Приватизация как условие перехода к рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

цель данной работы - раскрыть на основе мирового и отечественного опыта потенциал приватизации в ходе перехода к рыночной экономике.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и экономическое содержание разгосударствления и приватизации государственной собственности 5
1.1. Сущность, способы и формы разгосударствления
1.2. Сущность, цели и основные принципы приватизации
1.3. Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации
1.4. Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации 5
2. Мировой опыт приватизации 16
2.1. Опыт приватизации государственной собственности в зарубежных странах
2.2. Опыт приватизации в Российской Федерации
3. Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь
3.1. Характерные черты приватизационных процессов в их начале и сегодняшние
3.2. Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь
3.3. Проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь
3.4. Последствия и итоги приватизации государственной собственности в Республике Беларусь 29 31
Заключение 34
Список использованных источников 38
Приложения 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая на сдачу.docx

— 83.53 Кб (Скачать)
  • начался и продолжается процесс формирования многоукладной экономики с различными формами собственности и видами предприятий;
  • новый, более динамичный и эффективный характер приобрели взаимоотношения между предприятиями: на смену директивам и указаниям из центра приходят самостоятельные контакты на взаимном интересе и выгоде;
  • изменились отношения между предприятиями и банками, основывающиеся в рыночной экономике на самостоятельности, самоокупаемости, с повышением рисков в кредитной политике;
  • сложились новые отношения предприятий с госбюджетом, так как серьезно меняются источники финансирования предприятий: от безвозвратных бюджетных субсидий и дотаций до кредитов на принципах возвратности, платности, срочности;
  • новую роль приобрели страховые учреждения, которые работают на свой коммерческий риск.
 

     К отрицательным моментам разгосударствления и приватизации можно отнести:

  • разгосударствление и приватизация сами по себе не привели к подъему национальной экономики;
  • они длятся дольше намеченных сроков;
  • общество оказалось не готово к приватизации гласной и под контролем на начальных стадиях этого процесса;
  • иностранные инвесторы составили небольшой удельный вес в приватизации[12, с.97-105].
 

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ      

   Государственная политика приватизации в РБ преследует определенные цели:

     - формирование слоя частных собственников; 

     - увеличение доходов республиканского  бюджета на основе эффективного  управления    государственной  собственностью;

     - оптимизация структуры собственности  (с точки зрения пропорций на 

     макро - и микроуровне) в интересах обеспечения  устойчивых предпосылок для экономического роста;

     - вовлечение максимального количества  объектов государственной собственности  в процесс совершенствования  управления;

     - повышение эффективности работы  предприятий; 

     - социальная защита населения  и развитие объектов социальной  инфраструктуры за счет средств,  поступивших от приватизации;

     - содействие процессу стабилизации  финансового положения в республике;

     - создание конкурентной среды  и содействие демонополизации  народного хозяйства; 

     - привлечение иностранных инвестиций. 

     При формировании государственной политики приватизации необходимо учитывать  ряд факторов, влияющих на темпы, качество и сроки приватизации:

     - наличие политической воли у  руководства страны;

     - уровень законодательной и нормативно-правовой  базы;

     - степень готовности коллективов  предприятий и населения к  приватизации;

     - развитость рыночной инфраструктуры  и рыночного механизма;

     - наличие достаточного количества  менеджеров, способных работать  в новых условиях;

     - количество средств у потенциальных  инвесторов, наличие соответствующего  инвестиционного климата в стране  и др. 

     Первоочередной  задачей государственной политики в области приватизации является создание социально-экономических условий ее осуществления: подготовка пакета законов, связанных с реформированием самой собственности; законодательная база для становления рыночной инфраструктуры; выработка принципов приватизации, форм и методов ее осуществления.

     В основе политики приватизации и трансформации  государственной собственности  в Республики Беларусь лежат два  основных принципа:

     - рост эффективности производства  через постепенное;

     - сбалансированное проведение реформ  и учет социальных факторов. В  реформировании государственной  собственности руководство Беларуси  исходит из того, что ускоренное  преобразование государственных  предприятий в негосударственную  форму хозяйствования может привести  к резкому сокращению числа  работающих на предприятиях и  к социальной напряженности. Поэтому правительство не форсирует процессы реформирования государственной собственности. По его мнению, такой осторожный подход оправдан, так как позволяет сверить свои действия с происходящими изменениями и не допустить потрясений в стране.

     Однако  замедленные темпы преобразований собственности, оправданные с социальной точки зрения и ограничивающие возможность  появления криминальной и олигархической приватизации, ведут к большим  экономическим издержкам.

     Главные из них: до сих пор не сформирована рыночная экономика, отсутствует необходимый  слой частных собственников, непомерны  расходы госбюджета на поддержку  многочисленных нерентабельных предприятий  и отраслей, чрезмерно высока роль государства в регулировании  экономики.

     Особенностью  государственной политики приватизации в Республике Беларусь является значительное участие государства в собственности  приватизированных предприятий. В 2009 г. государство владело контрольным  пакетом акций (51 % и выше) в большинстве (55,7 %) акционированных предприятий, т.е. самый крупный собственник  акционированных субъектов хозяйствования у нас — государство, всего  лишь на 22 % предприятий принадлежащий  ему пакет акций не является блокирующим. Причем это без учета введения "золотой акции". Отметим, что в других постсоциалистических странах большая часть акций оказалась в руках работников предприятий, прежде всего руководителей.

     Самым значимым достижением реализации политики приватизации в республике является становление и расширение негосударственного сектора экономики, предприятиями  которого в настоящее время выпускается  до 60 % объема промышленной продукции.

     Приватизация  в Республике Беларусь приобрела  необратимый характер. В настоящее  время уже нет смысла спорить  о её целесообразности. Вместе с тем, несмотря на то что приватизация в республике идет уже более десяти лет, с сожалением приходится констатировать, что нам пока не удалось добиться коренного улучшения финансового состояния реформированных предприятий, повышения эффективности производства, снижения затрат в реальном секторе экономики.

     Сделанного  явно недостаточно для всестороннего  развития рыночных отношений. Рыночная среда появляется при условии, если в предпринимательской деятельности занято лишь 30 — 40 % государственных предприятий, а остальные, работающие на условиях рынка, образуют конкурентную среду. Государственные предприятия смогут эффективно работать по законам рынка только тогда, когда они будут погружены в него. Такая среда в нашей стране создается, но очень медленно.

     В заключение можно отметить, что некоторые  задачи, поставленные государственной  политикой приватизации в республике, не были выполнены:

     - не сформирован достаточный для рыночной экономики широкий слой эффективных частных собственников, в частности в малом и среднем бизнесе;

     - институциональная перестройка  экономики не привела к желаемому  повышению эффективной деятельности  предприятий;

     - привлеченных в процессе приватизации  инвестиций явно недостаточно  для производственного, технологического  и социального развития предприятий;

     - в ряде отраслей, в частности  в сельском хозяйстве, темны  приватизации оказались крайне  незначительными;

     - не удалось сохранить конкурентное  положение белорусских предприятий  на отечественном и мировом  рынках.

     Для устранения перечисленных негативных тенденций необходимо изменить приоритеты государственной политики в области  приватизации, разработать и реализовать  новые подходы к решению вопросов, связанных с управлением государственным  имуществом.

     Целью государственной политики в области  приватизации должно стать кардинальное повышение эффективности функционирования "отечественных предприятий и  народно-хозяйственного комплекса  в целом.

     Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  • создать благоприятную экономическую среду для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе экономики;
  • оптимизировать структуру собственности, включая структуру участия государственных и местных органов власти в хозяйственных товариществах и обществах, уменьшить расходы бюджетов всех уровней на управление государственным и муниципальным имуществом;
  • привлечь инвестиции в реальный сектор экономики;
  • обеспечить контроль за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества;
  • существенно повысить качество менеджмента и эффективность управления, усилив при этом ответственность собственников на приватизированных предприятиях и заинтересовав руководство и персонал предприятий в результатах их производственной деятельности;
  • сформировать более эффективную структуру горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе белорусской экономики;
  • восстановить активное функционирование фондового рынка;
  • рационально пополнить доходную часть бюджета;
  • усилить социальную направленность процесса приватизации государственного и муниципального имущества.
 
 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике  Беларусь» // Рэспубліка. 1998. 24 марта
  2. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь. – Минск, 2008. – Режим доступа: http://gki.gov.by/real-estate-rent-sale/privatization/b52670b08a41b289.html. . – Дата доступа : 11.11.2011.
  3. Прокопчик Б.В. Закон Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь». // Звязда. – 1993. – №2 – с. 5-7    
  4. Карпей, Т.В. Экономика, организация и планирование промышленного производства / Т. В. Карпей, – Минск, 2004. с.42-54.
  5. Кирюхин, К.С. Актуальные проблемы российской экономики / К. С. Кирюхин // Аналитический вестник совета Российской Федерации. – 2002. – №7. – 38с.
  6. Павловская, В. П. Основы приватизации : учебно-методическое пособие / В. П. Павловская, Л. П. Булыгина, – Брест, Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2004.− 41c.
  7. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь. – Минск, 2008. – Режим доступа: http://gki.gov.by/real-estate-rent-sale/privatization/b52670b08a41b289.html. . – Дата доступа : 11.11.2011.
  8. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальное инвестиционное агенство. – Минск, 2001. – Режим доступа: http://invest.belarus.by/ru/advantage/investclimate/privatization/. – Дата доступа : 15.11.2011.  
  9. Приватизация и акционирование 21- 30 мар. 1996 г. Мн.: Парадокс, 1996. 384 с.
  10. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / СМИ2. – СМИ2, 2001. – Режим доступа: http:// mybysinesstyle.blogspot.com. – Дата доступа : 11.11.2011.
  11. Радыгин, А. Приватизация в России и Восточной Европе / А. Радыгин // Власть. – 1997. – № 54. – 73с.
  12. Ракова, Е. Ю. Приватизация в Беларуси: цели, методы и результаты / Е. Ю. Ракова // Белорусский экономический журнал. – 2001. – №3. –  с.97-105. 
  13. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Новости Беларуси – Минск, 2010. – Режим доступа: http://belta.by/ru/news/archiv?date=26_02_2010&page=2&id=495400. – Дата доступа : 14.11.2011.
  14. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Последние новости Беларуси – Минск, 2009. – Режим доступа: http://news.date.bs/economics_158932.html. – Дата доступа : 18.11.2011.
  15. Базылева Н. И. Экономическая теория: пособие для преподавателей, аспирантов и студентов / Н.И. Базылева, С.П. Гурко, - Минск,  2002, с. 56-66.
  16. Антонова Н. Б. Государственное регулирование экономики / Н. Б. Антонова – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 715 с.

Информация о работе Приватизация как условие перехода к рыночной экономике