Приватизация и разгосударствление: мировой опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Я считаю, что эта тема и в настоящее время очень актуальна, так как приватизация в России в 90-ые годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла опыт и результаты приватизации в других развитых странах. В нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической не целесообразности. А некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ 5
1.1 Определение приватизации в нормативно-правовых актах 5
1.2 Необходимость приватизации 6
1.3 Формы приватизации 10
2 ПРИВАТИЗАЦИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ 13
2.1 Приватизация в бывших социалистических странах 13
2.2 Приватизация в капиталистических странах 17
3 ПРИВАТИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ ИТОГИ 21
3.1 Специфика российского варианта приватизации 21
3.2 Этапы приватизации 25
3.3 Итоги приватизации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

КР экономика.doc

— 308.00 Кб (Скачать)
 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Тема моей курсовой работы  "Приватизация и разгосударствление: мировой опыт".

     Я считаю, что эта тема и в настоящее  время очень актуальна, так как  приватизация в России в 90-ые годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла опыт и результаты приватизации в других развитых странах. В нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической не целесообразности. А некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации.

     Данная  курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

     В первой главе я рассмотрела понятие и формы приватизации.

     Разгосударствление  - это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей с горизонтальными. Однако разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются лишь масштабы государственного предпринимательства, а государство остается структурным элементом смешанной экономики [7].

     Также необходимо сказать, что в настоящее  время в экономической теории и практике современный процесс  разгосударствления адекватен приватизации.

     Во  второй главе изучается приватизация в капиталистических и в бывших социалистических странах.

     Масштабы  приватизации в той или иной стране зависят, от того насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации принимался редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявилась слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществлялась в широких масштабах [7].

     А так же в странах, где рыночные инициативы на протяжении десятилетий  подавлялись или играли лишь вспомогательную, подсобную роль приватизация стала  мощнейшим инструментом реорганизации  всей системы экономических и социальных отношений. В первую очередь сказанное относится к странам Центральной и Восточной Европы, где после крушения просоветских политических режимов был взят решительный курс на стремительное свертывание государственного сектора [8].

     В третьей главе говорится об этапах приватизации в Российской Федерации, а также ее итогах.

 

1 Сущность и формы приватизации

                  1.1 Определение приватизации в нормативно-правовых актах

     Приватизация  - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

     Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности  в частный сектор. Закон РФ "О  приватизации государственных и муниципальных предприятии в РФ" от 3 июля 1991 года понимает под приватизацией "приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятии, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий" [1].

     В становлении российского приватизационного  законодательства можно выделить несколько  этапов в соответствии со сменой различных  моделей осуществления приватизации органами государственной власти в  исследуемый период [3].

     Первый  этап - законодательство периода массовой (т.е. "ваучерной") приватизации (1992-1994 гг.).

     Предваряют  этот этап законодательные акты по приватизации, принятые Верховным Советом  РСФСР еще летом 1991 года. Однако практическая реализация положений этих законов началась лишь в 1992 году [3].

     Второй  этап - законодательство периода денежной приватизации (1994-1999 гг.).

     Базовым документом для начала денежной приватизации стал Указ президента РФ от 22 июля  1994 года. Об основных понятиях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года. Однако важным нормативно-правовым актом этого периода является Федеральный закон от 21 июля 1997 года №123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" [3].

     Третий  этап - совершенствование правовых основ распоряжения государственной  собственности (1999-2003 гг.). Важнейшим  нормативно-правовым актом этого  этапа является Федеральный закон  от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а так же принятые во исполнение его требовательные акты Президента РФ и Правительства РФ 2002-2003 годах [3].

           

                  1.2 Необходимость приватизации

     Под приватизацией обычно понимают переход части государственной собственности в частную (отдельных граждан и организаций). Слишком активное государственное воздействие на экономическую жизнь приводит к падению темпов экономического роста, значительному увеличению госрасходов, оттоку капиталов.  В первом случае речь идет об ослаблении рыночного механизма, так как государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, препятствуют вхождению новых конкурентов в отрасль, фиксируют цены на некоторые товары и услуги, не стимулируют снижение издержек, и получение максимальной прибыли. Если частное предприятие долго терпит убытки, то оно закрывается (разоряется). Государственному же предприятию оказывается помощь, гарантирован рынок сбыта, и оно не особенно стремится к повышению рентабельности, совершенствованию управления, улучшению качества товаров и услуг [14].

     Вмешательство государства в экономику требует  довольно крупных расходов на содержание и техническое совершенствование  объектов государственной собственности, на растущий бюрократический аппарат, подготовку законодательных актов и контроль за их исполнением и т.д. Всё это значительно увеличивает трансакционные издержки. Приватизация же позволяет не только сэкономить государственные средства, но и существенно пополнить казну за счет проданной собственности, частично решить проблему государственной задолженности (особенно в развивающихся странах). Из этих же средств возможно также увеличение финансирования на социальные нужды [14].

     Снижение  эффективности результатов экономической деятельности госпредприятий привело многие страны к поиску более эффективного собственника, разграничению прав собственности, участию работников в управлении и прибылях своих предприятий [14].

     В ходе приватизации в капиталистических  странах ставились и социально-политические цели - упрочение стабильности существующего строя, демократизация собственности с целью улучшения социальной ситуации в обществе. Более конкретно это означало наделение частной собственностью наемных работников, расширение среднего класса, формирование смешанной собственности, а значит, более равномерное распределение богатства среди населения [14].

     В постсоциалистических странах экономические  цели приватизации состояли в ликвидации абсолютной государственной монополии  на средства производства и, следовательно, на большую часть производимых товаров и услуг и в повышении эффективности работы некоторых отраслей и отдельных предприятий. Необходимо было сформировать конкурентную среду и класс частных собственников для функционирования рыночных структур и создания многоукладной экономики. Кроме того, стояли задачи легализации теневой экономики и решения проблем задолженности государственных предприятий (значительная часть их была убыточной, а казна - пустой) [14].

     Волна приватизации в развитых странах вызвана отнюдь не конъюктурными поворотами в их хозяйственно-политических курсах. В её основе - глубинные изменения в экономическом базисе современного общества, порожденные мощным импульсом технологической и информационной инноваций. Именно благодаря главным образом научно-технической и информационной революции, охватившей весь мир и взломавший межнациональные перегородки на пути движения капиталов в большинстве стран с развитой структурой смешанной экономики на рубеже 70-80-х годов возникла необходимость заново очертить круг возможностей предприятий, находящихся в собственности государства, и предпринять шаги по дерегулированию, децентрализации и деэтатизации экономики [8].

     Нет ни какого сомнения, что и в нашей  стране к приватизации подталкивают, прежде всего те же самые побудительные импульсы, что и на западе, а именно - необходимость кардинальной структурной перестройки и широкомасштабного переоснащения всей промышленной и информационной базы на новой технологической основе [8].

     Таким образом, и на Западе, и в нашей стране действуют одни и те же стимулы, подталкивающие к разгосударствлению и приватизации, т.е. к свертыванию экономического пространства, находящегося под эгидой государства [8].

     Приватизация - процесс преобразования государственной или муниципальной собственности в частную. Частная собственность - ключевой институт рыночной экономики, такой же по значению, как свободные ценные. Есть рыночные экономики с более или менее значительным государственным сектором, но нет таких, в которых существует только государственный сектор или в которых государственный сектор преобладает. Если такое случается, то экономика перестает быть рыночной. При этом снижается и ее эффективность. Государственные предприятия могут быть эффективными, но только в среде частных предприятий и при наличии конкуренции. Падение их эффективности происходит при доминировании государственных монополий (ослабление или отсутствие конкуренции - внешние факторы), а также в силу ослабления хозяйственных мотиваций (отсутствие хозяина, эффективного собственника - внутренние факторы). Эти факторы главные. Именно они определили упадок и крах коммунистической утопии. Поэтому вопрос о частной собственности и о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также и практическое значение. Реформаторы были полностью убеждены (как прежде марксисты), что создать процветающую экономику можно только на базе частной собственности [13]. 
 
 
 
 

                  1.3 Формы приватизации

 

     Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране [8]. 

     Лидер приватизации Великобритания предложила следующие способы приватизации: распродажа и безвозмездное распределение акций; подряды на оказание услуг; продажа государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Всего мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи государственной собственности и функции частному сектору [7].

     Само  по себе понимание собственности  в качестве основы любой системы  хозяйствования обуславливает системный  характер преобразований, связанных со сферой собственности, при переходе от одной системы хозяйствования к другой, а элементом системных преобразований является приватизация [2].

     Действующая модель приватизации 1992 года предусматривала  определенные базовые идеи - упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов.

     Платная приватизация, предусматривающая полный выкуп имущества по рыночной цене, представляла собой путь, наиболее отвечающий формированию рыночной экономике. Однако выкуп акций осуществлялся  очень медленно, поэтому за счет него невозможно было быстро пополнить государственный бюджет. Широкое распространение платная приватизация получила в Венгрии [11].

     Бесплатная  приватизация, означающая выдачу гражданам  купонов, бонн, инвестиционных вкладов. Ее необходимость была обоснована двумя моментами. Она рассматривалась, во-первых, как способ восстановления социальной справедливости, позволяющий вернуть населению отобранную у него собственность, во-вторых, как "принудительная" приватизация, проводимая с целью ускорения трансформации собственности в условиях психологической неподготовленности населения к инвестированию своих средств в ценные бумаги. В той или иной форме она использовалась в России, Польше, Чехословакии, Румынии [11].

Информация о работе Приватизация и разгосударствление: мировой опыт