Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 03:41, курсовая работа
Процесс массовой приватизации государственных, муниципальных предприятий осуществлялся поспешно, без должного государственного контроля, нецивилизованно, фактически вне правового поля. Продажа предприятий-смежников враждующим финансово-промышленным группировкам вела к разрыву традиционных хозяйственных связей. Приватизация открыла дорогу организованной преступности, позволив ей легализовать первоначальный капитал, сколоченный на кражах, грабежах, разбое, вымогательстве, заказных убийствах. Скупив акции прибыльных предприятий и заняв место их руководителей, многие из преступников данной категории потом благопристойно вошли в предпринимательскую элиту.
Введение 3
Глава I Экономическая роль приватизации и
разгосударствления государственной собственности.
1.1. Разгосударствление 4
1.2. Сущность и формы приватизации 7
Глава II. Этапы приватизации и разгосударствления в России
2.1. Нормативная база 13
2.2. Ваучерная приватизация 16
2.3. Залоговые аукционы 20
2.4. Итоги и перспективы приватизации 22
Глава III Анализ зарубежного опыта
3.1.Великобритания 30
3.2.Франция 31
3.3. Примеры приватизации аргентинских компаний.
Приватизация Аргентинской нефтяной компании (YPF) 31
Заключение 34
Список литературы
В ноябре 2004 года Чубайс в интервью The Financial Times сказал, что приватизация была проведена исключительно с целью борьбы за власть против «коммунистических руководителей»: «Нам нужно было от них избавляться, а у нас не было на это времени. Счет шел не на месяцы, а на дни». Чубайс также считает правильным проведение залоговых аукционов, когда, как пишет газета, «самые ценные и крупные российские активы были переданы группе магнатов в обмен на займы и поддержку тяжело больного тогда Ельцина на выборах 1996 года». По мнению Чубайса, передача олигархам контроля над предприятиями с сотнями тысяч рабочих помогла им приобрести административный ресурс, который предотвратил победу оппозиционной компартии на президентских выборах 1996 года: «Если бы мы не провели залоговую приватизацию, то коммунисты выиграли бы выборы в 1996 году».
2.3 Залоговые аукционы.
Залоговые аукционы проводились с целью пополнения государственного бюджета. В результате этих аукционов государственная собственность была передана в руки олигархов по беспрецедентно низкой цене.
Залоговые аукционы были предприняты в 1995 году с целью пополнения государственной казны. Правительство планировало получить деньги, приватизировав часть государственных предприятий. Идею аукционов с целью пополнения бюджета выдвинул Владимир Потанин, возглавлявший «ОНЭКСИМ-банк». Инициативу поддержал Анатолий Чубайс, который в то время был вице-премьером. Курировал проведение аукционов глава Госкомимущества Альфред Кох.
На продажу был выставлен ряд крупнейших компаний. Аукционы назывались залоговыми, так как, в отличие от обычных аукционов, компании не продавались, а отдавались в залог. Однако, выкуплены обратно они не были. По мнению большинства экспертов были выставлены чрезвычайно заниженные цены. Конкурс на аукционах был очень низкий. Это произошло потому, что многие потенциальные покупатели к ним не были допущены. Во многих случаях в конкурсе участвовало несколько фирм, принадлежавших одному и тому же человеку или группе лиц. Более того, госпредприятия зачастую покупались не за собственные деньги, а за деньги, взятые в кредит у государства.
В результате залоговых аукционов появились олигархи-миллиардеры (Березовский, Ходорковский, Абрамович и другие). Бюджет в итоге получил от залоговых аукционов около 1 млрд. долл.
Проведение аукционов сопровождалось множеством конфликтов между участвовавшими банками (их инвестиционными компаниями), а после завершения аукционов возникли конфликты также между банками-залогодержателями и менеджментом компаний. Менеджмент стремился сохранить контроль, не допуская представителей банков в корпоративные органы управления, препятствуя открытию всей финансовой информации и тормозя тем самым начало реструктуризации предприятий (таким, например, было противостояние «Норильского никеля» и ОНЭКСИМбанка).
Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских промышленных предприятий под частное управление. Но на их результативности сказался очевидный олигархический характер переходной экономики в России. Залоговые аукционы практически были закрытыми для большинства банков, создавая выгодные условия сделок только «для своих». Поэтому суммы залога и цена последующих продаж оказались, по различным оценкам, в 3—5 раз ниже того, что могло быть получено на открытых торгах.
Залоговые аукционы, проведённые в России в ноябре-декабре 1995 года
Дата | Предприятие | Доля, % | Средства, поступившие в бюджет, млн. долл. |
Победители аукциона |
17.12 1995 | Норильский никель | 14,87 | 31 | Банк МФК (фактически — «Ренессанс Капитал») |
8.12 1995 | ЮКОС | 20 | 22,65 | Новороссийского морского пароходства (Новошип) |
7.12 1995 | ЛУКОЙЛ | 15 | 20,01 | ЗАО «НафтаФин» (фактически — менеджмент самого предприятия) |
7 .12 1995 | Сиданко (теперь ТНК-BP) | 15 | 13 | ТОО «Рабиком» |
28.12 1995 | Сибнефть | 25,5 | 6,05 | Банк МФК |
28 .12 1995 | Сургутнефтегаз | 23,5 | 4,125 | ЗАО «Стратег» (фактически — банк МЕНАТЕП) |
7 .12 1995 | Новолипецкий металлургический комбинат | 14,87 | 31 | Банк МФК (фактически — «Ренессанс Капитал») |
11.12 1995 | Новороссийское морское пароходство (Новошип) | 20 | 22,65 | Новороссийского морского пароходства (Новошип) |
28 .12 1995 | АО «Нафта-Москва» | 15 | 20,01 | ЗАО «НафтаФин» (фактически — менеджмент самого предприятия) |
17 .12 1995 | АО «Мечел» | 15 | 13 | ТОО «Рабиком» |
17.12 1995 | Северо-западное речное пароходство | 25,5 | 6,05 | Банк МФК |
7 .12 1995 | Мурманское морское пароходство | 23,5 | 4,125 | ЗАО «Стратег» (фактически — банк МЕНАТЕП) |
2.4. Итоги и перспективы приватизации.
За 11 лет в частные руки передано около 145 000 госпредприятий. Счетная палата РФ сочла полностью или частично противозаконной, или нечестной, приватизацию угольных компаний “Южный Кузбасс” и “Красуголь”, “Авионики”, Тушинского машиностроительного завода, АНТК им. Туполева, “Сибнефти”, “Славнефти”, Тюменской нефтяной компании. Фактически в нарушение российского законодательства почти весь комплекс алмазодобывающих предприятий вошел в акционерную компанию “Алмазы России — Саха”. Этим было проигнорировано право Российской Федерации на совместное владение, пользование и распоряжение недрами.
От трех специализированных аукционов по продаже пакетов акций, составляющих 7,97 процента уставного капитала ОАО “Нефтегазовая компания “Славнефть” (в 1996—1997 годах), государство получило 48,8 миллиона долларов, хотя по рыночной капитализации цена пакета акций компании равнялась 358,1 миллиона долларов. Таким образом, государство недополучило 309,3 миллиона, а в виде упущенной выгоды федерального бюджета — около 220 миллионов долларов.
Государство терпело ущерб от несвоевременного внесения платежей за приватизированные объекты, невыполнения инвестиционных условий. В результате в федеральный бюджет поступила лишь шестая часть от запланированных доходов от приватизации. Доля доходов от нее в бюджетах субъектов РФ с 1993 по 2003 год не превышала 1 процента.
По данным
Счетной палаты РФ, в целом, с финансовой
точки зрения, продажи госсобственности
не были достаточно эффективными. Они
не привели к значительному
Оценки зарубежных экспертов-экономистов с мировым именем оказались на порядок жестче оценок Счетной палаты. Приватизация открыла дорогу организованной преступности, позволив ей легализовать первоначальный капитал, сколоченный на кражах, грабежах, разбое, вымогательстве, заказных убийствах. Скупив акции прибыльных предприятий и заняв место их руководителей, многие из преступников данной категории потом благопристойно вошли в предпринимательскую элиту. Чиновничья, бюрократическая преступность имела другие возможности для накопления стартового капитала. Достаточно было госсобственность стоимостью 50—60 миллиардов долларов приватизировать за 1—1,5 миллиарда долларов и стричь купоны. Новые владельцы собственности выкачали из купленных по дешевке предприятий все, что могли, перевели капиталы за границу, свернули производство, а здания и другие производственные помещения сдали в аренду под склады и неплохо зарабатывают на этом. Большой вред экономике принес монополизм, явившийся следствием злоупотреблений при проведении приватизационных конкурсов, аукционов, устранения конкурентов, занижения стартовой цены и цены покупки акций. Упущенная выгода из-за недооценки продаваемой государством нефтяной собственности достигла 400 миллиардов долларов, что в 16 раз превышало среднегодовой бюджет страны на тот период. Транснациональные корпорации ликвидировали российских конкурентов, скупая их за бесценок.
|
Процесс “переприватизации” с 90-х годов уже невозможен, так как прошло много времени, истек 10-летний срок исковой давности. Но это не значит, что мы должны безразлично относиться к тем, кто отступает от закона при совершении сделок. В каждой конкретной ситуации надо разбираться и в рамках 3-летнего срока исковой ответственности принимать меры к возвращению государству незаконно приобретенного имущества. В то же время нельзя забывать о том, что крупный бизнес, получив госсобственность за символическую плату, а порой и безвозмездно, по существу, освобожден от всяких социальных обязательств.
Необходимо взвешенно подходить к выбору объектов приватизации, имеющих большое социальное значение, путем разработки и применения соответствующего законодательства устанавливать социальные стандарты поведения собственников. Видный русский ученый Н. Андреев будущее видел так: “Ни капитализм, ни социализм, а система государственно-частного хозяйства”, в которой “частная собственность, особенно на некоторые объекты, есть привилегия. Привилегия обязывает, привилегия создает ответственность. Государство должно не только регулировать порядок частной собственности, но оно призвано также сказать частному собственнику: если имеешь привилегию, хозяйствуй хорошо, располагай правами не во вред, а в общую пользу”.
Представляется заслуживающим внимания предложение о необходимости введения социального налога, базовая ставка которого соотносилась бы с фактическим на данный момент объемом приватизированного имущества. Это позволило бы доначислить в бюджет средства на социальные реформы. Новые собственники обязаны взять на себя бремя содержания социальной инфраструктуры, не вошедшей в уставные капиталы акционерных компаний: поликлиник, детских садов, общежитий, объектов инженерной инфраструктуры. С 1994 года они стали ничейными и приходят в негодность, поскольку муниципальным образованиям их содержать не на что.
Для общества и государства выгоднее предотвращать нарушения законности при приватизации на ранней стадии, пока они не причинили крупного ущерба. Для налаживания действенного социального контроля мы имеем как богатые традиции, так и современные возможности. В Российской империи купцы и промышленники, например, составляли отдельное сословие. Это позволяло им ощущать причастность к государственным процессам, защищать свои права и выражать свои интересы. Никто, конечно, не предлагает восстанавливать сословия, но, видимо, нужно создать условия для того, чтобы бизнес руководствовался не только получением прибыли, но и интересами общества. Почему бы не поощрять государственными наградами его наиболее значимые достижения в социальной сфере?
Информация о работе Приватизация и разгосударствление: анализ мирового и российского опыта