Проамериканская модель глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотреть проамериканскую модель глобализации и противодействие ей в виде антиглобалистского движения.
Поставленные задачи:
рассмотреть сущность и основные черты проамериканской модели глобализации;
исследовать основные последствия глобализации;
выявить истоки возникновения и развития антиглобалистского движения;
проанализировать движение сопротивления глобализации.

Работа содержит 1 файл

курсовая 5.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

    4) Универсальное, всеохватывающее  влияние научно-технического прогресса (на современном этапе НТР) в широком смысле слова на все стороны интернационализации производства (научные исследования и опытно-конструкторские разработки — НИОКР, организацию и управление производством и т.д.) и капитала в условиях экономики знаний. Именно знания в широком смысле (а не природные ресурсы, материальные ценности или что-то иное), которые по самой своей природе стремятся к глобализации, в процессе ГЭ утвердили себя как решающий фактор экономического и социального прогресса во всемирном масштабе, несущий судьбоносный характер для стран, крупных регионов и континентов. Совпадение во времени процессов перехода мирового хозяйства к глобализации и экономике знаний значительно ускорило вызревание того и другого феномена и дало мощные импульсы их развитию как вширь, так и вглубь5.

    5) Гармонизация стандартов (технологических,  экологических, статистических, бухгалтерских,  финансовых и др.). Благодаря этому  обеспечена в целом достаточно  прочная, хотя и не полная, «стыковка» и взаимозаменяемость различных готовых изделий и их компонентов, а также технологий и фаз воспроизводственного процесса. Это содействует обеспечению все большей свободы конкуренции в мировом хозяйстве, приданию ей действительно глобального характера.

    6) Расширение до всемирных масштабов и интенсификация международного межфирменного сотрудничества в различных формах, особенно специализации и кооперации (производственной, научно-технологической, научно- производственной).

    7) Расширение до глобальных масштабов сфер, форм и механизмов интернационализации капитала, скачкообразное увеличение масштабов и интенсивности его миграции между государствами, особенно промышленно развитыми странами, повышение концентрации и централизации капитала на основе слияний и поглощений компаний и банков; резкое усиление влияния финансово-банковской сферы, достигшей весьма высокого уровня глобализации, на материальное производство.

    8) Утверждение глобальной регулирующей  роли международных экономических  и финансовых организаций (Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда, Всемирного банка и др.). В этой связи необходимо особо отметить формирование на базе ГАТТ Всемирной торговой организации, начавшей свою деятельность в 1995 г. и насчитывающей к началу 2008 г. 151 участник. Если ГАТТ распространял свою регулирующую деятельность главным образом, если не исключительно, на мировую торговлю товарами в форме материального продукта, то к компетенции ВТО относится также регулирование торговли услугами (ГАТС), защиты прав интеллектуальной собственности и торговля ими (ТРИПС), торговых аспектов инвестиционных мер (ТРИМС). Таким образом, ВТО, вызванная к жизни императивами ГЭ, в гораздо большей мере призвана соответствовать сущности глобализации. Правда, как будет показано ниже, до сих пор результаты ее деятельности во многом не оправдали надежд ее учредителей.

    9) Охват региональной интеграцией  всех важнейших экономических  регионов мира (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, АСЕАН, АТЭС, ЕврАзЭС, СНГ и  др.). В российских публикациях  этот процесс часто именуют регионализацией. Такой подход, безусловно, имеет право на жизнь. Вместе с тем в Европейском Союзе (ЕС) под регионализацией понимается нечто иное: «сцепление» экономик регионов различных государств как результат межстрановой региональной интеграции, например, по оси Юго-Западная Германия — Западная Австрия — Северная Италия или регионов различных стран Евросоюза, примыкающих друг к другу вдоль побережья Северного моря. Такое «сцепление» может быть значительно более интенсивным, чем между различными районами в рамках отдельных стран, например, между Северной и Юго-Восточной Германией, а тем более между Северной и Южной Италией.

    Поскольку интеграция носит региональный характер, она, на первый взгляд, противоречит ГЭ, охватывающей весь мир. Действительно, члены региональных интеграционных группировок предоставляют друг другу взаимные льготы, которые служат для них привилегированным инструментом в конкурентной борьбе с соперниками из третьих стран. Вместе с тем объединение отдельных, ранее более или менее разрозненных стран в региональные интеграционные блоки способствует «сцеплению» — через взаимодействие этих группировок — всех основных участников мирохозяйственных отношений. Кроме того, есть основания утверждать, что указанные группировки оказывают растущее и в целом позитивное регулирующее воздействие на процессы транснационализации производства, другие аспекты операций ТНК6.

    Глобализация  придает мировой политике новое  качество. Перед мировым сообществом  встает задача: преодолеть отставание «политической глобализации» от экономической, институционально обеспечить управляемость глобальным миром. Решение этой задачи требует многосторонних комплексных подходов, уважения многообразия моделей развития и недопустимости деления государств на «ведущие» и «ведомые».

    1.2. Выгоды и издержки глобализации

    К концу XX века широко использовались качественно новые технические средства, облегчающие глобализацию: большегрузные суда, авиация, автомобильный транспорт, скоростные железные дороги, контейнерные перевозки, которые доставляют миллионы тонн груза на многие тысячи километров; высокопроизводительные станки и заводы. Существенным фактором глобализации стали всемирно доступные средства информации - радио, телевидение, пресса и Интернет. Многомиллионные потоки людей переезжают из страны в страну на временную работу, учебу, постоянное жительство или как туристы, бизнесмены, спортсмены, работники искусства. Границы многих стран можно пересекать без виз. Компьютерные системы радикально облегчили дистанционное управление и принятие решений, банковские операции. Большая часть населения из сельскохозяйственного производства перешла в промышленность, переселилась в города, стала более мобильной. Экономику и в определенной степени мировую политику стали определять десятки тысяч транснациональных корпораций (ТНК). Подавляющее большинство правительств передало, часть своих полномочий международным организациям и признает приоритет международного права перед национальными законодательствами (Россия в том числе). При этом, несмотря на формальное равенство всех стран, ведущие позиции в международных структурах имеют, прежде всего, США, Великобритания, Германия, Франция - вообще, более богатые, развитые страны, и при принятии решений они исходят в первую очередь из своих интересов.

    Проблемой становятся квоты на импорт, ввозные  пошлины (в большинстве случаев, хотя и медленно, но все-таки снижающиеся); дотации своим сельскохозяйственным производителям, делающие менее конкурентной продукцию слаборазвитых стран. Устанавливаются и такие барьеры, как жесткие национальные стандарты, требования к упаковке, санитарные нормы и др7.

    Страны, владеющие новой технологией, быстрее идут вперед, и разрыв с развивающимися государствами увеличивается. В более бедных странах удобнее размещать производство, т. к. там намного ниже оплата труда. При этом строительство современных заводов, обучение местного персонала, привнесение культуры, новейшей технологии способствуют модернизации отстающих стран. Некоторые из них, опираясь на новую базу, сумели сделать рывок вперед. Феноменальные результаты достигнуты совмещением высокой технологии и дешевой рабочей силы и при этом некоторой (умышленной) задержкой во времени повышения уровня жизни. Вкладывая получаемую прибыль в основном в дальнейшее развитие экономики, «азиатские тигры» и другие страны за короткий срок вошли в число преуспевающих государств.

    Однако  для участия каждой страны в глобальной кооперации необходимо унифицировать многие законы, правила хозяйственной деятельности, заключить себя в «золотой корсет» - обеспечить несколько непреложных правил: преобладание частного сектора, приватизацию госпредприятий, низкий уровень инфляции, стабильность цен, сбалансированный бюджет, минимальные тарифы и отсутствие квот на импорт, снятие ограничений на иностранные инвестиции, уменьшение бюрократического аппарата, устранение коррупции и др. Реализация таких правил требует значительных усилий. На возражения о сложности (или невозможности выполнения) перечисленных требований следует ответ: «Никто не обязан залезать в корсет. И если ваша культура и социальные условия противоположны, то можно выразить лишь сочувствие. Глобальная рыночная система, стремительно меняющийся мир и «золотой корсет» созданы огромными историческими силами, которые фундаментально изменили стиль его общения… Если вы думаете, что можете противостоять этим переменам.., вы обманываете самих себя» (Т. Фридман)8.

    Ситуация  осложняется тем, что в развивающихся  странах существуют разные течения - не только за вхождение в мировое сообщество, но и наоборот - за изоляционизм, противопоставление новым тенденциям своих идеологических, религиозных принципов, неприятие нового. Но и в отстающих странах молодежь, получая информацию о комфортной жизни передовых стран, стремится к переменам, при этом традиции, пример и руководящие позиции старшего поколения затрудняют изменение обычаев, образа жизни. Внедрение передовых достижений нередко затрудняется и национальной культурой, особенностями стран. Иногда говорят, что люди стоят одной ногой в определенной культуре, а другой - в мировом потоке фильмов, музыки, идей, товаров. Переходному периоду, радикальным реформам сопутствуют кризисы, которые не все граждане готовы выдержать. Отсюда требование возвратиться к старым порядкам, протесты против нового, волнения и беспорядки9.

    Можно было бы принять и постепенное, длительное «созревание» многих стран до нового цивилизационного уровня, если бы существенная разница в жизни не приводила к острым противоречиям, разрешение которых часто не терпит отлагательства. В отстающих странах население быстро растет, а низкий уровень жизни нередко продолжает падать. Рождаются экстремистские, агрессивные течения, нарастают потоки миграции - легальной и нелегальной, с ними уже не справляются богатые страны.

    Процессы  глобализации привели к возникновению двух миров, сосуществующих в едином пространстве. В одном - государства, границы, конституции и медлительный бюрократический аппарат. В другом - бизнес, производство, финансы; в нем действуют быстро, не афишируя своих дел, не очень считаясь с правилами, часто под псевдонимами; перемещают производство из страны в страну, вкладывают деньги в любом уголке мира, чтобы уйти от налогов, широко используют офшорные зоны. Бюджеты отдельных компаний и финансовые потоки в мире бизнеса оказываются значительно большими, чем бюджеты многих государств.

    Ряд стран не контролирует свою национальную территорию, точнее, - некоторые процессы, играющие существенную роль в их жизни, - рост или сокращение рабочих мест, перемещение через границы информации, капиталов, товаров, услуг, людей, технологий. Отсюда понятна нередкая неприязнь политиков к крупным бизнесменам как к людям, не поддающимся их влиянию. Политику теперь нередко определяют лица, не имеющие легального политического статуса, в том числе представители теневой экономики (а иногда и криминальных группировок). При этом свобода информационных потоков лишает правительства одного из основных рычагов управления людьми - дозированной, целенаправленной (а нередко и искаженной) информацией; масс-медиа, оказавшись в частных руках, влияют на политику. Роль государства часто сводится только к решению вопросов внутренней и внешней безопасности, социального обеспечения, но и здесь оно не располагает полной свободой действия.

    Одновременно  идет и культурная глобализация: лучшие спектакли, выступления знаменитых артистов, как и многие спортивные соревнования, становятся планетарными событиями - их одновременно наблюдают сотни миллионов (а иногда и миллиарды) людей. И, в определенном смысле, участвуют не только как зрители, т. к. теперь нередко может учитываться и их мнение (интерактивное телевидение). Правда, глобализация культуры вызывает и тенденцию к единообразию в ущерб многочисленным национальным культурам, и в таком процессе доминирует Запад. Это связано и с тем, что он добился более высокого уровня жизни большинства населения, и с тем, что имеет наиболее могучие средства информации. Говорят об американизации, культурном империализме, агрессии Запада. Хотя не исключено, что современный мир сегодня остро нуждается во многих установках и восточной философии - мировоззрении буддизма, конфуцианства - принципов самоограничения, «ненасилия» и др10.

    Глобализацию  называют продолжением вестернизации - установлением господства, внедрением в другие страны западного образа жизни. Прежде всего, базовых политических принципов, институтов, таких как демократическое устройство государств, как парламенты, свобода слова, разделение властей, рыночная экономика. Вестернизация началась с заселения европейцами Америки, Австралии, Новой Зеландии, колоний во многих регионах мира. Из 188 стран, входивших в ООН в начале 2000 года, 36 представляли европейский континент, 125 - территории, которые в разное время управлялись европейцами. В последние несколько веков западноевропейская цивилизация на многих направлениях обогнала арабскую, китайскую, индийскую и другие (нередко - и российскую), распространилась по свету и продолжает укреплять свои позиции. Если раньше европейцы (а затем и США)  имели конкретные «зоны интересов», то теперь эта зона охватывает весь мир. Еще одним признаком вестернизации является использование английского языка в качестве наиболее распространенного средства мирового общения11.

    Изменение миропорядка в конце XX века можно рассматривать и с других позиций: пока шла холодная война, действовала концепция трех миров - капиталистического, социалистического и мира развивающихся стран. В определенном смысле поддерживался баланс их интересов. Сейчас инициативу захватило более сильное, выигравшее направление. Ушедшие вперед богатые страны определяют экономическую и другую политику, стараются использовать отставшие страны для своих целей. Как при всякой конкуренции, в данном случае на уровне ТНК и государств в первую очередь выгоду получают сильнейшие. Правда, за счет общего подъема оказавшиеся в арьергарде страны также могут улучшить жизнь; особенно удачно это можно сделать, если проявить хорошие «бойцовские качества», суметь самоорганизоваться.

    ТНК - фирмы с активами в разных странах, доминирующие в одной или нескольких сферах экономики, отличаются динамизмом, высокоэффективными, гибкими производственно-сбытовыми системами. В конце 90-х годов в мире насчитывалось около 60 тысяч ТНК и у них 500 тысяч зарубежных филиалов. В начале этого столетия из 25 крупнейших ТНК 6 базировались в США, 15 - в западноевропейских странах, 3 - в Японии и 1 - в Канаде. Их филиалы и многочисленные сотрудники находятся в странах с более дешевой рабочей силой. Например, по недавним данным, в одной из крупнейших ТНК - компании IBM - при 135 тысячах персонала в США еще около 160 тысяч сотрудников было занято за рубежом. При современных системах коммуникаций многие специалисты могут оперативно работать, находясь за тысячи километров от офиса. Наращивают активность и некоторые российские фирмы. Так, «Лукойл» недавно имел за рубежом около 5000 бензоколонок, продающих добытое им топливо12.

Информация о работе Проамериканская модель глобализации