Приватизация и разгосударствление: мировой опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Я считаю, что эта тема и в настоящее время очень актуальна, так как приватизация в России в 90-ые годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла опыт и результаты приватизации в других развитых странах. В нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической не целесообразности. А некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ 5
1.1 Определение приватизации в нормативно-правовых актах 5
1.2 Необходимость приватизации 6
1.3 Формы приватизации 10
2 ПРИВАТИЗАЦИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ 13
2.1 Приватизация в бывших социалистических странах 13
2.2 Приватизация в капиталистических странах 17
3 ПРИВАТИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ ИТОГИ 21
3.1 Специфика российского варианта приватизации 21
3.2 Этапы приватизации 25
3.3 Итоги приватизации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

КР экономика.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

     Процесс приватизации в странах с развитой рыночной экономикой начался в 1979 году с Великобритании, когда государство продало свои паи в нескольких крупнейших компаниях. В 80-е годы правительство во главе с М. Тэтчер пошло на массовую приватизацию государственных и муниципальных предприятий, которые составляли примерно 50% отдельных отраслей экономики (телефонная связь, газовая промышленность, электроэнергетика, водоснабжение, железные дороги, почта) [14].

     Основная  приватизация проводилась здесь  поэтапно на протяжении примерно десяти лет. На первом этапе (1979-1983) продавались  в частный сектор предприятия  в конкурентных отраслях; государство сохраняло в собственности часть предприятий и контроль над 50% приватизируемых предприятий. Ставилась цель уменьшения потребности госсектора в займах [14].

     На  втором этапе (1984-1987) проводилась продажа  крупных предприятий, таких, как  Британская телефонная корпорация и Британская газовая корпорация (были проданы целиком). Целью этого этапа было расширение круга владельцев акций (собственников) [14].

     В 1987 - начале 90-х годов велась активная распродажа предприятий в отраслях коммунального хозяйства, приватизация в основном завершилась, и в собственности государства осталось лишь 8% производственного капитала [14].

       Приватизация  во  Франции охватила,  прежде   всего,   конкурентные,   высокорентабельные    отрасли. Работникам приватизируемых предприятий досталось по льготной цене лишь 10% капитала [6].

     Приватизация  во Франции имела  четко  выраженный  фискальный  характер. Государство  продавало свою собственность по значительно более высоким  ценам по сравнению  с  компенсационными  платежами  при  национализации.  В  итоге государство выручили 71 миллиардов франков, значительная  часть  этой  суммы пошла на погашение государственного долга. Французская приватизация  привела к росту  численности  акционеров  -  к  концу  80-х  годов  она  достигла  6 миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны  старше 18 лет [6].

     Результаты  приватизации оцениваются неоднозначно.

     В развитых странах преобладают позитивные оценки, особенно в Великобритании, США, Японии. Здесь удалось повысить эффективность работы приватизированных предприятий, улучшить качество, снизить издержки (в том числе за счет уменьшения госаппарата и вообще численности занятых, улучшения структуры управления) и даже цены. Например, в США в 1981-1988 годах цены и тарифы снизились в реальном выражении в среднем примерно на 30%. Также расширилась конкурентная среда и количество собственников, существенно пополнился бюджет [14].

     Общим негативным результатом приватизации стал значительный рост безработицы, а также прошедшие через какое-то время после основной приватизации слияния и поглощения, несколько сузившие конкурентную среду. Этому также способствовал переход бывших госмонополий в частные руки [14].

 

3 Приватизация в Российской Федерации и ее итоги

                  3.1 Специфика российского варианта приватизации

 

     Приватизационные  реформы происходили и происходят во многих странах - и в развивающихся  и в развитых. Однако столь масштабные программы приватизации, которые были реализованы в России и Восточной Европе в 90-х годах, нигде ранее не проводилась [12].

     В России была осуществлена массовая приватизация, все население в той или  иной форме принимало в ней  участие. Формально предприятия до начала приватизации принадлежали государству, директоров назначали министерства. Но фактически собственностью распоряжались менеджеры, прежде всего директора предприятий. Некоторые из них были избраны работниками предприятий. Работники настаивали на том, что предприятия должны быть переданы в их собственность. Их поддерживал ряд экономистов. Правительство сопротивлялось, ссылаясь на югославский опыт, показавший, что предприятия, находящиеся в собственности работников, неэффективны, и стремились передать собственность внешним инвесторам [12].

     В соответствии с российской Государственной  программой приватизации на 1992 г. были выделены предприятия, подлежащие обязательной приватизации, не подлежащие приватизации и предприятия, которые после приватизации должны были остаться под контролем государства. В последнем случае государство оставляло себе контрольный пакет акций [12].

     Программа предусматривала приватизацию мелких предприятий путём аукционов  или конкурсных продаж, а крупных - путём акционирования, средним же предоставлялся выбор между этими вариантами [12].

     Процесс приватизации стал также жертвой  политического компромисса. В новой, "демократической" среде возникла необходимость получить одобрение соответствующего законодательства у бывшего Верховного Совета. Депутаты, представлявшие директоров предприятий, поначалу интенсивно противились приватизации, опасаясь ущемления своих интересов и статуса. Было предложено три варианта приватизации. По первому работники и управленцы безвозмездно получали 25% акций своего предприятия. Директор мог купить еще 5%, а работники и директор совместно - дополнительно 10% акций с 30%-ной скидкой от их номинальной стоимости. Другие лица могли рассчитывать на 60% оставшихся акций. Третий вариант приватизации предназначался для мелких предприятий. Директор и работники получали 20% акций, а потом еще 20% акций с 30%-ной скидкой [15]

     Но  директора крупных предприятий  стали применять второй вариант  приватизации. Как сообщалось, 3/4 из них избрали подход, который продлевал контролирующие функции. Работники и директора могли приобретать 51% акций предприятия по цене в 1,7 раза выше балансовой стоимости активов по состоянию на январь 1992 года. Оставшиеся 49%  выставлялись на аукцион или обменивались на ваучеры, выпущенные для населения по номинальной цене. На первый взгляд, эта процедура казалась дорогостоящей, но с учетом 26-кратного роста цен в 1992 году (и 300%-ного роста только в январе) не только сохраняла оперативный контроль управленцами, но и превращала их в истинных владельцев. Рабочие, как правило, были не в состоянии использовать свою 51%-ную часть акций для того, чтобы бросить вызов управленцам [15].

     В тот период приватизационный процесс  сводился преимущественно к покупке  только что выпущенных акций различных  предприятий, однако существовала и иная процедура. Обычный подход (представлявшийся самым распространенным) сводился на деле к превращению аренды предприятия в покупку [15].

     Аренда  государственных средств производства началась при М.Горбачеве. Пытаясь  выработать альтернативы государственной собственности и государственному распределению ресурсов, в конце 80-х годов группам частных лиц, обычно самим управленцам разрешили на субботу и воскресенье, а также на вечернее время арендовать государственные предприятия и оборудование. Законодательство, касающееся приватизации и одобренное в середине 1992 года, позволяло арендодателю выкупать арендуемые им предприятия и оборудование по цене, соответствовавшей капитализированной стоимости арендных платежей. В связи с инфляцией собираемые суммы редко превышали символическую цифру [15].

     В России, начавшаяся приватизация, как  правило, официально рассматривалось  в одном варианте - как превращение  государственного владения имуществом в единоличную собственность. Иначе  говоря, это означает коренной переход от одного типа присвоения  (общей совместной - государственной собственности) к прямо противоположному типу - индивидуальному частному присвоению средств производства [5].

     Исходя  из такой установки, на практике зачастую крупное хозяйственное объединение дробили на небольшие части, с тем, чтобы они могли достаться единоличному собственнику [5].

     Конечный  результат приватизации был далек  от задуманного. Население почувствовало, что обмануто. Выпущенные ваучеры  номинальной стоимостью 10 тыс. руб. теоретически предполагалось обменивать на акции приватизируемых предприятий. В начале 1993 года рыночная стоимость ваучеров упала ниже 4 тыс. руб. Спекулянты и директора предприятий жадно скупали их, чтобы укрепить контроль над предприятием. Иных владельцев ваучеров принуждали к обмену на акции инвестиционных фондов. Им говорили, что это способ диверсификации их вложений, предполагающий тщательный контроль со стороны более опытного управленческого персонала, однако почти во всех случаях эти инвестиционные фонды (как печально известный "МММ") оказались мошенническими. В абсолютном большинстве случаев управленцы исчезали вместе с финансовыми средствами или же сами фонды попросту исчезали с поля зрения. В конечном итоге инвесторы часто оставались с пустыми руками [15].

     Если  от 80 до 90% граждан страны мало что  получили от такой процедуры или  не получили ничего, то некоторые члены  прежней номенклатурной элиты "поживились" гораздо больше, чем известно из примеров обогащения инсайдеров и самообогащения [15].

     "Лукойл" и "Газпром" - только две из  наиболее крупных организаций,  сформировавшихся при приватизации  богатых ресурсов страны. Более  того, связи между бывшими ответственными  лицами в промышленности и  партии, с одной стороны, и в  государстве - с другой, нелегко расторгнуть. Нувориши делали все необходимое, чтоб обеспечить непрерывный характер своего влияния "при дворе" [15].

     Из-за отсутствия должной инфраструктуры, перед лицом инфляционного взлета, а также с учетом компромиссного и временного характера ряда законодательных норм процесс приватизации был в корне подорван. Не выполнена почти ни одна из исходных задач. Россия, конечно, не вернулась в коммунизм, однако неясно, какую роль в этом сыграл процесс приватизации [15]. 
 
 
 
 

                 3.2 Этапы приватизации

 

     Приватизация  в России происходила в три  этапа:

     1)  ваучерная приватизация (1992-1994 гг.). На данном этапе была создана законодательная база приватизации, которая закрепляла права акционеров, коллективных и индивидуальных собственников. В августе 1992 году был издан указ президента "О введении системы приватизационных чеков в РФ". Все граждане России имели право на получение одного ваучера стоимостью 10 тыс. руб., которая определялась как стопятидесятимиллионная (1/150 млн.) доля всего государственного имущества РФ. выдача ваучеров производилась с октября 1992 года до конца января 1993 года. Граждане России получили 146064 млн. ваучеров. Ваучеры не были персональными, их можно было продавать, передавать другому лицу, вкладывать в ценные бумаги. Население получило ваучеры и возможность приобретения на них акции предприятий. Ваучерный этап приватизации завершился к 8 июля 1994 года. На эту дату в России было приватизировано 75,4% предприятий торговли, 66,3% общепита, 76,4% обслуживания населения. В итоге этого этапа приватизации  2/3 ВВП страны стало производиться в негосударственном секторе;

     2) денежная приватизация (1995-1997 гг.). Второй этап приватизации начинается с момента вступления в силу Указа Президента РФ, утвердившего "Основные положения государственной программы приватизаций государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года" (22 июля 1994 г.). Этот этап приватизации, характеризуется переходом к продаже пакетов акций предприятий за деньги преимущественно на инвестиционных торгах. Для 1995-1997 годов стало также характерным использование различных нестандартных методов приватизаций: залоговые аукционы, передача федеральных акций регионам в качестве покрытия федерального долга, конвертация долгов в ценные бумаги и др.

     В результате процесса приватизации в  России на 1 января 1996 года осталось менее 89 тысяч государственных предприятий, состоявших на самостоятельном балансе, вместо 240 тысяч до начала приватизации;

     3) Приватизация по индивидуальным проектам (1907г.).Специфическая черта третьего этапа приватизации - отказ от фискальной направленности (пополнения бюджета) приватизации. Он осуществлялся по индивидуальным проектам с акцентом на эффективное управление приватизируемыми предприятиями [4].

     Необходимо  отметить, что на протяжении всех рассмотренных  периодов в России проходила и  малая приватизация, т.е. продажа предприятий розничной торговли, сферы услуг и общественного питания. Наряду с этим осуществляется и приватизация жилья, начавшаяся еще в 1989 году. Наиболее сложной оказалась приватизация земли. В 1990 году был принят Закон о фермерском хозяйстве и Закон о земельной реформе, в соответствии с которыми крестьяне могли выходить со своей долей общественной земли из колхозов и совхозов. В 1991 году было принято постановление о реорганизации колхозов и совхозов в любую форму ассоциаций. В дальнейшем реформы на селе шли по пути создания семейных ферм, частных хозяйств, дальнейшего развития личных подсобных хозяйств [4]. 
 
 
 
 
 

                   3.3 Итоги приватизации

 

     Общая оценка проведения в России приватизации собственно имеет негативный характер: в реальности произошло перераспределение  накопленной столетиями собственности  в пользу относительно небольшой  группы граждан за счет ущемления  интересов основной части населения. Приватизация в России носила в основном номенклатурный характер с широким участием представителей теневой экономики [4].

     Российская  приватизация носила беспрецедентный  характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие  от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества [3].

     Так, в начале 1992 года, несмотря на процесс передела государственного имущества в ходе спонтанной (или "номенклатурно-бюрократической") приватизации, государственная форма собственности оставалась преобладающей (рис. 1), а предприятия государственного сектора обеспечивали две трети всего товарооборота [3]. 

Информация о работе Приватизация и разгосударствление: мировой опыт