Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотреть проамериканскую модель глобализации и противодействие ей в виде антиглобалистского движения.
Поставленные задачи:
рассмотреть сущность и основные черты проамериканской модели глобализации;
исследовать основные последствия глобализации;
выявить истоки возникновения и развития антиглобалистского движения;
проанализировать движение сопротивления глобализации.
Одновременно с глобализацией производства, торговли, финансовых потоков, информации в мире происходит и глобализация криминальной и террористической деятельности. К сожалению, это происходит быстрее, чем положительные процессы - глобализация взаимопонимания народов, рас и религий, толерантности, глобализация борьбы против бедности, угнетения, преступности и т. д.
Конечным результатом глобализации, как надеются многие специалисты, должно стать всеобщее повышение благосостояния в мире.
На
фоне глобализационных изменений конец
90-х гг. XX века и начало XXI века ознаменовались
всплеском активности общественных
объединений, получивших название антиглобалистских.
Эти организации отстаивают интересы
различных, и, подчас, широких слоев населения;
они реагируют на проявления, по их мнению,
социальной несправедливости в различных
сферах жизни общества в условиях глобализации;
они выдвигают свои требования к национальным
правительствам и международным организациям,
влияющим на положение граждан.
Глава 2. ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ - АНТИГЛОБАЛИЗМ
2.1. Сущность и истоки антиглобалистского движения
Не вызывает сомнения тот факт, что антиглобализм в цивилизованном плане - это прежде всего «негативная» реакция западной цивилизации на глобальную историческую ситуацию и очевидные тенденции её развития.
В последующие годы, которые отделяют первый из финансовых кризисов, порождённых глобализацией (Мексика), от второго (Юго-Восточная Азия), эти настроения развёртывались вглубь и вширь. В разных секторах населения и регионах мира ощущалась «некая общая озабоченность происходящим, созревание потребности в каких-то глубоких изменениях доминирующей тенденции. В том, чтобы противопоставить «нечто»:
Иоанн Павел II и Вацлав Гавел, социал-либералы и социал-демократы, антирасистские и экологические движения, партизаны Чьяпаса и тысячи неправительственных организаций современного мира - каждый по-своему выражает эту тревогу. Тем более, что на большей части планеты комплекс новых негативных тенденций развивается не вместо традиционных, а вместе с ними.
Предшественником антиглобалистского движения является Сапатистская армия национального освобождения (Мексика), которая выступила против договора о свободной торговле, подписанного США, Канадой и Мексикой (НАФТА) и вступившего в силу 1 января 1994 г. Летом 1996 года в штате Чиапас (Chiapas) в Мексике прошла первая международная встреча организаций, выступающих против реализации договора о свободной торговле и присоединения к нему в будущем других, кроме Мексики, стран Латинской Америки. Но основные события в конце 90-х годов разворачивались в Европе - во Франции.
Прежде чем описать эти события, хочется добавить, что в составе участников антиглобалистского движения преобладают отнюдь не жертвы глобализации, если иметь в виду те 20% беднейшего населения планеты, материальное положение которых за последние десятилетия ухудшилось в два с лишним раза в сравнении с 20% богатейших слоёв. Наоборот, активную часть движения представляют средние городские слои стран так называемого «золотого миллиарда»14.
В
декабре 1997 года французская газета
«Le Mond Diplomatique» опубликовала статью
Игнасио Рамона «Обезоружить рынок»,
которая имела эффект разорвавшейся
бомбы. В ней дан анализ противоречий,
накапливавшихся в течение
Это привело к резкому возрастанию числа и объёма финансовых спекуляций. По мере усиления процессов глобализации у финансового капитала появилось много новых возможностей для самовозрастания, минуя сферу производства. Это и наличие офшорных зон, так называемых «налоговых оазисов», где капиталы надёжно защищены извне и могут многократно прокручиваться, и втягивание в сферу финансовых спекуляций средств социальных фондов (пенсионных, фонда социального страхования и др.). Это, наконец, широкое распространение новых финансовых инструментов и операций (деривативов, опционов и т.п.), дающих прекрасную возможность для безграничных финансовых манипуляций15.
Финансовый кризис, начавшийся в странах Юго-Восточной Азии осенью 1997 года - закономерный результат происходящих процессов и печальный итог развития мировой экономики в 90-х гг. XX в. Он - то и стал толчком, всколыхнувшим весь мир. Здравомыслящая часть международной общественности вдруг осознала, что финансовая глобализация зашла настолько далеко и в распоряжении крупных международных фондов сегодня сосредоточены столь крупные финансовые ресурсы, что их хватит для того, чтобы в одночасье обрушить экономику любой, даже самой развитой страны.
Опасность мирового диктата, исходящая со стороны усиливающейся власти международных финансовых организаций на фоне кризиса профсоюзного и международного рабочего движения и привела в июне 1998 г. во Франции к объединению целого ряда прогрессивных французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов в организацию «ATTAC-France» («АТТАК-Франция») - будущей «головной» организации АД в Западной Европе.
Необходимость борьбы с отрицательными последствиями глобализации составила основу платформы «АТТАК-Франция», которая была принята в Париже, на международной встрече в декабре 1998 года.
На эту встречу были приглашены делегации других стран, цели деятельности которых близки целям «АТТАК-Франция». И таких организаций оказалось немало. В частности, «Движение безземельных» (Бразилия), «Политический и информационный центр международной солидарности» (Южная Корея), «Женское движение» (Канада, Квебек), «Ассоциация государственных фермеров Karnathaka» (Индия), «Международный форум альтернатив - FMA» (Бельгия, Канада, Сенегал) и др16. Большинство этих организаций приняли участие в парижской международной встрече 11-12 декабря 1998 г. и высказали готовность участвовать или содействовать движению «АТТАК-Франция» как движению за демократический контроль над финансовыми рынками и их учреждениями.
Вокруг «АТТАК-Франция» стали собираться экологические организации, выступающие против загрязнения окружающей среды, женские организации, действующие против усиливающейся дискриминации женщин, профсоюзы, борющиеся с ущемлением трудовых прав граждан и т.п. Каждая из общественных организаций обращала внимание на какую-то одну проблему, которая либо явилась порождением глобализации, либо существенно обострилась под влиянием происходящих глобальных процессов. Это и стало, на мой взгляд, причиной того, что за организациями, сплотившимися вокруг «АТТАК-Франция», прочно закрепилось слово «против», что, в конечном счёте, и вылилось в общее название - «антиглобализм».
Большинство организаторов движения считают это название не совсем удачным, поскольку оно искажает истинный смысл движения. В самом названии «антиглобализм» заложен некий аспект отрицания, не видно позитива, что, наверное, не совсем правильно, поскольку дезориентирует граждан. Создаётся впечатление, особенно у непосвящённых, что все участники движения выступают против глобализации как таковой. Однако это далеко не так. Участники движения борются не против глобализации, а с её негативными последствиями.
24-26 июня 1999 г. в Париже состоялась вторая крупная международная встреча, на которой в общей сложности присутствовало около тысячи человек из 70 стран мира. Она называлась: «Рыночная диктатура? Другой мир возможен». На этой встрече участники не только обменивались информацией, проводили совместные обсуждения быстро меняющейся ситуации в мире, но и разработали план конкретных действий на ближайшее время.
Также в 1999 г. по-настоящему массовые манифестации в Кёльне (июнь) и, особенно, Сиэтле (ноябрь) констатируют де-факто антиглобалистское движение, закрепляют те характерные черты, которые продолжают оставаться его атрибутами и сегодня17.
На данный момент число сторонников «АТТАК-Франция» возросло многократно. Во многих странах возникли аналогичные организации с аналогичным названием, например «АТТАК-Бразилия», «АТТАК-Аргентина», «АТТАК-Германия»… В августе 2000 г. в России некоторые свободные профсоюзы, часть женских организаций, а также прогрессивные учёные учредили организацию «Демократический контроль» («АТТАК-Россия»). В целом сегодня такие организации существуют более чем в 30 странах. Антиглобалистские структуры успешно проникают в развивающиеся страны, особенно в те, где для этого имеется как идеологическая основа, так и социальная база, представленная в основном неправительственными организациями левого направления, уже накопившими солидный опыт работы на глобальном уровне. Тем не менее даже там антиглобалистские структуры создаются по инициативе и при непосредственном участии западных стран.
Международное движение «АТТАК» организовано как сеть, без каких-либо иерархических структур и географического «центра». Общение между его участниками осуществляется с помощью Интернета, способствующего обмену информацией о деятельности.
Большое значение для антиглобалистского движения имел Всемирный социальный форум в Порту-Алегри в Бразилии в январе 2001 г. Он был задуман как альтернатива форуму в Давосе, противоположная ему в нескольких отношениях.
Прежде всего - географически. Всемирный экономический форум ежегодно проводился на известном зимнем курорте в Швейцарии. Всемирный социальный форум проходил летом в Бразилии. Если в Давосе собрались члены правительства, высокопоставленные чиновники и крупные бизнесмены, то в Порту-Алегри были представлены делегаты от многочисленных общественных организаций и движений, а также профсоюзы разных стран. В Давосе большое внимание уделялось вопросам создания благоприятных экономических условий для свободного движения капитала в условиях глобализации, а в Порту-Алегри обсуждались возможные негативные последствия этого процесса.
Участники Всемирного социального форума в первую очередь заострили внимание на негативных социальных последствиях глобализации, на которые мало внимания обращают озадаченные созданием единого экономического пространства официальные лица. И, наконец, что тоже символично, Всемирный социальный форум - в Порту-Алегри, в котором в течение последних 8 лет вполне успешно внедряется система общественного самоуправления городом.
Всемирный социальный форум собрал в Порту-Алегри более 10 тысяч делегатов из 122 стран мира. А это уже впечатляет.
Таким образом, к осени 2001 года можно уже было говорить и о первых итогах мобилизации антиглобалистов. Их «негативная» программа («чего мы не хотим») была сформулирована достаточно полно и чётко. Неолиберализм явно переходил к обороне.
На сегодняшний день участники антиглобалистского движения достаточно чётко декларируют один из своих главных лозунгов: «Дать возможность людям самим определять, как им жить». Не стоит навязывать народам представления о том, что такое хорошо, только исходя из интересов участников Давосского форума. Люди сами разберутся и определят, что для них хорошо, а что плохо. Что им подходит, а что нет. И не надо им в этом мешать. Именно этого, по большому счёту, сегодня и добиваются антиглобалистское движение, укрепляя тем самым, а не разрушая демократические принципы организации современного общества18.
2.2. Направления противостояния и методы антиглобалистов
Историческое развитие общества иногда заходит в тупик. Это всегда происходит по вине элиты, поскольку она всегда берет на себя главную роль. Сегодня экономическая элита пытается построить нечто светлое и глобальное для себя, но при этом не учитывает, что она не одна.
Движение антиглобалистов показывает полый набор инструментов по борьбе с глобализацией, навязываемой экономической элитой многих развитых и развивающихся стран. Они используют практически всё. Всё, что использовать нельзя. Утомительные доказательства неэффективности выбранной тактики борьбы с действиями экономической элиты можно заменить упоминанием "достижений" антиглобалистов в последнее время. Преимущественно это: арестованные, задержанные, "опущенные" в средствах массовой информации. После событий и решений на саммитах в России, Франции и Египте настало время более решительных и эффективных действий.