Приватизация как условие перехода к рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

цель данной работы - раскрыть на основе мирового и отечественного опыта потенциал приватизации в ходе перехода к рыночной экономике.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и экономическое содержание разгосударствления и приватизации государственной собственности 5
1.1. Сущность, способы и формы разгосударствления
1.2. Сущность, цели и основные принципы приватизации
1.3. Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации
1.4. Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации 5
2. Мировой опыт приватизации 16
2.1. Опыт приватизации государственной собственности в зарубежных странах
2.2. Опыт приватизации в Российской Федерации
3. Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь
3.1. Характерные черты приватизационных процессов в их начале и сегодняшние
3.2. Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь
3.3. Проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь
3.4. Последствия и итоги приватизации государственной собственности в Республике Беларусь 29 31
Заключение 34
Список использованных источников 38
Приложения 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая на сдачу.docx

— 83.53 Кб (Скачать)

Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских промышленных предприятий  под частное управление. Но на них результативности сказался очевидный олигархический характер переходной экономики в России. Залоговые аукционы практически были закрытыми для большинства банков, создавая выгодные условия сделок только «для своих». Поэтому суммы залога и цена последующих продаж оказались, по различным оценкам, в 3-5 раз ниже того, что могло быть получено на открытых торгах.     

В 1997 г. вступил в силу новый Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Российской Федерации». Закон делает основной акцент на приватизацию не предприятий, а имущественных долей государства. Набор методов приватизации расширен за счет продажи производных ценных бумаг. Сокращены и могут использоваться более гибко (вплоть до полной отмены) льготы трудовым коллективам. Важно, что стоимость имущественных комплексов определяется не только по балансовой стоимости, а совокупно – на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости. Восстановлено забытое понятие аренды с выкупом (по рыночной стоимости).     

В 2004 году правительством была предложена программа приватизации, которая  включала в себя приватизацию имущества, которое не используется для обеспечения функций и задач государства, а также проведение структурных преобразований в соответствующих отраслях экономики.      

Была  предложена приватизация пакетов акций  предприятий машиностроения, энергостроительного  комплекса, химической, нефтехимической и атомной промышленности, морского, автомобильного и воздушного транспорта, связи, легкой промышленности. Государство продало также свои пакеты акций в коммерческих банках.     

Кроме того, была разрешена приватизация 70 предприятий оборонного комплекса, исключив из их перечня предприятия и организации, приватизация была запрещена.     

Сегодня ситуация для приватизации гораздо  лучше чем в 90-ых годах. Во-первых, известно, что при желании государственные  активы можно продать дорого. Мы также знаем, что не надо бояться иностранных инвесторов. Они показали себя более эффективными собственниками, чем российские, и с точки зрения внедрения современных технологий, и с точки зрения повышения производительности труда, и с точки зрения увеличения зарплат. Наконец, мы гораздо лучше знаем, сколько стоят активы, и располагаем инфраструктурой проведения торгов и размещения акций.      

Резко изменилась и ситуация на рынке труда. Главной проблемой России в ближайшие десятилетия будет не безработица, а дефицит рабочей силы. В 2007-2008 гг. он стал одним из ограничителей роста. Повышение производительности для России гораздо важнее, чем сохранение неэффективных рабочих мест на госпредприятиях[5].      

Самая важная задача сегодняшней экономической  политики в России – масштабная приватизация. Правительство ожидает выручить от продажи государственных пакетов акций в приватизируемых предприятиях 72 миллиарда рублей. План приватизации предусматривает продажу долей 28 стратегических предприятий. Их приватизация даст в бюджет 54 миллиарда рублей. Оставшуюся сумму государство намерено выручить от продажи пакетов акционерных обществ.     

В частности, будут проданы миноритарные пакеты акций «Росгосстраха», ТГК-5 и «Совкомфлота». Росимущество также  сообщило, что правительство России, в частности, планирует продать столичный метрострой.      

Как ожидают чиновники, в 2010 году будет  приватизировано 449 акционерных обществ  и проведено акционирование 250 ФГУПов. В список включены морские порты (Ванинский и Новороссийский), аэропорты («Толмачево» в Новосибирске, «Кольцово» в Екатеринбурге и «Анапа» в Краснодарском крае), пароходства (Мурманское, Енисейское, Северо-западное и другие), а также акции ТГК-5. Именно эти активы и будут наиболее привлекательны, ведь они представляют инфраструктуру, уверен директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.     

Конечно же, бизнес составляющая будет в  этой приватизации поставлена на первый план. Правительство может в любой момент внести в список продаваемых объектов новые, имеющие высокую инвестиционную привлекательность. Что же касается покупателей, то это могут быть. Прежде всего, те, кто уже имеют долю в этих объектах, но хотел бы ее увеличить. Не стоит забывать и о тех, кому данные активы нужны для полноты пакета, считает президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев.     

Несомненно, что на данном этапе таким покупкам способствует и состояние финансового  рынка. Однако здесь есть один опасный  момент – предупреждают аналитики: далеко не все покупатели будут преследовать стратегические интересы и вкладывать деньги на длительный срок. К сожалению, в списке претендентов на предложенные активы найдутся и спекулянты, которые хотят быстро заработать, а это означает, что при выгодной конъюнктуре рынка они тут же продадут свои доли. Однако никто не мешает проводить новую приватизацию на таких условиях, чтобы минимизировать вред от спекулятивных сделок. Одно из таких условий – открыть проведения торгов, подчеркивает Леонид Григорьев.     

А реализовываться это будет не один год. Так, в 2011 и 2012 годах приватизация федерального имущества должна принести в бюджет по предварительным планам, 6 и 5 миллиардов рублей соответственно. Эксперты отмечают, что правительство по-прежнему оставит за собой право принять решения и о приватизации пакетов акций с высокой инвестиционной привлекательностью[10].    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1. Характерные черты приватизационных процессов в их начале и сегодняшние

   Основным  способом приватизации (в начале этого  процесса)  являлась

продажа имущества предприятий по конкурсу или на аукционе.

Преобразование  предприятий в открытые акционерные  общества  стало

набирать  темпы со второй половины 1992 г.  и  стало  в  Беларуси  наиболее

распространенной   формой   перехода   к   приватизации   предприятий.   В

соответствии  с Государственной программой приватизации  государственных 

и  муниципальных  предприятий в Беларуси все предприятия, имеющие по состоянию на 1 января 1994 г. балансовую стоимость основных  фондов  свыше  20  млн.  рублей, могут быть (по желанию трудового  коллектива) приватизированы путем  преобразования в открытые акционерные  общества.

   Приватизация  муниципального имущества по количественным показателям наиболее активно  проходила  в  1993  г.  Способом  приватизации  объектов муниципальной собственности  преимущественно является продажа  на  открытых аукционных  торгах  и  выкуп  арендованного  имущества.  Для  приватизации  муниципальных  предприятий  характерен  и  большой  удельный  вес  средств,  поступающих  от  продажи  на  аукционе,  по  конкурсу  по   сравнению   со средствами, поступающими от продажи  акций.

   Особенностями начального этапа приватизации в Беларуси 

(1991-1994 гг.) являются: приоритет политических  целей  процесса,  введение  системы приватизационных чеков;  сверхвысокие темпы  приватизации;  преимущественно  формальный  характер приватизации при акционировании  крупных  предприятий;  аукционная  продажа малых объектов; низкая  доходность приватизации.

     Эмиссия  и  обращение   приватизационных  чеков  стали   эффективным

 инструментом  быстрого перераспределения государственного  имущества  среди негосударственных  инвесторов. Вторичный же рынок   акций  приватизированных   предприятий  развивается   медленно  из-за  отсутствия  спроса   на   акции большинства   акционерных   обществ   (и,   соответственно,   их    низкой  ликвидности),  малой доходности  акций и   неразвитости   инфраструктуры  фондового рынка.

     Успешное проведение приватизации  и  особенно постприватизационное

 развитие  предприятий зависит от создания  и функционирования управленческих  как  государственных,  так   и  не  государственных  структур   (холдингов, финансово-промышленных  групп). Именно они призваны обеспечить  эффективное  распоряжение  государственной  долей  в  уставном   капитале   акционерных обществ.

   В настоящее время в Беларуси складывается  ситуация,  при которой

 темпы   слома  административно-командной   модели   значительно опережают

создание  новой модели государственного управления экономикой. В  результате  возникает  организационно-управленческий   вакуум,   усложняющий   процесс  вхождения предприятий  в рыночную среду. Выработка  общей  стратегии  приватизационных  мероприятий  стала

 исходным  пунктом для конкретных решений   о  способах,  темпе,  очередности

 приватизации  и методах оценки имущества.

   Процесс приватизации нуждается в поддержке  на двух уровнях:  всего

 общества  и трудового  коллектива  конкретного   предприятия.  Недостаточная

пропаганда  идей приватизации привела к тому, что у значительной части  как

специалистов, так и  населения  в  целом  сформировался  негативный  образ

 приватизационного   процесса.  Хотя  в  действующей   модели   приватизации

превалировали  способы,   формально   ориентированные   на   уравнительную

справедливость («чековая приватизация»).

    Передача собственности на  государственное  имущество  сложившимся

коллективам  предприятий  несовместима  с   рыночным   механизмом   отбора

покупателей,  как  мелких,  так  и   стратегических.   Поэтому   в   схеме

приватизации,  реализуемой  через  аренду   с   выкупом   государственного

имущества, закрепляется нерыночный результат  – долговременная  консервация  прямого соединения собственников  с  имуществом.  В  основе  выбора  именно  этого  способа  лежит  критерий  не  эффективности  (или  массовости),   а приоритета трудового  коллектива.[16] 

3.2. Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь

     Реформирование  отношений собственности в Республике Беларусь направлено на создание многоукладной социально ориентированной рыночной экономики, стимулирование инвестиционной активности.      

Целью государственной политики в области  приватизации является кардинальное повышение  эффективности работы предприятий и экономического комплекса страны в целом. Ее достижение предполагает: вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизацию структуры последней; обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества; обеспечение поступлений в республиканский и местные бюджеты средств от приватизации; усиление социальной направленности процесса приватизации государственного имущества [8].     

Динамика  реформирования государственной собственности за период с 1991 по 2010 годы представлена в Приложении 1 [2].      

В соответствии с законодательством  государственные организации в  процессе приватизации могут быть преобразованы  в открытые акционерные общества (далее — ОАО):

  • со 100-процентной долей государства;
  • с участием других, кроме государства, учредителей.
 

     Создание  ОАО со 100-процентной долей государства осуществляется в соответствии с Положением о порядке разработки проектов создания открытых акционерных обществ в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, утвержденным приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации от 18 июня 1998 г. № 96.     

Преобразование  в ОАО осуществляется на основании  предложений коллективов работников организаций, согласованных с соответствующими органами государственного управления.      

Информация о работе Приватизация как условие перехода к рыночной экономике