кадров. Приоритет тех или иных мер зависит от состояния рынка труда и специфики безработицы в конкретных регионах и отраслях. Политика сдерживания роста массовой безработицы целесообразна в отраслях приоритетного развития и регионах с невысоким потенциалом скрытой безработицы при значительных масштабах зарегистрированной безработицы (Калининградская, Сахалинская области, Хабаровский край, Ингушетия, Калмыкия и Дагестан). В тех отраслях, где накоплен высокий потенциал скрытой безработицы (промышленность, строительство, наука) и в регионах с аналогичной ситуацией (Мордовия, Чувашия, Владимирская, Ивановская и Кировская области) более целесообразна реализация программ ускорения институционально-структурной перестройки на основе восстановления инвестиционного процесса, развития малого и среднего предпринимательства и опережающего обучения высвобождаемых работников по новым профессиям и специальностям.
Активная политика на рынке труда предполагает активизацию каждого ее субъекта: самих безработных граждан, государственных органов занятости, предпринимателей и профсоюзов. Проведение активной политики способствует ускорению структурных реформ в народном хозяйстве, росту общественной производительности труда, снижению социальной напряженности в обществе, сохранению «человеческого капитала». Переход от политики сдерживания растущей безработицы в России к политике профилактики и минимизации безработицы является наиболее актуальной задачей органов занятости на местах, а также других ведомств и социальных партнеров, которые призваны решать эти задачи.
Перспективы борьбы с региональной безработицей, особенно в ее застойной, хронической форме в трудоизбыточных регионах с депрессивной экономикой, связаны с развитием общероссийского рынка труда и его инфраструктуры: транспортной, жилищной, информационной, образовательной. Формирование единого экономического пространства, развитие конкуренции, научно-технического прогресса, рост эффективности общественного производства и реальных доходов населения, стабилизация цен на жилье, транспортных тарифов будут способствовать увеличению территориальной мобильности трудовых ресурсов из регионов с высоким уровнем безработицы. Рабочая сила будет устремляться в те регионы, где потребность в ней значительно выше.
Представляется, что в современных тяжелых для России экономических условиях необходимо расставить приоритеты в политике занятости, не пытаясь слепо копировать опыт развитых стран. Необходимо прежде всего обозначить общегосударственные (федеральные) и региональные сферы регулирования рынка труда, соответственно распределив финансовые средства, направляемые на осуществление политики занятости. Где, как не в регионах определять на основе анализа местного рынка труда, куда направить каждый рубль выделенных средств с наибольшей отдачей в виде роста занятости.
Вместе с тем нельзя забывать и о долгосрочных перспективах регулирования занятости (по мере накопления необходимых средств), об активной политике на рынке труда.
К таким активным экономическим методам регулирования занятости относятся следующие меры:
общее оздоровление экономического климата в стране, стимулирование инвестиционной активности и достижение экономического роста;
создание условий для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики, в том числе поддержка малого бизнеса и самозанятости;
обеспечение профессионального обучения, переподготовки и консультирования в целях формирования рациональной структуры занятости.
Очевидно, что реализация всех этих задач - дело сегодняшнего дня. В то же время, основная тактическая задача в области занятости — приостановить рост безработицы, одновременно обеспечивая безработным приемлемые социальные гарантии.
Но чтобы знать подобные потребности, делать прогнозы численности безработных граждан и рассчитывать параметры не абстрактного, а конкретного рыночного равновесия в отношении рабочей силы, следует существенно повысить управляемость и, соответственно, предсказуемость социально-экономических процессов в стране.
Таким образом, в долгосрочной перспективе Правительство РФ намерено создать условия для эффективного использования квалифицированного туда, развития эффективной, ориентированной на конечный результат, инфраструктуры рынка труда.
Государственное регулирование занятости должно стать более гибким, а меры поддержки безработных - более адресными. Приоритетами реализации политики в сфере занятости должны выступать: внедрение в практику работы крупных отделов занятости профессионально-отраслевого принципа организации взаимодействия с безработными и работодателями, технологии профилирования безработных, организация муниципальных бизнес-инкубаторов. Стратегия дальнейшей борьбы с безработицей в России должна базироваться на «политике двух рук»: на сочетании мер противодействия сокращению занятости с ускоренной перестройкой структуры занятости.
35
В заключение своей работы я хотела бы подвести некоторые итоги. Проблема безработицы является одной из самых больших проблем в рыночной экономике, и, не решив ее, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность. Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени.
Безработица никогда не бывает равномерно распределенной среди населения страны. Одни группы населения страдают от безработицы больше, чем другие. Измерить безработицу можно с помощью показателя уровня безработицы и ее продолжительности. Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение числа безработных к общей численности рабочей силы. Целью борьбы с безработицей является достижение полной и эффективной занятости. Под полной занятостью понимается такое состояние экономики, при котором все желающие работать, при каком-то определенном уровне заработанной платы могли бы иметь работу. На самом деле на рынке труда преобладает такая ситуация, что имеются свободные места, и в то же время есть безработные, которые испытывают трудности с поиском работы. Например, не каждый человек с высшим образованием, который по каким- либо причинам остался без работы пойдет работать дворником. Тут же возникает вопрос, является ли полная занятость эффективной? Эффективная занятость должна обеспечивать достойный доход, развитие личности, рост образовательного и культурного уровня каждого человека. Вот тут можно вспомнить о естественной безработицы, которая поддерживает уровень эффективной занятости.