Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 16:24, курсовая работа
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Любая экономическая система для сохранения желаемой стабильности стремится поддерживать в процессе своего развития полную занятость дееспособного населения, обеспечивающую при прочих равных условиях максимально возможный объем производства ВНП.
. Безработица в РФ.
Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты занятости и безработицы.
1.1.Сущность и виды безработицы.
1.2.Социальные и экономические последствия безработицы.
1.2.1. Социальные последствия.
1.2.2. Экономические последствия.
1.3. Зарубежный опыт регулирования безработицы.
Глава 2. Проблемы безработицы в России.
2.1Современное состояние.
2.2 Государственное регулирование безработицы в нашей стране.
2.3 Пути повышения эффективности регулирования занятости населения и снижения безработицы в РФ.
Заключение.
Список используемой литературы:
Табл.3 Среднегодовая численность занятых в экономике по формам собственности
Промежутки времени | |||||||||
1992 | 1995 | 2000 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Всего в экономике(тыс.чел.) | |||||||||
71905 | 66330 | 64517 | 65574 | 65979 | 66407 | 66792 | 67174 | 67701 | |
в том числе по формам собственности: | |||||||||
государственная, муниципальная | |||||||||
49660 | 27945 | 24371 | 24207 | 23926 | 23582 | 22499 | 22038 | 21656 | |
| частная | ||||||||
13887 | 22750 | 29776 | 32546 | 33142 | 34414 | 36178 | 37223 | 38221 | |
собственность общественных и религиозных организаций (объединений) | |||||||||
583 | 474 | 526 | 505 | 464 | 441 | 382 | 383 | 373 | |
| смешанная российская | ||||||||
7580 | 14736 | 8114 | 6275 | 6134 | 5632 | 5202 | 4855 | 4705 | |
иностранная, совместная российская и иностранная | |||||||||
195 | 425 | 1730 | 2041 | 2313 | 2338 | 2531 | 2675 | 2746 | |
Всего в экономике (В % к итогу) | |||||||||
100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
в том числе по формам собственности: | |||||||||
государственная, муниципальная | |||||||||
69,1 | 42,2 | 37,8 | 36,9 | 36,3 | 35,5 | 33,7 | 32,8 | 32,0 | |
частная | |||||||||
19,3 | 34,3 | 46,1 | 49,6 | 50,2 | 51,8 | 54,1 | 55,4 | 56,4 | |
собственность общественных и религиозных организаций (объединений) | |||||||||
0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,8 | 0,7 | 0,7 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | |
| смешанная российская | ||||||||
10,5 | 22,2 | 12,6 | 9,6 | 9,3 | 8,5 | 7,8 | 7,2 | 6,9 | |
иностранная, совместная (российская и иностранная) | |||||||||
0,3 | 0,6 | 2,7 | 3,1 | 3,5 | 3,5 | 3,8 | 4,0 | 4,1 |
Большие таблицы лучше перенести в приложения.
Где анализ данных??
Данные старые. Нужны минимум до 2010!
Процесс формирования рынка труда в Российской Федерации и её регионах имеет специфические, не характерные для других стран особенности.
В этой связи приобрели актуальность исследования в области занятости, безработицы и в целом в сфере приложения труда на региональном уровне. Для Российской Федерации характерна острая дифференциация рынка труда по регионам. Так по статистическим данным наибольшее число безработных, состоящих на учете в государственных службах занятости наиболее максимально в Алтайском крае, Кемеровской области, Чеченской республике, республике Дагестан. Что связано с высокой плотностью населения и отсутствием достаточного количества рабочих мест (Чеченская республика, республика Дагестан), закрытием большого числа промышленных предприятий (Кемеровская область). Но стоит забывать, что в таких регионах, как республика Саха-Якутия, Чукотская АО, Камчатский край, республика Коми, низкий показатель безработицы связан, прежде всего, с низкой плотностью населения (рис.3)
Рис.3 Численность безработных, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости на конец июля 2008 года (источник: www.gks.ru)
35
Цифрами на карте обозначены:
1-Белгородская область
2-владимирская область
3-Воронежская область
4-Ивановская область
5-Калужская область
6-Костромская область
7-Курская область
8-Липецкая область
9-Московская область
10-Орловская область
11-Рязанская область
12-Тамбовская область
13-Тульская область
14-Ярославская область
15-Вологодская область
16-Новгородская область
17-Республика Адыгея
18-Республика Ингушетия
19-КБР
20-КЧР
21- Республика Северная Осетия
22-Чеченская республика
23-Краснодарский край
24-Ставрапольский край
25-Республика Башкортостан
26-Республика Марий Эл
27-Республика Мордовия
28-Республика Татарстан
29-Удмуртская Республика
30-Чувашская Республика
31-Кировская область
32-Нижегородская область
33-Пензенский край
34-Пермский край
35- Самарская область
36- Саратовская область
37-Ульяновская область
35
Рынок рабочей силы – специфический сектор экономики. Он отличается от всех рынков тем, что на нем перемещаются не товары, а живые люди. Поэтому регулирование занятости и безработицы имеет огромное социально- экономическое и политическое значение и составляет особую заботу государства. Однако задача государства - не обеспечить каждого желающего работой, так как это увеличит инфляцию, а удерживать безработицу на естественном уровне, что и означает достижение полной занятости.
Еще в 30-х гг. Дж. Кейнс назвал безработицу «наиболее значительным пороком общества», поскольку она порождает множество других пороков. Именно поэтому борьба с безработицей – одна из приоритетных задач экономической политики государства.
В современной экономической теории существуют различные подходы к регулированию занятости. Традиционно выделяются два главных направления: классическое и кейнсианское.
Согласно классической концепции экономика является саморегулируемой, и в ней поддерживается полная занятость без вмешательства государственных институтов. Сторонники кейнсианской концепции считают наиболее действенным влияние на занятость через стимулирование эффективного спроса. При этом основная задача состоит в том, чтобы найти оптимальное сочетание между планируемым снижением безработицы и ростом инфляции.
Сторонники монетаризма и «теории предложения» видят основную задачу правительства в обеспечении эффективных изменений в структуре занятости. В первую очередь сюда следует отнести усиление мотивации к труду и возможности для повышения квалификации и получения новых профессий.
Какая бы теоретическая концепция не лежала в основе мероприятий государства, очевидно одно - без соответствующей экономической политики добиться полной и эффективной занятости невозможно. В России для этого проводится политика занятости, согласно которой, в соответствии с Законом о занятости, государство должно осуществлять:
разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощерение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
правовое регулирование в области занятости;
разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;
создания государственной службы занятости.
Механизм регулирования занятости населения реализуется через государственные органы исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы местного самоуправления путем изучения сложившихся условий, разработки и выполнения программ обеспечения занятости населения.
Направления политики занятости населения можно подразделить на следующие составляющие: меры государственной политики занятости; методы ее проведения и типы государственного воздействия на занятость населения.
Все меры по регулированию занятости подразделяются: по объекту воздействия на рынок труда (общие меры и специализированные), по источнику финансирования.
Методы проведения политики занятости могут быть как прямые (законодательное регулирование), так и косвенные (экономические).
Различают следующие типы государственного воздействия на занятость населения: пассивный и активный. В случае пассивного воздействия речь идет о регистрации безработных и выплате пособий по временной безработице. На 2009 г. в РФ установлены минимальный и максимальный размеры пособия по безработице, 850 руб. и 4900 руб. соответственно.
Мероприятия активного воздействия означают проведение активной политики занятости. К ним относятся: помощь в трудоустройстве, профессиональная подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест, проведение общественных работ, стимулирование самозанятости, квотирование рабочих мест (для наиболее социально незащищенных категорий населения- инвалидов, молодежи), досрочный выход на пенсию, меры помощи регионам и др.
Государственное регулирование занятости включает разработку целевых и комплексных программ содействия занятости.
35
Для проведения единой государственной политики занятости и регулирования рынка труда в России создана государственная служба занятости, которая координирует решение данных проблем.
К основным функциям службы занятости населения можно отнести:
анализ состояния рынка труда, прогноз спроса и предложения на рабочую силу;
разработка и реализация целевых программ содействия занятости населения;
учет незанятых граждан и оказание им помощи в подборе подходящей работы и трудоустройстве;
организация профессиональной ориентации и консультации населения, подготовка и переподготовка безработных граждан;
оказание помощи предприятиям в подборе необходимых им работников;
обеспечение населения информацией о свободных рабочих местах;
осуществление выплат пособий по безработице, стипендий в период обучения, оказание материальной помощи безработным гражданам;
осуществление контроля за правильностью формирования и использования средств государственного фонда занятости населения, использования предприятиями законодательства о занятости.
Служба занятости взаимодействует с предприятиями и организациями всех форм собственности, гражданами и предоставляет свои услуги бесплатно.
Финансирование мероприятий, осуществляемых службой занятости, и содержание самой системы органов государственной службы занятости обеспечиваются за счет средств государственного бюджета.
Расходы служб занятости условно можно сгруппировать по четырем направлениям:
1. на пособия по безработице, материальную помощь безработным, выплату досрочных пенсий;
2. на подготовку и переподготовку, организацию общественных работ;
3. на финансовую поддержку, приобретение ценных бумаг и прочие расходы;
4. на развитие службы занятости (содержание, капиталовложения, реклама).
Развитие рыночных отношений привело к созданию негосударственных структур занятости, занимающихся трудоустройством и профессиональной подготовкой. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, биржи труда, общества занятости, учебные центры и т.п. Наиболее общими направлениями деятельности этих структур являются:
• продажа информации, содержащей описания и общие данные о профессиональных качествах работников;
• помощь предприятиям и фирмам в работе с кадрами, заключающаяся в диагностике и подборе более подходящих сотрудников;
• формирование групп из работников тех специальностей, которые не пользуются спросом, их переквалификация, обучение новым профессиям.
Информация регистрируемой безработицы оформляется в статистические отчеты региональных органов служб занятости по формам 1-Т и 2-Т (трудоустройство).
По данным проведенного обследования, в сентябре 2010г. 36,6% безработных использовали в качестве способа поиска работы обращение в государственные учреждения службы занятости населения; 53,0% безработных использовали в качестве способа поиска работы обращение к друзьям, родственникам и знакомым. «см. табл. 3.1.»
Таблица 3.1. Безработные по способам поиска работы в %, к общей численности безработных.
| Подача объявлений в печать, отклик на объявления | к администрации, работодателю | в госучреждения службы занятости
| в коммерческие службы занятости
| к друзьям, родственникам, знакомым | Другие способы
|
2009 | ||||||
Август | 39,0 | 54,5 | 23,2 | 22,7 | 9,5 | 2,9 |
Сентябрь | 37,5 | 53,7 | 23,1 | 23,3 | 10,8 | 3,4 |
Октябрь | 39,7 | 56,5 | 24,3 | 22,4 | 10,2 | 3,2 |
Ноябрь | 41,6 | 57,0 | 26,1 | 22,5 | 6,8 | 3,2 |
Декабрь | 41,8 | 60,1 | 26,5 | 21,6 | 5,1 | 3,2 |
2010 | ||||||
Январь | 40,1 | 52,8 | 25,1 | 22,5 | 10,9 | 3,2 |
Февраль | 40,5 | 54,8 | 24,7 | 23,1 | 10,3 | 2,1 |
Март | 43,0 | 52,9 | 23,9 | 21,0 | 12,8 | 2,8 |
Апрель | 40,9 | 53,1 | 24,6 | 20,9 | 10,5 | 2,3 |
Май | 37,8 | 54,9 | 23,8 | 22,0 | 10,4 | 2,2 |
Июнь | 37,0 | 53,5 | 22,1 | 19,2 | 11,2 | 2,8 |
Июль | 39,4 | 49,9 | 21,7 | 20,2 | 11,6 | 2,4 |
Август | 35,8 | 55,7 | 23,6 | 21,9 | 11,2 | 2,7 |
Сентябрь | 36,6 | 53,0 | 23,4 | 22,0 | 11,8 | 3,4 |