Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:43, курсовая работа
Я считаю, что эта тема и в настоящее время очень актуальна, так как приватизация в России в 90-ые годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла опыт и результаты приватизации в других развитых странах. В нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической не целесообразности. А некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ 5
1.1 Определение приватизации в нормативно-правовых актах 5
1.2 Необходимость приватизации 6
1.3 Формы приватизации 10
2 ПРИВАТИЗАЦИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ 13
2.1 Приватизация в бывших социалистических странах 13
2.2 Приватизация в капиталистических странах 17
3 ПРИВАТИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ ИТОГИ 21
3.1 Специфика российского варианта приватизации 21
3.2 Этапы приватизации 25
3.3 Итоги приватизации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Льготная приватизация, предполагающая скидки и льготы определенным категориям населения (трудовым коллективам). Особенно велики такие скидки и льготы были в России и Югославии. Кроме того в ряде государств получил распространение процесс реприватизации - возвращения собственности прежним владельцам или их наследникам (Чехословакия) [11].
Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Формальная приватизация ничего не меняет в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации [11].
Реальная
приватизация. Государственное предприятие
продается частным
Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала [11].
Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов. Аукционы позволили приблизить оценку имущества к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной проблемой. Эта была важная черта процесса, которая одновременно являлась и действенным способом борьбы с коррупцией. При иных способах, прямой продаже трудно даже было представить возможный размах коррупции - она была бы колоссальной. Прямая продажа. По стратегическим соображения предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия [11].
В бывших социалистических странах экономические цели приватизации состояли в ликвидации абсолютной государственной монополии на средства производства и, следовательно, на большую часть производимых товаров и услуг и в повышении эффективности работы некоторых отраслей и отдельных предприятий. Необходимо было сформировать конкурентную среду и класс частных собственников для функционирования рыночных структур и создания многоукладной экономики. Кроме того, стояли задачи легализации теневой экономики и решения проблем задолженности государственных предприятий (значительная часть их была убыточной, а казна - пустой). Фактически некоторые участники приватизации покупали у государства собственность из спекулятивных соображений (для дальнейшей перепродажи) или с целью устранения конкурента [14].
Из политических соображений правительства постсоциалистических стран спешили провести приватизацию как можно быстрее (в том числе под давлением западных стран, США и МВФ), с целью разрушения бывшего социалистического строя, командно-административной структуры экономики (стараясь обеспечить необратимость рыночных реформ). Кроме того, в некоторых странах (Чехия, Словакия, Германия, страны Балтии и др.) ставилась задача обеспечения социальной справедливости - возврат собственности ее бывшим владельцам (так называемая реприватизация) [14].
Переход к рыночной экономике в подавленном большинстве стран сопровождался массовой приватизацией крупных государственных предприятий, осуществлялся в форме бесплатного или субсидированного распределения государственного достояния среди граждан, главным образом через ваучеры, в некоторых странах ваучеры могли применяться и для "малой" приватизации жилья, торговых точек, ресторанов и небольших участков земли [8].
К этим немногим исключениям принадлежит, н/п, Венгрия.
К
рыночной трансформации своей
В Чехии общий подход в рамках крупномасштабной приватизации состоял в её централизованной организации (в отличие от малой приватизации), т.е. правительство подготовило и опубликовало подробный список предприятий, предназначенных к приватизации. В то же время руководство предприятий (и другие возможные покупатели) получили право предлагать альтернативные приватизационные проекты, основанные на комбинации различных методов (одним из которых была ваучерная приватизация) [8].
Следует отметить как положительный факт, что в Чехии приватизационный план должен был содержать последнюю информацию (1989-1991) о деятельности предприятия, включая данные о капитале, прибыли, продажах, заработной плате и занятости, а также иностранном участии в его деятельности. В плане требовалось указать балансовую стоимость предприятия и её соотношение со стоимостной котировкой на момент приватизации [8].
Массовая приватизация в Польше в целом затронула значительную долю капитала отдельных предприятий. В программу массовой приватизации были включены 512 крупных и средних предприятий, что составляет около 10% объема продаж промышленного сектора Польши. Согласно имеющимся данным, предприятия, вошедшие в программу массовой приватизации, контролировали лишь 10% производственного потенциала польских государственных фирм [8].
В Болгарии наибольшую поддержку среди политиков получила идея коммерческой приватизации (как и в Венгрии), но для ее осуществления у населения не было накопленных средств. Такими средствами располагала только бывшая партократия, которая стала осуществлять "тихую приватизацию". Болгарские "новые правые", чтобы противостоять партократии, стали бесплатно возвращать собственность ее прежним владельцам в рамках процесса реституции, что вызвало жесткие дискуссии между правыми и левыми [8].
Опыт показал, что преобладающим способом приватизации стал выкуп акций работниками и менеджерами - даже в тех странах, где первоначальная концепция приватизации его не предусматривала (например, в Венгрии). Он справедлив по отношению к работникам, желающим стать совладельцами или собственниками своих предприятий, стимулирует рост производительности труда, экономию и др. Во всех бывших социалистических странах, кроме Венгрии, были предусмотрены значительные или минимальные льготы трудовым коллективам для приобретения акций своих предприятий. Но негативные последствия этого метода состоят в отсутствии или недостатке средств (инвестиций) для развития, а также доходов от продажи в бюджет. Часто это просто фиктивная или мизерная собственность, от нее отсутствуют доходы. Наибольшее распространение продажа или передача предприятий в собственность менеджеров или работников получила в Хорватии, Польше, Словении, Югославии и Болгарии. Преобладание собственности трудовых коллективов и менеджеров характерно для начального этапа приватизации в России, Словении, Сербии, Черногории и Хорватии [14].
В Венгрии, Хорватии, Эстонии и Польше наряду с другими методами приватизации использовалась продажа активов иностранному инвестору - в надежде на приток инвестиций, получение доступа на западные рынки, внедрение европейского менеджмента, повышение прибыльности и др. Однако реальные результаты оказались ниже ожидаемых - и по объему инвестиций, и по эффективности. Продать быстро большинство приватизируемых предприятий внешним инвесторам удалось только в Восточной Германии и то благодаря большой финансовой и технической помощи Западной Германии и ценой сокращения огромного количества рабочих мест [14].
Иностранные инвесторы в лице транснациональных корпораций и отдельных крупных и мелких собственников приняли участие в приватизации в форме прямых и портфельных инвестиций - с целью завоевания внутреннего рынка и доступа к природным ресурсам, снижения издержек производства и повышения эффективности работы (за счет использования сравнительных преимуществ в международном разделении труда) и приобретения стратегически важных активов [14].
В бывших социалистических странах основная приватизация прошла с большими экономическими и социальными издержками и дала значительно меньший эффект, чем ожидалось [14].
Наряду
с формированием рынка и его
структур, с появлением класса частных
собственников имели место
Многие
стратегически важные отрасли (которые
первоначально не предполагалось приватизировать)
с 1995 года попали в руки иностранцев.
Это касается, прежде всего, Венгрии,
Чехии, Хорватии, а также Словении,
Словакии, Румынии и Болгарии. Из-за незначительных
финансовых возможностей отечественных
инвесторов примерно половина проектов
фондовой приватизации была реализована
иностранным капиталом [14].
Снижение
эффективности результатов
Кроме того, в капиталистических странах становилось возможным решение такой актуальной проблемы, как расширение конкурентной среды за счет реформирования естественных монополий (где традиционно присутствовало государство) - в отраслях по добыче угля, газа, производству электроэнергии и стали, транспортных перевозках, сфере коммуникаций и почтовых услуг, коммунального хозяйства и др. [14].
В
ходе приватизации в капиталистических
странах ставились и социально-
Особенностью приватизации в развитых странах является то, что этот процесс происходил (и еще отчасти продолжается) в условиях уже сложившейся экономической системы и зрелых финансовых и правовых институтов и носил в основном локальный и часто индивидуальный характер. В каждой из стран проводилась своя специфическая политика приватизации, хотя можно выделить и общие черты. Темпы приватизации также были различны - от полутора лет во Франции до десяти лет в Великобритании. К продаже предлагались чаще всего убыточные предприятия, но были и высокорентабельные [14].
В
капиталистических странах
Имеют место и различные модели приватизации конкретных отраслей, например железнодорожного транспорта. Так, Швеция, Великобритания и Япония применили децентрализованную модель, а Франция и Германия - централизованную, со значительным присутствием государства (более успешно, как показала практика) [14].
Информация о работе Приватизация и разгосударствление: мировой опыт