- начался и
продолжается процесс формирования многоукладной
экономики с различными формами собственности
и видами предприятий;
- новый, более
динамичный и эффективный характер приобрели
взаимоотношения между предприятиями:
на смену директивам и указаниям из центра
приходят самостоятельные контакты на
взаимном интересе и выгоде;
- изменились
отношения между предприятиями и банками,
основывающиеся в рыночной экономике
на самостоятельности, самоокупаемости,
с повышением рисков в кредитной политике;
- сложились
новые отношения предприятий с госбюджетом,
так как серьезно меняются источники финансирования
предприятий: от безвозвратных бюджетных
субсидий и дотаций до кредитов на принципах
возвратности, платности, срочности;
- новую роль
приобрели страховые учреждения, которые
работают на свой коммерческий риск.
К отрицательным моментам
разгосударствления и приватизации можно отнести:
- разгосударствление
и приватизация сами по себе не привели
к подъему национальной экономики;
- они длятся
дольше намеченных сроков;
- общество
оказалось не готово к приватизации гласной
и под контролем на начальных стадиях
этого процесса;
- иностранные
инвесторы составили небольшой удельный
вес в приватизации[12, с.97-105].
Государственная
политика приватизации в РБ преследует
определенные цели:
-
формирование слоя частных собственников;
-
увеличение доходов республиканского
бюджета на основе эффективного
управления государственной
собственностью;
-
оптимизация структуры собственности
(с точки зрения пропорций на
макро
- и микроуровне) в интересах обеспечения
устойчивых предпосылок для экономического
роста;
-
вовлечение максимального количества
объектов государственной собственности
в процесс совершенствования
управления;
-
повышение эффективности работы
предприятий;
-
социальная защита населения
и развитие объектов социальной
инфраструктуры за счет средств,
поступивших от приватизации;
-
содействие процессу стабилизации
финансового положения в республике;
-
создание конкурентной среды
и содействие демонополизации
народного хозяйства;
-
привлечение иностранных инвестиций.
При
формировании государственной политики
приватизации необходимо учитывать
ряд факторов, влияющих на темпы,
качество и сроки приватизации:
-
наличие политической воли у
руководства страны;
-
уровень законодательной и нормативно-правовой
базы;
-
степень готовности коллективов
предприятий и населения к
приватизации;
-
развитость рыночной инфраструктуры
и рыночного механизма;
-
наличие достаточного количества
менеджеров, способных работать
в новых условиях;
-
количество средств у потенциальных
инвесторов, наличие соответствующего
инвестиционного климата в стране
и др.
Первоочередной
задачей государственной политики в
области приватизации является создание
социально-экономических условий ее осуществления:
подготовка пакета законов, связанных
с реформированием самой собственности;
законодательная база для становления
рыночной инфраструктуры; выработка принципов
приватизации, форм и методов ее осуществления.
В
основе политики приватизации и трансформации
государственной собственности
в Республики Беларусь лежат два
основных принципа:
-
рост эффективности производства
через постепенное;
-
сбалансированное проведение реформ
и учет социальных факторов. В
реформировании государственной
собственности руководство Беларуси
исходит из того, что ускоренное
преобразование государственных
предприятий в негосударственную
форму хозяйствования может привести
к резкому сокращению числа
работающих на предприятиях и
к социальной напряженности. Поэтому
правительство не форсирует процессы
реформирования государственной собственности.
По его мнению, такой осторожный подход
оправдан, так как позволяет сверить свои
действия с происходящими изменениями
и не допустить потрясений в стране.
Однако
замедленные темпы преобразований
собственности, оправданные с социальной
точки зрения и ограничивающие возможность
появления криминальной и олигархической
приватизации, ведут к большим
экономическим издержкам.
Главные
из них: до сих пор не сформирована
рыночная экономика, отсутствует необходимый
слой частных собственников, непомерны
расходы госбюджета на поддержку
многочисленных нерентабельных предприятий
и отраслей, чрезмерно высока роль
государства в регулировании
экономики.
Особенностью
государственной политики приватизации
в Республике Беларусь является значительное
участие государства в собственности
приватизированных предприятий. В 2009
г. государство владело контрольным
пакетом акций (51 % и выше) в большинстве
(55,7 %) акционированных предприятий,
т.е. самый крупный собственник
акционированных субъектов хозяйствования
у нас — государство, всего
лишь на 22 % предприятий принадлежащий
ему пакет акций не является блокирующим.
Причем это без учета введения
"золотой акции". Отметим, что в
других постсоциалистических странах
большая часть акций оказалась в руках
работников предприятий, прежде всего
руководителей.
Самым
значимым достижением реализации политики
приватизации в республике является
становление и расширение негосударственного
сектора экономики, предприятиями
которого в настоящее время выпускается
до 60 % объема промышленной продукции.
Приватизация
в Республике Беларусь приобрела
необратимый характер. В настоящее
время уже нет смысла спорить
о её целесообразности. Вместе с тем,
несмотря на то что приватизация в республике
идет уже более десяти лет, с сожалением
приходится констатировать, что нам пока
не удалось добиться коренного улучшения
финансового состояния реформированных
предприятий, повышения эффективности
производства, снижения затрат в реальном
секторе экономики.
Сделанного
явно недостаточно для всестороннего
развития рыночных отношений. Рыночная
среда появляется при условии, если
в предпринимательской деятельности
занято лишь 30 — 40 % государственных предприятий,
а остальные, работающие на условиях рынка,
образуют конкурентную среду. Государственные
предприятия смогут эффективно работать
по законам рынка только тогда, когда они
будут погружены в него. Такая среда в
нашей стране создается, но очень медленно.
В
заключение можно отметить, что некоторые
задачи, поставленные государственной
политикой приватизации в республике,
не были выполнены:
-
не сформирован достаточный для рыночной
экономики широкий слой эффективных частных
собственников, в частности в малом и среднем
бизнесе;
-
институциональная перестройка
экономики не привела к желаемому
повышению эффективной деятельности
предприятий;
-
привлеченных в процессе приватизации
инвестиций явно недостаточно
для производственного, технологического
и социального развития предприятий;
-
в ряде отраслей, в частности
в сельском хозяйстве, темны
приватизации оказались крайне
незначительными;
-
не удалось сохранить конкурентное
положение белорусских предприятий
на отечественном и мировом
рынках.
Для
устранения перечисленных негативных
тенденций необходимо изменить приоритеты
государственной политики в области
приватизации, разработать и реализовать
новые подходы к решению вопросов,
связанных с управлением государственным
имуществом.
Целью
государственной политики в области
приватизации должно стать кардинальное
повышение эффективности функционирования
"отечественных предприятий и
народно-хозяйственного комплекса
в целом.
Для
достижения указанной цели необходимо
решить следующие задачи:
- создать благоприятную
экономическую среду для развития бизнеса,
прежде всего в реальном секторе экономики;
- оптимизировать
структуру собственности, включая структуру
участия государственных и местных органов
власти в хозяйственных товариществах
и обществах, уменьшить расходы бюджетов
всех уровней на управление государственным
и муниципальным имуществом;
- привлечь
инвестиции в реальный сектор экономики;
- обеспечить
контроль за выполнением обязательств
собственниками приватизируемого имущества;
- существенно
повысить качество менеджмента и эффективность
управления, усилив при этом ответственность
собственников на приватизированных предприятиях
и заинтересовав руководство и персонал
предприятий в результатах их производственной
деятельности;
- сформировать
более эффективную структуру горизонтальных
и вертикальных связей в реальном секторе
белорусской экономики;
- восстановить
активное функционирование фондового
рынка;
- рационально
пополнить доходную часть бюджета;
- усилить социальную
направленность процесса приватизации
государственного и муниципального имущества.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Декрет Президента
Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. №
3 «О разгосударствлении и приватизации
государственной собственности в Республике
Беларусь» // Рэспубліка. 1998. 24 марта
- Национальный
Интернет-портал Республики Беларусь
[Электронный ресурс] / Государственный
комитет по имуществу Республики Беларусь.
– Минск, 2008. – Режим доступа: http://gki.gov.by/real-estate-rent-sale/privatization/b52670b08a41b289.html. . – Дата доступа : 11.11.2011.
- Прокопчик
Б.В. Закон Республики Беларусь «О разгосударствлении
и приватизации государственной собственности
в Республике Беларусь». // Звязда. – 1993.
– №2 – с. 5-7
- Карпей, Т.В.
Экономика, организация и планирование
промышленного производства / Т. В. Карпей,
– Минск, 2004. с.42-54.
- Кирюхин,
К.С. Актуальные проблемы российской экономики
/ К. С. Кирюхин // Аналитический вестник
совета Российской Федерации. – 2002. –
№7. – 38с.
- Павловская,
В. П. Основы приватизации : учебно-методическое
пособие / В. П. Павловская, Л. П. Булыгина,
– Брест, Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2004.−
41c.
- Национальный
Интернет-портал Республики Беларусь
[Электронный ресурс] / Государственный
комитет по имуществу Республики Беларусь.
– Минск, 2008. – Режим доступа: http://gki.gov.by/real-estate-rent-sale/privatization/b52670b08a41b289.html. . – Дата доступа : 11.11.2011.
- Национальный
Интернет-портал Республики Беларусь
[Электронный ресурс] / Национальное инвестиционное
агенство. – Минск, 2001. – Режим доступа: http://invest.belarus.by/ru/advantage/investclimate/privatization/. – Дата доступа : 15.11.2011.
- Приватизация
и акционирование 21- 30 мар. 1996 г. Мн.: Парадокс, 1996.
384 с.
- Национальный
Интернет-портал Республики Беларусь
[Электронный ресурс] / СМИ2. – СМИ2, 2001.
– Режим
доступа: http:// mybysinesstyle.blogspot.com. – Дата доступа
: 11.11.2011.
- Радыгин,
А. Приватизация в России и Восточной Европе
/ А. Радыгин // Власть. – 1997. – № 54. – 73с.
- Ракова, Е.
Ю. Приватизация в Беларуси: цели, методы
и результаты / Е. Ю. Ракова // Белорусский
экономический журнал. – 2001. – №3. –
с.97-105.
- Национальный
Интернет-портал Республики Беларусь
[Электронный ресурс] / Новости Беларуси
– Минск, 2010. – Режим доступа: http://belta.by/ru/news/archiv?date=26_02_2010&page=2&id=495400. – Дата доступа : 14.11.2011.
- Национальный
Интернет-портал Республики Беларусь
[Электронный ресурс] / Последние новости
Беларуси – Минск, 2009. – Режим доступа: http://news.date.bs/economics_158932.html.
– Дата доступа : 18.11.2011.
- Базылева
Н. И. Экономическая теория: пособие для
преподавателей, аспирантов и студентов
/ Н.И. Базылева, С.П. Гурко, - Минск, 2002, с.
56-66.
- Антонова
Н. Б. Государственное регулирование экономики
/ Н. Б. Антонова – Минск : Академия управления
при Президенте Республики Беларусь, 2006.
– 715 с.