Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:38, курсовая работа
Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции. В современных экономических условиях приоритетным направлением государственной политики в сфере имущественных отношений является повышение эффективности управления и распоряжения государственным имуществом, так как государство выступает в роли субъекта предпринимательской деятельности в рамках смешанной экономики.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ 6
1.1 Сущность приватизации и разгосударствления. Принципы реформирования отношений собственности 6
1.2 Цели и эффективность приватизации 13
2 ПРИВАТИЗАЦИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1 Приватизация в Республике Беларусь 17
2.2 Зарубежный опыт приватизации в экономике Республике Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 30 с., 4 приложения. 14 ист.
«ПРИВАТИЗАЦИЯ КАК ФОРМА ТРАНСФОРМАЦИИ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ»
Объектом исследования является – процесс приватизации в Республике Беларусь.
Цель работы – рассмотреть особенности приватизации и разгосударствления государственной собственности в Республике Беларусь.
В
процессе работы были изучены следующие
вопросы: сущность, цели и основные принципы
приватизации; методы и способы приватизации;
сущность разгосударствления; приватизация
и ее роль в преобразовании собственности;
динамика приватизационных процессов
в Республике Беларусь; применение зарубежного
опыта в процессе приватизации и разгосударствления
государственной собственности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции. В современных экономических условиях приоритетным направлением государственной политики в сфере имущественных отношений является повышение эффективности управления и распоряжения государственным имуществом, так как государство выступает в роли субъекта предпринимательской деятельности в рамках смешанной экономики.
Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы стала наряду с либерализацией цен самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от административно-командной системы к социальному рыночному хозяйству, но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.
Целью
курсовой работы является изучение теоретического
материала процесса приватизации и
разгосударствления, анализ процесса
разгосударствления и приватизации в
Республике Беларусь, проекция зарубежного
опыта приватизации на современном этапе
развития экономики Республики Беларусь.
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1
Сущность приватизации и разгосударствления.
Принципы реформирования отношений собственности
Приватизация − это переход государственной собственности в частные руки и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений − отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.
Разгосударствление – передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.
Разгосударствление и приватизация близкие, но не тождественные понятия. Разгосударствление представляет собой процесс децентрализации экономики, преодоления монополизма государственной собственности. При разгосударствлении происходит передача от государства хозяйствующим субъектам части права собственности − права пользования и права владения. Приватизация − это процесс приобретения госимущества в индивидуальное или коллективное пользование, то есть в частную собственность.
В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают право непосредственного управления ею.
Разгосударствление и приватизация государственной собственности является одним из важнейших направлений перехода экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям.
Закон
«О собственности в Республике Беларусь»
предусматривает три формы
Закон допускает образование смешанных форм собственности на основе объединения имущества физических, юридических лиц и государства (например, совместные предприятия). Кроме того, имущество может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким лицам, независимо от форм собственности.
В республиканской собственности находятся природные ресурсы: земля, ее недра, воздушное пространство над территорией республики, а также предприятия и организации, имущество которых обеспечивает суверенитет, хозяйственную самостоятельность республики, ее экономическое и социальное развитие.
Переход к рыночным отношениям и эффективное функционирование рыночного механизма самоуправления возможны только при условии, когда основная часть товаропроизводителей будет обладать свободой хозяйственной деятельности и предпринимательства. Когда они будут иметь право для использования принадлежащего им арендного или переданного в пользование имущества, самостоятельно определять производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, решать другие вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью и развитием производства.
Именно в условиях рыночной экономики и действуют положения, обеспечивающие формирование возможностей для свободного выбора форм собственности и хозяйствования путем разгосударствления и приватизации.
Разгосударствление экономики в нашей республике – это процесс формирования многоукладной, смешенной экономики, децентрализация управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления.
Разгосударствление собственности осуществляется путем, как создания новых частных, коллективных предприятий, так и приватизации действующих государственных /14, с.469/.
При осуществлении приватизации республиканской собственности интересы государства как собственника представляет и защищает республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, – местные исполнительные и распорядительные органы. При осуществлении приватизации республиканской собственности интересы государства представляет и защищает орган Совета Министров Республики Беларусь по управлению государственным имуществом, а объектов, находящихся в коммунальной собственности – органы приватизации местных Советов народных депутатов.
Рассмотрение методологических основ приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации, как системы отношений по изменению формы собственности, с государственной на частную под воздействием государственных органов /8, с. 422/.
При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.
Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.
Субъекты приватизации:
Объекты приватизации:
Таким образом, субъектами приватизации государственной собственности могут стать любые частные, негосударственные юридические и физические лица, обладающие финансовыми средствами. Характеризуя объекты приватизации, следует подчеркнуть, что здесь не может быть и речи о немедленной тотальной приватизации. При осуществлении приватизации всю государственную собственность необходимо разделить на несколько видов:
Принципы, лежащие в основе реформирования отношений собственности:
В
целях соблюдения этих принципов
и повышения эффективности
Мировой практике приватизации государственной собственности известны два метода ее осуществления − возмездный и безвозмездный.
Возмездный метод − это передача государственных предприятий в частные руки в результате продажи. В развитых странах и в развивающихся государствах приватизация осуществляется по этому методу. Такая модель приватизации:
Безвозмездный метод − это приватизации в результате распределения государственной собственности среди населения страны, при котором иностранные инвестиции в страну незначительны /10, с. 209/.
Практическое сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации реализуется в соответствии с приложением А.
1.2 Цели и эффективность
приватизации