Приватизация как форма трансформации отношений собственности на современном этапе развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции. В современных экономических условиях приоритетным направлением государственной политики в сфере имущественных отношений является повышение эффективности управления и распоряжения государственным имуществом, так как государство выступает в роли субъекта предпринимательской деятельности в рамках смешанной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ 6
1.1 Сущность приватизации и разгосударствления. Принципы реформирования отношений собственности 6
1.2 Цели и эффективность приватизации 13
2 ПРИВАТИЗАЦИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1 Приватизация в Республике Беларусь 17
2.2 Зарубежный опыт приватизации в экономике Республике Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Работа содержит 1 файл

Приватизация как форма трансформации отношений собственности на современном этапе развития экономики.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

       В 2009 г. поступления от приватизации республиканской  собственности снизились в сравнении  с 2007 и 2008 гг. и составили USD 1006 млрд. За весь год была зарегистрирована только одна новая сделка – продажа БПС-банка российскому Сбербанку за USD 280 млн., которая проявила новую тенденцию – снижение цен за продаваемые активы. В течение года не практиковались продажи миноритарных пакетов акций, что свидетельствует о неэффективности усилий правительства по развитию фондового рынка и улучшению инвестиционного климата. В 2009 г. немного активизировались продажи акций предприятий коммунальной собственности (торговых предприятий, предприятий бытового обслуживания, общественного питания).

       В 2009 г. государство сохранило основные активы, но возможности продолжения  этой политики ограничены – как в силу обязательств перед МВФ, так и из-за давления России.

       Также в течение 2010 года шли переговоры по продаже ОАО «Белинвестбанк» крупнейшему западноевропейскому банку, однако по итогам года они не были завершены.

       Кроме того, в конце года правительство  подготовило список ОАО, акции, которых будут выставлены на продажу (в рамках программы stand by). В списке 7 предприятий: одно предприятие пищевой промышленности - ОАО «Красный мозырянин», два предприятия легкой промышленности - ОАО «Белфа» и ОАО «Купалинка», два предприятия нефтехимический промышленности – «Бархим» и «Речицкий тестиль» и два предприятия машиностроительного комплекса − ОАО «Бобруйский машиносроительный завод» и Лидский литейно-механический завод.

       Данные  предприятия являются относительно небольшими, что с одной стороны, предполагает возможность их продажи  стратегическому инвестору, но с другой стороны, сумма вырученных за них средств, не может быть значительной. Однако данный список не был утвержден Администрацией президента.

       Приватизация  объектов, находящихся в государственной  собственности, будет проходить  на основании трехлетних планов, утверждаемых правительством и местными Советами депутатов. Продажа акций ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, будет осуществляться на конкурсах и аукционах.

       Вслед за акционированием предприятий, а  в некоторых случаях и вместе с ним, начнется их приватизация, которая будут осуществляться для каждого ОАО в индивидуальном порядке. На первоначальном этапе белорусское правительство планирует предлагать инвесторам пакеты акций в размере до 25% от уставного фонда. Окончательное решение по выбору способа приватизации принадлежит Госкомимуществу, а по отдельным предприятиям – президенту РБ.

       Если  же проактивную позицию государство  в этом вопросе не займет, иностранные  инвестиции в госсектор вряд ли потекут. Пассивное отношение государства к приватизации привело к тому, что в 2008-2010 годы были проданы акции всего 16 ОАО. Хотя планировалось отдать в частные руки более сотни госпредприятий. 

       2.2 Зарубежный опыт  приватизации в экономике Республике Беларусь 

       Белорусская экономика имеет мало аналогов в мире по уровню диверсификации отраслей и обладает материальной базой для использования в отечественных условиях лучших мировых стандартов организации имущественных отношений различных по размерам субъектов хозяйствования, которые отличаются способами объединения, управления и контроля. Оптимизация организационной структуры промышленности посредством создания различных корпоративных структур (холдинговых компаний, концернов, финансово-промышленных групп и др.) не только расширила бы возможности применения процедур реструктуризации, не связанных с использованием бюджетных ассигнований, но и способствовала бы большей маневренности при разрешении финансовых, организационных проблем различных субъектов. Мировой опыт свидетельствует, что для крупных и средних предприятий страны экономически целесообразно, чтобы процессы дифференциации осуществлялись в рамках интеграционных образований (посредством включения в концерны, холдинги). Это способствует укрупнению структуры за счет диверсификации производства и привлечению к решению вопросов крупных промышленных гигантов, средних и мелких предприятий − более мобильных по своим технико-технологическим особенностям, что, в целом, соответствует современным тенденциям глобализации мирового хозяйства.

       Необходимо в первую очередь актуализировать роль государства при принятии решений об акционировании крупных промышленных предприятий и устранить от принятия окончательного решения трудовые коллективы, не ущемляя при этом других их прав. Это позволит придать процессу приватизации определенную динамику и не только задействовать частные сбережения граждан, но и привлечь стратегических инвесторов для создания новых предприятий, обслуживающих интересы крупных народнохозяйственных комплексов.

       Опыт  западноевропейских стран, США, Японии и Южной Кореи убеждает: национальный капитал получает шанс выступить конкурентной в мирохозяйственном плане силой, если структурируется в финансово-промышленные группы, поддерживаемые государством.

       Государство может и должно выступить инициатором создания корпоративных структур (так, инициатором создания крупнейших российских корпораций РАО "ЕЭС России" и РАО "Газпром" на базе производственных объединений нефтяного комплекса также выступало государство, ставившее своей целью сохранение управляемости стратегическими отраслями экономики страны в общегосударственных интересах).

       Обязательная  передача в доверительное управление акций, принадлежащих государственным  служащим, в настоящее время открывает  перед государством возможность  концентрировать голоса множества миноритарных акционеров в один весомый голос, руководить деятельностью ОАО, влиять на принятие стратегических решений и дивидендную политику. Это позволяет рассматривать государство не только как приоритетного собственника, но и как единственного держателя контрольных пакетов акций (что характерно для холдингов). В условиях рыночной экономики холдинги проявили себя в качестве эффективной формы управления интегрированными структурами. Их достоинством является способность консолидировать и мобилизовать финансовые ресурсы, оперативно маневрировать капиталом, производственными мощностями, управленческим и производственным персоналом.

       Концентрация  промышленного производства представляет собой объективный процесс сосредоточения капитала, который в рамках акционирования предполагает формирование гибких производственных структур с усилением специализации входящих в него подразделений.

       Таким образом, интеграционное направление  реструктуризации отношений собственности  предопределяет перспективы освоения информационных, наукоемких технологий и позволяет ожидать не только высоких экономических результатов за счет осуществления контроля и организации, но и формирования мобильного капитала посредством многоотраслевой диверсификации. Необходимость перехода к корпоративной экономике определяется перспективами ускорения экономического роста, выражающимися в стремительном развитии научно-технического потенциала, создании новых производств, основанных на высоких технологиях (микроэлектроники, робототехники, фармацевтики и др.), возможности производства конкурентоспособной продукции, росте доходов бюджета и благосостояния общества в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с государственной на частную. Она отражает сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

     В экономике Беларуси происходит структурная  перестройка, связанная, с одной  стороны, с перемещением ресурсов в  более производительные сферы и  отрасли производства и, с другой стороны, с реструктуризацией бывших социалистических предприятий.

     Успешное  проведение приватизации позволит ликвидировать монополизм государственного сектора, создать широкий слой собственников и конкурентную среду, выручить средства от продажи госимущества и направить их на решение социальных программ и развитие малого бизнеса, сократить расходы на содержание госаппарата, создать рабочие места, привлечь местных и иностранных инвесторов для развития экономики, полнее удовлетворить потребности населения в товарах и услугах. 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

    1. Декрет  Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 N 3 (ред. от 26.06.2009) «О разгосударствлении и приватизации государственной  собственности в Республике Беларусь»  «Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь», 1998, N 9, ст. 206
    2. Закон Республики Беларусь от 19.01.1993 N 2103-XII (ред. от 05.01.2008) «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» «Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь», 1993, N 7, ст. 41
    3. Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 18.06.2008 N 50 «О внесении изменений в Положение о порядке разработки проектов создания открытых акционерных обществ в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности» «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», 01.07.2008, N 157, 8/19015
    4. Арифметика приватизации //НЭГ. – 2004. – №48. – С.3
    5. Концепция и программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг. // Белорусский экономический журнал. 1998. № 2.
    6. Мясникович М.В. Две концепции решения одной проблемы: российский и белорусский подходы к развитию науки// Белорусский экономический журнал. 2005. № 1.
    7. Ракова Е. Приватизация в Республике Беларусь: мониторинг основных изменений (2008), BISSA SA, 2/2008-PRIV
    8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник. – 2-е изд. изм. – М.: НОРМА, 2002. – 572 с.
    9. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 304 с.
    10. Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Юриспруденция, 2006. – 560 с.
    11. Экономическая теория: Учеб пособие / Давыденко Л. Н.,. Базылева А. И, Дичковский А. А. и др.; Под общ редакцией Л. Д. Давыденко. – Мн.: Выш. Шк., 2002. – 366 с.
    12. Экономическая теория /Под ред. Базылева Н.И., Гурко С.П. Мн.: БГЭУ, 2002. -752с.
    13. Экономика предприятия: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. О.И. Волкова. М.: ИНФРА-М, 2001. – 520 с.
    14. Экономика предприятия / Под ред. Ильина А.И. М.: Новое знание, 2003. – 677 с. 

Информация о работе Приватизация как форма трансформации отношений собственности на современном этапе развития экономики