Проблемы безработицы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Любая экономическая система для сохранения желаемой стабильности стремится поддерживать в процессе своего развития полную занятость дееспособного населения, обеспечивающую при прочих равных условиях максимально возможный объем производства ВНП.
. Безработица в РФ.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты занятости и безработицы.
1.1.Сущность и виды безработицы.
1.2.Социальные и экономические последствия безработицы.
1.2.1. Социальные последствия.
1.2.2. Экономические последствия.
1.3. Зарубежный опыт регулирования безработицы.
Глава 2. Проблемы безработицы в России.
2.1Современное состояние.
2.2 Государственное регулирование безработицы в нашей стране.
2.3 Пути повышения эффективности регулирования занятости населения и снижения безработицы в РФ.
Заключение.
Список используемой литературы:

Работа содержит 1 файл

Аня Федякина.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Табл.3 Среднегодовая численность занятых в экономике по формам собственности

Промежутки времени

1992

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Всего в экономике(тыс.чел.)

71905

66330

64517

65574

65979

66407

66792

67174

67701

в том числе по формам  собственности:

государственная,  муниципальная

49660

27945

24371

24207

23926

23582

22499

22038

21656

 

частная

13887

22750

29776

32546

33142

34414

36178

37223

38221

собственность общественных и  религиозных организаций  (объединений)

583

474

526

505

464

441

382

383

373

 

смешанная российская

7580

14736

8114

6275

6134

5632

5202

4855

4705

иностранная, совместная  российская и иностранная

195

425

1730

2041

2313

2338

2531

2675

2746

Всего в экономике (В % к итогу)

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе по формам собственности:

государственная, муниципальная

69,1

42,2

37,8

36,9

36,3

35,5

33,7

32,8

32,0

частная

19,3

34,3

46,1

49,6

50,2

51,8

54,1

55,4

56,4

собственность общественных и  религиозных организаций  (объединений)

0,8

0,7

0,8

0,8

0,7

0,7

0,6

0,6

0,6

 

смешанная  российская

10,5

22,2

12,6

9,6

9,3

8,5

7,8

7,2

6,9

иностранная, совместная  (российская и иностранная)

0,3

0,6

2,7

3,1

3,5

3,5

3,8

4,0

4,1

Большие таблицы лучше перенести в приложения.

Где анализ данных??

Данные старые. Нужны минимум до 2010!

Процесс формирования рынка труда в Российской Федерации и её регионах имеет специфические, не характерные для других стран особенности.

В этой связи приобрели актуальность исследования в области занятости, безработицы и в целом в сфере приложения труда на региональном уровне. Для Российской Федерации характерна острая дифференциация рынка труда по регионам. Так по статистическим данным наибольшее число безработных, состоящих на учете в государственных службах занятости наиболее максимально в Алтайском крае, Кемеровской области, Чеченской республике, республике Дагестан. Что связано с высокой плотностью населения и отсутствием достаточного количества рабочих мест (Чеченская республика, республика Дагестан), закрытием большого числа промышленных предприятий (Кемеровская область). Но стоит забывать, что в таких регионах, как республика Саха-Якутия, Чукотская АО, Камчатский край, республика Коми, низкий показатель безработицы связан, прежде всего, с низкой плотностью населения (рис.3)

Рис.3 Численность безработных, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости на конец июля 2008 года (источник: www.gks.ru)

 

35

 



 

Цифрами на карте обозначены:

1-Белгородская область

2-владимирская область

3-Воронежская область

4-Ивановская область

5-Калужская область

6-Костромская область

7-Курская область

8-Липецкая область

9-Московская область

10-Орловская область

11-Рязанская область

12-Тамбовская область

13-Тульская область

14-Ярославская область

15-Вологодская область

16-Новгородская область

17-Республика Адыгея

18-Республика Ингушетия

 

19-КБР

20-КЧР

21- Республика Северная Осетия

22-Чеченская республика

23-Краснодарский край

24-Ставрапольский край

25-Республика Башкортостан

26-Республика Марий Эл

27-Республика Мордовия

28-Республика Татарстан

29-Удмуртская Республика

30-Чувашская Республика

31-Кировская область

32-Нижегородская область

33-Пензенский край

34-Пермский край

35- Самарская область

36- Саратовская область

37-Ульяновская область

35

 



 

2.2 Государственное регулирование безработицы в нашей стране.

Рынок рабочей силы – специфический сектор экономики. Он отличается от всех рынков тем, что на нем перемещаются не товары, а живые люди. Поэтому регулирование занятости и безработицы имеет огромное социально- экономическое и политическое значение и составляет особую заботу государства. Однако задача государства - не обеспечить каждого желающего работой, так как это увеличит инфляцию, а удерживать безработицу на естественном уровне, что и означает достижение полной занятости.

Еще в 30-х гг. Дж. Кейнс назвал безработицу «наиболее значительным пороком общества», поскольку она порождает множество других пороков. Именно поэтому борьба с безработицей – одна из приоритетных задач экономической политики государства.

В современной экономической теории существуют различные подходы к регулированию занятости. Традиционно выделяются два главных направления: классическое и кейнсианское.

Согласно классической концепции экономика является саморегулируемой, и в ней поддерживается полная занятость без вмешательства государственных институтов. Сторонники кейнсианской концепции считают наиболее действенным влияние на занятость через стимулирование эффективного спроса. При этом основная задача состоит в том, чтобы найти оптимальное сочетание между планируемым снижением безработицы и ростом инфляции.

Сторонники монетаризма и «теории предложения» видят основную задачу правительства в обеспечении эффективных изменений в структуре занятости. В первую очередь сюда следует отнести усиление мотивации к труду и возможности для повышения квалификации и получения новых профессий.

Какая бы теоретическая концепция не лежала в основе мероприятий государства, очевидно одно - без соответствующей экономической политики добиться полной и эффективной занятости невозможно. В России для этого проводится политика занятости, согласно которой, в соответствии с Законом о занятости, государство должно осуществлять:

     разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощерение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

     правовое регулирование в области занятости;

     разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;

     создания государственной службы занятости.

Механизм регулирования занятости населения реализуется через государственные органы исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы местного самоуправления путем изучения сложившихся условий, разработки и выполнения программ обеспечения занятости населения.

Направления политики занятости населения можно подразделить на следующие составляющие: меры государственной политики занятости; методы ее проведения и типы государственного воздействия на занятость населения.

Все меры по регулированию занятости подразделяются: по объекту воздействия на рынок труда (общие меры и специализированные), по источнику финансирования.

Методы проведения политики занятости могут быть как прямые (законодательное регулирование), так и косвенные (экономические).

Различают следующие типы государственного воздействия на занятость населения: пассивный и активный. В случае пассивного воздействия речь идет о регистрации безработных и выплате пособий по временной безработице. На 2009 г. в РФ установлены минимальный и максимальный размеры пособия по безработице, 850 руб. и 4900 руб. соответственно.

Мероприятия активного воздействия означают проведение активной политики занятости. К ним относятся: помощь в трудоустройстве, профессиональная подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест, проведение общественных работ, стимулирование самозанятости, квотирование рабочих мест (для наиболее социально незащищенных категорий населения- инвалидов, молодежи), досрочный выход на пенсию, меры помощи регионам и др.

Государственное регулирование занятости включает разработку целевых и комплексных программ содействия занятости.

35

 



 

Для проведения единой государственной политики занятости и регулирования рынка труда в России создана государственная служба занятости, которая координирует решение данных проблем.

К основным функциям службы занятости населения можно отнести:

     анализ состояния рынка труда, прогноз спроса и предложения на рабочую силу;

     разработка и реализация целевых программ содействия занятости населения;

     учет незанятых граждан и оказание им помощи в подборе подходящей работы и трудоустройстве;

     организация профессиональной ориентации и консультации населения, подготовка и переподготовка безработных граждан;

     оказание помощи предприятиям в подборе необходимых им работников;

     обеспечение населения информацией о свободных рабочих местах;

     осуществление выплат пособий по безработице, стипендий в период обучения, оказание материальной помощи безработным гражданам;

     осуществление контроля за правильностью формирования и использования средств государственного фонда занятости населения, использования предприятиями законодательства о занятости.

Служба занятости взаимодействует с предприятиями и организациями всех форм собственности, гражданами и предоставляет свои услуги бесплатно.

Финансирование мероприятий, осуществляемых службой занятости, и содержание самой системы органов государственной службы занятости обеспечиваются за счет средств государственного бюджета.

Расходы служб занятости условно можно сгруппировать по четырем направлениям:

1. на пособия по безработице, материальную помощь безработным, выплату досрочных пенсий;

2. на подготовку и переподготовку, организацию общественных работ;

3. на финансовую поддержку, приобретение ценных бумаг и прочие расходы;

4. на развитие службы занятости (содержание, капиталовложения, реклама).

Развитие рыночных отношений привело к созданию негосударственных структур занятости, занимающихся трудоустройством и профессиональной подготовкой. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, биржи труда, общества занятости, учебные центры и т.п. Наиболее общими направлениями деятельности этих структур являются:

•  продажа информации, содержащей описания и общие данные о профессиональных качествах работников;

•  помощь предприятиям и фирмам в работе с кадрами, заключающаяся в диагностике и подборе более подходящих сотрудников;

•  формирование групп из работников тех специальностей, которые не пользуются спросом, их переквалификация, обучение новым профессиям.

Информация регистрируемой безработицы оформляется в статистические отчеты региональных органов служб занятости по формам 1-Т и 2-Т (трудоустройство).

По данным проведенного обследования, в сентябре 2010г. 36,6% безработных использовали в качестве способа поиска работы обращение в государственные учреждения службы занятости населения; 53,0% безработных использовали в качестве способа поиска работы обращение к друзьям, родственникам и знакомым. «см. табл. 3.1.»

Таблица 3.1. Безработные по способам поиска работы в %, к общей численности безработных.

 

Подача

объявлений

в печать,

отклик на объявления

к администрации,

работодателю

в госучреждения службы занятости

 

в коммерческие службы

занятости

 

к друзьям, родственникам,

знакомым

Другие способы

 

2009

Август

39,0

54,5

23,2

22,7

9,5

2,9

Сентябрь

37,5

53,7

23,1

23,3

10,8

3,4

Октябрь

39,7

56,5

24,3

22,4

10,2

3,2

Ноябрь

41,6

57,0

26,1

22,5

6,8

3,2

Декабрь

41,8

60,1

26,5

21,6

5,1

3,2

2010

Январь

40,1

52,8

25,1

22,5

10,9

3,2

Февраль

40,5

54,8

24,7

23,1

10,3

2,1

Март

43,0

52,9

23,9

21,0

12,8

2,8

Апрель

40,9

53,1

24,6

20,9

10,5

2,3

Май

37,8

54,9

23,8

22,0

10,4

2,2

Июнь

37,0

53,5

22,1

19,2

11,2

2,8

Июль

39,4

49,9

21,7

20,2

11,6

2,4

Август

35,8

55,7

23,6

21,9

11,2

2,7

Сентябрь

36,6

53,0

23,4

22,0

11,8

3,4

Информация о работе Проблемы безработицы в России