Принципы (правила) рационального поведения потребителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Размеры, структура и динамика спроса потребителя в условиях ограниченного бюджета в микроэкономике исследуется теорией потребительского поведения, основанной на маржинализме. Ее исходными принципами является признание, во-первых, экономического суверенитета потребителя (т. е. возможности влиять на предложение товаров через спрос) и, во-вторых, рациональности поведения потребителя, если он получает максимум полезности при ограниченном доходе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… …3
Принципы (правила) рационального поведения потребителя………….…..5
Равновесие потребителя…………………………………………………………13
Кривые безразличия и бюджетные ограничения……………………………..25
Заключение………………………………………………………………………….35
Список источников и используемой литературы……

Работа содержит 1 файл

МЭВ12microecon.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

       

       Чтобы количественно определить объем  некоторого товара, которым потребитель готов пожертвовать ради другого, мы используем меру, названную предельной нормой замещения. Предельная норма замещения (MRS) продуктов питания F одеждой С представляет собой максимальное количество одежды, от которого готов отказаться человек, чтобы получить одну дополнительную единицу продуктов питания. Ради единообразия на протяжении всей книги примем MRS как выражение количества товаров, нанесенного на вертикальную ось, от которого надо отказаться, чтобы получить одну единицу товара, помещенного на горизонтальной оси. Таким образом, мы обозначаем изменение в одежде знаком ДС, изменение в продуктах питания знаком ДР, предельная норма замещения может быть выражена как —ДС/ДР. Отрицательный знак вводится, чтобы предельная норма замещения была положительным числом (ДС всегда отрицательно). В результате предельная норма замещения в любой точке равна по абсолютному значению тангенсу угла наклона кривой безразличия в этой точке. Однако тангенс угла наклона отрицателен, поскольку речь идет о компенсации уменьшения одного товара увеличением другого, тогда как для удобства MRS выбирается положительным.

       Рассмотрим  некоторые свойства кривых безразличия:

        кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Между количествами благ X и Y существует обратная связь. При уменьшении потребления одного блага, для компенсации потерь и сохранения прежнего уровня полезности, потребитель должен увеличить потребление другого блага. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет отрицательный наклон;

        кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат. Выше отмечалось, что при увеличении потребления одного блага потребитель должен уменьшить потребление другого блага. Выпуклость кривой безразличия по отношению к началу координат является следствием падения предельной нормы замещения. Пологий спуск кривой безразличия вниз или подъем наверх свидетельствует об убывании темпов замещения одного блага другим по мере уменьшения доли данного блага в потребительской корзине;

        абсолютная величина наклона кривой безразличия равна предельной норме замещения. Угол наклона кривой безразличия в данной точке показывает норму, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Данное соотношение характеризуется предельной нормой замещения;

        кривые безразличия не пересекаются. Один и тот же потребитель не может характеризовать один и тот же набор благ различными уровнями полезности. Следовательно, две кривые безразличия, представляющие различные уровни полезности, не могут пересечься;

        возможно построить кривую безразличия, проходящую через любой набор благ. Кривую безразличия можно построить для любой пары благ, приносящих определенный уровень полезности. Именно по этому принципу строится карта безразличия, дающая полную информацию о системе предпочтений потребителя.

       Выполнение  выше названных ограничений обуславливает  следующие свойства стандартных кривых безразличия:

  • Кривая безразличия является непрерывной функцией, а не набором дискретных точек.
  • Для любого заданного уровня полезности может быть проведена своя кривая безразличия, отражающая различные комбинации двух товаров, обеспечивающих потребителю одинаковый уровень удовлетворения.

       Кривые  безразличия описывающие поведение  одного потребителя никогда не пересекаются

       Построение и анализ этих кривых основывается на следующих допущениях, или аксиомах:

  1. Аксиома рациональности потребителя как экономического субъекта
  2. Аксиома непрерывности - Все товары можно непрерывно разбить на всё более мелкие единицы, так что размеры единиц, в которых продается товар, не сдерживают потребителей.
  3. Аксиома возможности выбора - Предполагает способность человека однозначно ответить на вопрос, какой из предложенных потребительских наборов, А или В, является для него более предпочтительным. При этом обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа: либо набор А предпочтительней набора В (А > B), либо набор B предпочтительней набора A (A < B), либо наборы A и B имеют одинаковую полезность для потребителя (A=B).
  4. Аксиома транзитивности -Согласно этой аксиоме для любых трех потребительских корзин (наборов) А, В и С, если потребитель предпочитает набор A в большей степени, чем набор B, и набор B в большей степени чем набор C, то он однозначно предпочитает потребительских набор A в большей степени, чем набор C. То есть если A > B и B > C значит A >C. 
    То же самое справедливо и для правила: если A = B и B = C, то A = C.
  5. Аксиома ненасыщенности -Для любого набора A всегда существует набор B, более предпочтительный для потребителя. Это означает, что у потребителя нет порога насыщения и он всегда предпочитает иметь большее количество товаров меньшему. При этом, если количество хотя бы одного из товаров, входящих в потребительскую корзину возрастет, уровень его удовлетворения увеличится.
  • Форма кривых безразличия и их наклон в данной точке определяется исключительно потребительскими предпочтениями.

       Для отдельных товаров в силу их специфических характеристик кривые безразличия могут иметь вид, отличный от стандартного. К данной группе товаров относятся все предметы и услуги, которые потребитель готов заменить один на другой в постоянном соотношении (например: отдельные группы товаров конкурирующих производителей).

       Кривые  безразличия отражают предпочтения потребителя, то есть его потребности. Помимо этого при анализе потребительского выбора следует принимать во внимание его возможности, т.е. бюджетное ограничение. 
Бюджетное ограничение характеризует реальную покупательную способность потребителя (I) с учетом величины и соотношения цен покупаемых товаров. Графически бюджетное ограничение выражается в виде бюджетной линии – отрезка прямой, все точки на которой показывают комбинации благ, которые потребитель в состоянии приобрести при данных ценах при полном расходовании его дохода. Угол наклона бюджетной линии (tg ) определяется обратным отношением цен товаров PF/PC (График 5)

       Наиболее  часто термин «бюджетное ограничение» используется в теории потребления  и означает, что денежные расходы  экономического агента на все приобретаемые  им товары не могут превышать его  денежного дохода, т. е. выходить за пределы бюджетной линии, называемой иначе линией цен или линией возможностей потребления. Линия бюджетного ограничения (бюджетная линия) - это прямая, точки которой показывают наборы благ, при которых имеющийся доход реализуется полностью. При положительной предельной полезности благ потребитель всегда выбирает набор, изображаемый одной их точек этой линии, иначе оставалась бы неизрасходованной часть денег, на которые можно было бы купить дополнительные товары, повысив свое благосостояние. Линия бюджетного ограничения может быть и более сложной: составной, ломаной, выпуклой - в зависимости от условий, определяющих возможность потребителя покупать данный товар. Например, ломаная бюджетная линия возникает, если в бюджетное ограничение включается такое условие, как ограничение не только по денежным ресурсам, но и по времени.

       Изменение дохода вызывает сдвиг бюджетной  линии вправо–вверх при росте  дохода I и влево–вниз при его  снижении. Изменение цены одного из благ потребительской корзины меняет соотношение цен товаров, а, следовательно, и угол наклона бюджетной линии. 

       График 5

       PF*F – затраты на питание;

       PC*C – затраты на одежду.

       Максимальные  комбинации продуктов, которые потребитель может купить, лежит на прямой: PF*F + PC*C = I

       Выбор между покупкой продукта и расходами  на все другие блага характеризуется  формулой расширенного бюджетного ограничения:

       I = PXQX + å PYi*QYi , где I – располагаемый доход;

       PXQX – расходы на товар Х

       å PYi*QYi – сумма расходов на все остальные  товары

       Однако  способность потребителя удовлетворять  свои вкусы и предпочтения, и, следовательно, тот спрос, который он предъявляет на рынке, зависит от имеющегося в его распоряжении дохода и от цен на соответствующие товары.

       Оба эти фактора в совокупности определяют область допустимых потребителю  потребительских наборов, или бюджетную  область. 

       Таким образом, можно утверждать, что бюджетное ограничение представляет собой:

        1) различные наборы товаров, которые могут быть куплены при данном размере дохода по средним рыночным ценам;

       2) в теории потребления - точка  на кривой бюджетного ограничения  конкретного человека, лежащая одновременно  на самой высокой из кривых  безразличия, представляющая собой точку максимизации полезности;

       3) финансовые ограничения на расходование  денежных средств из бюджета,  выражающиеся в форме предельно  допустимых расходов. Финансовые  ограничения обусловлены наличием  ограниченного количества денежных  средств в бюджете («денежной сумке») государства, региона, предприятия, семьи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

    Потребительское поведение проявляет себя не только как экономический, но и социально-психологический  феномен, демонстрирующий, с одной  стороны, возрастающую индивидуализацию потребностей, динамизм их развития, прогрессивный характер спроса на одних рынках, а, с другой стороны, негативные сдвиги в уровне жизни и покупательной способности части населения и стагнирующий характер спроса на других рынках.

    Учет  этих особенностей через выявление  тенденций развития потребительских  предпочтений, закономерностей потребительского выбора и направлений его адаптации, увеличивает спектр возможностей для  прогнозирования потребительского выбора домашних хозяйств, а также использования потребительского потенциала.

      Экономическая наука уделяла  и уделяет большое внимание  проблеме потребительского поведения.

      В экономической науке сохраняют  свое значение выводы и положения  теории потребительского поведения,  разрабатывавшиеся в рамках классического и неоклассического подходов (А.Маршалл, В.Парето, Дж.Хикс, П.Самуэльсон и др.), а также в кейнсианском и посткейнсианском направлениях, в русле институциональных и неоинституциональных теорий (Т.Веблен, Р.Коуз, П.Бурдье, Т.Эггертссон).

      Целью работы, исходя из актуальности  темы, является изучение основных подходов к пониманию сути и принципов общественного потребительского выбора.

    Для достижения этой цели в процессе выполнения данного курсового проекта и  был рассмотрен ряд аспектов, таких как принципы (правила) рационального поведения потребителя, равновесие потребителя, концепцию полезности и потребительский выбор, максимизация полезности, эффект дохода и эффект замещения, потребительские предпочтения, кривые безразличия и бюджетные ограничения. 
 
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список источников  и используемой литературы 

  1. Валиков В. В. общая Микроэкономика. Н. 1999.
  2. Войтов А. Экономика. Общий курс. М. 1999.
  3. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов. М.:ЮНИТИ, 1997
  4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 2002.
  5. Емцов Р. Г., Лукин М. Ю. Микроэкономика. М.: Издательство «ДИС», 1999.
  6. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – Петербург: АО «Коруна», АОЗТ «Литера Плюс», 1994.
  7. Мэикью И.Г. Макроэкономика. Микроэкономика. М.,1994.
  8. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2001.
  9. Сажина М.А.. Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. М. 1997.
  10. Стенлейк Дж.Ф. Экономикс.-М., 1994.
  11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 2001.
  12. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. М.: Финансы и статистика, 1992.
  13. Экономика: учебник (под ред. А.С.Булатова) М., 1996.
  14. Экономика: учебник (под ред. Архипова) М., 1998.

Информация о работе Принципы (правила) рационального поведения потребителя