Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 16:24, курсовая работа
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Любая экономическая система для сохранения желаемой стабильности стремится поддерживать в процессе своего развития полную занятость дееспособного населения, обеспечивающую при прочих равных условиях максимально возможный объем производства ВНП.
. Безработица в РФ.
Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты занятости и безработицы.
1.1.Сущность и виды безработицы.
1.2.Социальные и экономические последствия безработицы.
1.2.1. Социальные последствия.
1.2.2. Экономические последствия.
1.3. Зарубежный опыт регулирования безработицы.
Глава 2. Проблемы безработицы в России.
2.1Современное состояние.
2.2 Государственное регулирование безработицы в нашей стране.
2.3 Пути повышения эффективности регулирования занятости населения и снижения безработицы в РФ.
Заключение.
Список используемой литературы:
Кризисное положение граждан, оказавшихся безработными, характеризуется тем, что эта категория населения вынуждена ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социокультурного досуга. Меняется стиль жизни, возрастает необходимость приспособления человека к существенно изменившимся социально-экономическим условиям.
Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели.
Уже к началу 90-х годов миллионы граждан, потеряв работу, лишились единственного источника дохода и оказались за чертой бедности.
Происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных возможностях. Происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения. Теряется квалификация работников.
Известный исследователь макроэкономики Артур Оукен (США) математически выразил отношение между уровнем безработицы и так называемым отставанием – не выпущенной или безвозвратно потерянной продукцией. Такое отношение, получившее название закон Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то потеря объема валового национального продукта составляет 2,5%.
Закон Оукена выражает ключевую взаимосвязь между рынком благ и рынком труда. Он описывает зависимость между краткосрочным движением реального ВВП и изменение уровнем безработицы.
Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему:
Отрицательные | Положительные |
Обесценение последствий обучения | Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики |
Сокращение производства | Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду |
Затраты на помощь безработным | Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования |
Утрата квалификации | Стимулирование роста интенсивности и производительности труда |
Снижение жизненного уровня |
|
Недопроизводство национального дохода |
|
Снижение налоговых поступлений |
|
Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.
Европейские страны отличаются большим разнообразием в подходах к регулированию сферы занятости и рынка труда. Так, во Франции, Германии и Скандинавских странах действует достаточно жесткое трудовое законодательство, строго регулирующее взаимоотношения между работодателями и наемными работниками в вопросах найма, увольнения и условий работы. Активную роль на рынке труда играют профсоюзы, использующие различные меры отстаивания своей позиции - от принятия отраслевых коллективных соглашений до забастовок, проведение которых разрешено законом. Система социального страхования является весьма развитой и обеспечивает реализацию государственных гарантий в отношении граждан, оставшихся без работы, пенсионеров, инвалидов, матерей и т.д. В этих странах существуют развитые системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных и работающих граждан.
Страны Северной Европы (Швеция, Финляндия, Норвегия) характеризуются созданием широкой системы социальной поддержки для всех граждан, финансируемой за счет общих доходов государства, а не за счет индивидуальных взносов. Цель этой системы состоит в том, чтобы уменьшить неравенство и несправедливость на основе равного доступа к базовым социальным благам. Активная политика государства в области занятости в таких странах, как Швеция и Норвегия, делает основной упор на меры по предупреждению безработицы в сочетании с поддержкой безработных.
В отличие от стран континентальной Европы, регулирование рынка труда в Великобритании осуществляется с минимальным участием государства и профсоюзов. Наемные работники имеют право обратиться за защитой своих интересов в суд или в трибунал по вопросам трудовых споров в случае, если работодатель нарушает условия контракта о найме в отношении заработков, условий труда или режимов рабочего времени и т.д. Все трудовые споры рассматриваются в рамках прецедентного права, когда судьи и присяжные заседатели всесторонне исследуют причины и обстоятельства разногласий между работником и работодателем и выносят решения. В стране, большое значение придается профессиональной подготовке кадров: действуют программы для молодежи, а также программы, совмещающие обучение безработных взрослых и их частичную занятость, при этом работодателям, предоставляющим рабочие места для приобретения опыта работы безработными, выплачиваются субсидии. В отношении граждан, находящихся без работы длительное время, осуществляются программы, стимулирующие их выход на рынок труда (консультирование, обучение, информационная поддержка и т.д.).
Таким образом, в большинстве развитых стран Европы проводится активная политика занятости, существуют развитые институты рынка труда, а также системы профессиональной подготовки населения и социального страхования, ориентированные на рынок труда. Вместе с тем масштабы и направления государственного регулирования сферы занятости весьма различны: регулирование всех аспектов рынка труда и самое широкое участие профсоюзов в деятельности предприятий (Франция, Германия) или либеральные законы, определяющие лишь общие правила и процедуры регулирования трудовых отношений, свобода найма и увольнения для работодателей и активное содействие со стороны государства при профессиональной подготовке и адаптации безработных к рынку труда (Великобритания)
ВЫВОДЫ.
35
В XXI веке развитие экономики целиком связано с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа научно-технического прогресса, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности.
На современном этапе развития экономики Россия встала на путь реформ и преобразований. Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.
К 2000 году безработица составляла до 7 млн. человек. Постепенно, рыночный механизм экономики начинает работать, со временем начинают восстанавливаться закрытые производства. Значительно возрастает строительный сектор экономики, особенно в таких городах как Москва, С.-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, что приводит к потребности квалифицированных кадров. Развитие строительного бизнеса повлекло за собой подъем таких отраслей, как металлургия и переработка металла (строительство потребляет 10-15% металлургической продукции), производство строительных материалов (по всей стране возобновляют работу кирпичные заводы, заводы по производству цемента), а это десятки тысяч новых рабочих мест. В связи с этим к 2002 безработица сократилась до 6,1млн. чел.
После дефолта в 1998 году в связи с резким сокращением импорта иностранной продукции в Россию, Правительство РФ начало активную поддержку товарных сельхозпроизводителей. Подъем в сельском хозяйстве повлек за собой рост производства в комплементарных отраслях, таких как производство хим.удобрений и средств защиты растений, тракторостроение и производство сельхоз оборудования, а также значительно развился перерабатывающий комплекс, мясоперерабатывающие заводы, а это еще десятки тысяч рабочих мест по всей России (рис.2).
Рис.2 Динамика численности безработных за 1992-2007 года.
Источник
В начале XXI века Россия столкнулась с нехваткой разведанных нефтегазовых месторождений, что повлекло за собой инвестиции и развитие геологоразведовательных работ. Вместе с тем, после развала СССР Россия потеряла значительное количество нефтеперегонных терминалов (в Прибалтике, на Украине). В срочном порядке началось строительство новых нефтегазопроводов и терминалов в Ленинградской области, в Новороссийске, а это еще новое высокооплачиваемые рабочие места.
Научно технический прогресс требует новых высококвалифицированных кадров, что ведет к вовлечению дополнительных инвестиций в учебный процесс, то есть в ВУЗах открываются новые кафедры, открываются новые учебные заведения, курсы повышения квалификации и переквалификации рабочего персонала.
Все это ведет к постепенному снижению безработицы. На октябрь 2007 года по данным Федеральной статистической службы безработица составила 4,2 млн. человек. Что соответствует естественному уровню безработицы для высокоразвитых стран.
Все статистические данные представлены в таблице 1 и 2, в таблице 3 указаны данные по занятости в различных формах собственности(источник: www.gks.ru).
Табл.1 Фактическая численность безработных в динамике за 1992-2007гг.
| 1992 | 1995 | 2000 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Численность безработных, тыс. человек | 3888,6 | 6684,3 | 7059,1 | 6154,7 | 5683,3 | 5775,2 | 5208,3 | 4998,7 | 4232,5 |
Из их числа: | |||||||||
студенты, учащиеся, пенсионеры | |||||||||
тыс. человек | 717,5 | 520,3 | 686,5 | 633,1 | 645,6 | 777,3 | 610,5 | 517,1 | 450,8 |
процентов | 18,5 | 7,8 | 9,7 | 10,3 | 11,4 | 13,5 | 11,7 | 10,3 | 10,7 |
женщины | |||||||||
тыс. человек | 1852,9 | 3071,7 | 3314,2 | 2866,3 | 2675,9 | 2873,2 | 2406,9 | 2367,8 | 1968,1 |
процентов | 47,6 | 46,0 | 46,9 | 46,6 | 47,1 | 49,8 | 46,2 | 47,4 | 46,5 |
лица, проживающие в сельской местности | |||||||||
тыс. человек | 639,2 | 1396,2 | 1894,7 | 1939,8 | 1870,9 | 1876,6 | 1956,6 | 2097,5 | 1734,1 |
процентов | 16,4 | 20,9 | 26,8 | 31,5 | 32,9 | 32,5 | 37,6 | 42,0 | 41,0 |
Табл.2 Численность безработных по данным Федеральной службы по труду и занятости
| 1992 | 1995 | 2000 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
| Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости2), тыс. человек | ||||||||
| 577,7 | 2327,0 | 1037,0 | 1499,7 | 1638,9 | 1920,3 | 1830,1 | 1742,0 | 1553,0 |
Из их числа: | |||||||||
женщины | |||||||||
тыс. человек | 417,0 | 1454,7 | 714,8 | 1012,6 | 1106,2 | 1272,6 | 1199,5 | 1132,5 | 982,7 |
процентов | 72,2 | 62,5 | 68,9 | 67,5 | 67,5 | 66,3 | 65,5 | 65,0 | 63,3 |
лица, проживающие в сельской местности | |||||||||
тыс. человек | 101,7 | 671,7 | 325,3 | 603,0 | 732,8 | 890,8 | 891,2 | 890,0 | 825,2 |
процентов | 17,6 | 28,9 | 31,4 | 40,2 | 44,7 | 46,4 | 48,7 | 51,1 | 53,1 |
Отношение численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости, к общей численности безработных, процентов | |||||||||
| 14,9 | 34,7 | 14,8 | 24,4 | 28,7 | 33,3 | 35,1 | 34,8 | 36,7 |