Принципы (правила) рационального поведения потребителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Размеры, структура и динамика спроса потребителя в условиях ограниченного бюджета в микроэкономике исследуется теорией потребительского поведения, основанной на маржинализме. Ее исходными принципами является признание, во-первых, экономического суверенитета потребителя (т. е. возможности влиять на предложение товаров через спрос) и, во-вторых, рациональности поведения потребителя, если он получает максимум полезности при ограниченном доходе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… …3
Принципы (правила) рационального поведения потребителя………….…..5
Равновесие потребителя…………………………………………………………13
Кривые безразличия и бюджетные ограничения……………………………..25
Заключение………………………………………………………………………….35
Список источников и используемой литературы……

Работа содержит 1 файл

МЭВ12microecon.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

      За  исключением товаров Гиффена, для  всей товарной массы действует общее  правило, согласно которому потребление товара и соответственно спрос на него падают, если цены на него увеличиваются, и увеличивается, если цены падают.

      Следует заметить, что эти два понятия (эффект дохода и эффект замещения) существуют не раздельно, а действуют  в экономике совместно. Как известно, все блага на рынке могут быть ранжированы по степени качественности: нормальные, низкокачественные и товары Гиффена. Это когда потребляются нормальные товары, оба эффекта действуют в одном направлении, а потребитель по мере роста дохода увеличивает спрос на них. Каждый этап в снижении уровня рыночных цен вызывает все больший и больший спрос. Когда падают цены на рынке низкокачественных товаров, эффект дохода действует в обратном направлении от эффекта замещения. С одной стороны спрос на уцененный товар теоретически начинает возрастать. В то же время, когда цены снижаются, а доход остается неизменным, возникает эффект богатства, в результате чего потребители начнут отдавать предпочтение более дорогим товарам. Для товаров Гиффена эффект дохода перевешивает эффект замещения. Иными словами, когда начинают расти цены на товары первой необходимости во время дефицита, спрос на них не то что остается неизменным, он планомерно и быстрыми темпами растет. Такая реакция потребителя объясняется тем, что товары Гиффена по сути удовлетворяют первичные потребности, и их потребление не уменьшается даже с ростом цены. Например, если картофель или хлеб начинают дорожать, люди все равно продолжают их покупать, а в условиях кризисности вообще начинается ажиотаж.

      Другими словами, при комбинации, дающей максимальное удовлетворение, предельные полезности на рубль, затраченный на последнюю  единицу каждого товара, равны  между собой

      Таким образом, следующее правило потребительского поведения состоит в том, чтобы каждая последующая единица денежных затрат на приобретение товара приносила одинаковую предельную полезность

      Эффект  дохода и эффект замещения впервые  исследовали Дж.Хикс и Е.Слуцкий, которые по-разному оценивали  их величину в общем эффекте. По Хиксу реальный доход можно считать неизменным, если при новом соотношении цен потребитель располагает доходом, который обеспечивает достижение прежнего уровня общей полезности. В трактовке Слуцкого неизменность реального дохода означает возможность при новом соотношении цен приобрести набор благ, соответствующий рациональному выбору при старом соотношении цен.

      Эффект  дохода и эффект замещения  по Дж.Хиксу

        
Линия бюджетного ограничения (1) соответствует  первоначальным ценам благ и доходу покупателя. Потребительский выбор  при ней находится в точке  А и обеспечивает общую полезность U1. При снижении цены товара Х бюджетная  линия примет вид (2), а рациональный выбор переместится в точку С на кривой безразличия U2. Эффекты замещения и дохода показаны с помощью фиктивной линии бюджетного ограничения (3), наклон которой соответствует новому соотношению цен, но реальный располагаемый доход позволяет достичь лишь прежнего уровня благосостояния U1 в точке В, то есть остается неизменным. Таким образом, перемещение из точки А в точку В показывает эффект замещения, вызванный изменением соотношения цен, а перемещение из точки В в точку С является результатом роста реального дохода.

      Эффект  дохода и эффект замещения  по Е.Слуцкому

        
Первоначальная бюджетная линия (1) обеспечивает максимальный уровень  полезности U1 в точке А . При снижении цены товара Х новая бюджетная линия (3) позволит переместить рациональный потребительский выбор в точку С на кривой безразличия U3. Фиктивная бюджетная линия (2), показывающая величину эффектов замены и дохода, наклон которой соответствует новому соотношению цен, проведена через точку прежнего рационального выбора. Она характеризует доход, необходимый для обеспечения прежнего благосостояния при новых ценах. При неизменном реальном доходе и новом соотношении цен можно достичь большего благосостояния U2, приобретя набор В. Следовательно, перемещение из точки А в точку В характеризует эффект замещения, а из точки В в точку С – показывает эффект роста реального дохода.

      Сравнив два подхода к  решению проблемы, можно сделать  следующие выводы.

      1. линия Слуцкого всегда выше линии Хикса, так как первая является секущей к исходной кривой безразличия, а вторая - касательной к ней. Поэтому эффект замещения по Слуцкому всегда больше эффекта замещения по Хиксу, а эффект дохода по Слуцкому всегда меньше эффекта дохода по Хиксу;

      2. метод Хикса в большей мере  соответствует основным положениям  порядковой теории полезности, предполагает  знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как  метод Слуцкого этого не требует  и позволяет дать количественное  решение задачи на основе наблюдаемых и регистрируемых фактов поведения потребителя на рынке

      Таким образом, определить поведение потребителя  на рынке можно, используя теорию предельной полезности и метод кривых безразличия

      Потребительские предпочтения - способ, которым потребители, делающие покупки на свободном рынке, распределяют свои совокупные расходы на покупку товаров/услуг.

      Как можно описать потребительские  предпочтения приемлемым образом, если учесть, что существует огромное число товаров и услуг, предоставляемых промышленно развитым хозяйством, и большое разнообразие личных вкусов? Лучше всего сначала рассмотреть эти предпочтения в плане сравнения ассортиментного набора потребительских товаров и услуг. Такой набор включает один или несколько предметов потребления. Например, он может содержать различные продукты питания или сочетать продукты питания, одежду и топливо, которые потребитель покупает каждый месяц.

      В таблице 1 приведено несколько ассортиментных наборов потребительских товаров, состоящих из различного количества продуктов питания и одежды, которые покупаются ежемесячно. Например, набор А состоит из 20 видов продуктов питания и 30 видов одежды, набор В — из 10 видов продуктов и 55 видов одежды и т. д. Попросив потребителей сравнить эти наборы, мы можем описать их предпочтения для продовольствия и одежды.

      Ассортиментные наборы товаров       Количество  видов продуктов питания       Количество  видов одежды
      А       20       30
      В       10       55
      С       40       20
      D       30       45
      E       10       20
              10       45

      Таблица 1 Альтернативные ассортиментные наборы потребительских товаров

      Теория  поведения потребителей начинается с трех основных предположений, касающихся предпочтения потребителями определенного набора потребительских товаров и услуг по отношению к другому. Эти предположения остаются в силе для большинства людей в большинстве ситуаций

      Первое  предположение заключается в  том, что предпочтения уже сформировались. Это означает, что потребители могут сравнить и классифицировать все наборы потребительских товаров и услуг. Другими словами, из двух наборов А и В потребитель предпочтет А вместо В, или В вместо А, или будет одинаково удовлетворен обоими. Отметим, что эти предпочтения игнорируют стоимость. Потребитель может предпочитать бифштекс гамбургеру, но купит все-таки гамбургер, потому что он дешевле.

      Вторым важным предположением является то, что предпочтения транзитивны. Транзитивность означает, что если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то потребитель предпочтет также набор А набору С. Например, если товар 1предпочтительнее товара 2, а товар 2 предпочтительнее товара 3, то товар 1 также предпочтительнее товара 3. Данное предположение о транзитивности гарантирует рациональность (согласованность) предпочтений.

      Третье  предположение гласит, что все  товары «хороши» (т. е. желательны), и, оставив в стороне стоимость, потребители всегда предпочитают большее количество любого товара меньшему. Это предположение сделано в учебных целях — оно упрощает графический анализ. Конечно, некоторые производимые товары, нежелательны, и потребители будут их при возможности избегать. Мы исключаем эти нежелательные элементы из контекста потребительского выбора, потому что большая часть потребителей не станет покупать такие товары.

      Эти три предположения образуют основу модели теории потребления. Они не объясняют потребительских предпочтений — они лишь описывают их. 
 
 
 
 
 

4. Кривые безразличия

       Можно представить потребительские предпочтения графически, используя кривые безразличия. Кривая безразличия представляет собой совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей. Следовательно, потребитель безразличен к выбору наборов, представленных точками на кривой.

       Кривые безразличия — представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей (или если пользоваться терминологией кардиналистского направления, одинаковую полезность).

       Форма кривой безразличия отдельного потребителя  определяется исключительно его  вкусами и предпочтениями и не зависит от доходов или цен  на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия. Кривая безразличия является графическим отображением набора безразличия. Кривая безразличия — совокупность наборов благ, обеспечивающих потребителю равный объем удовлетворения потребностей, т. е. приносящих ему одинаковую полезность. Взяв другие возможные сочетания благ, соответствующие различным величинам совокупной полезности, можно составить карту безразличия. Карта безразличия — совокупность кривых безразличия, соответствующих различным уровням полезности для одного потребителя и одной пары благ. Вкусы и предпочтения потребителя представляются картой кривых безразличия. Каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, предполагает относительно большую величину полезности.

       Карта безразличия потребителя показывает его субъективное отношение к тому или иному набору товаров

       Предположим, что потребитель имеет набор  благ, состоящий из X и Y. Все соотношения количеств этих благ для него равноценны, потребителю безразлично, какой набор выбрать. Следовательно, эти товары принадлежат к набору безразличия. Набор безразличия — набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью и поэтому не имеет предпочтения перед другими. 

          

       Любая кривая безразличия представляет одинаковую совокупную полезность различных благ для потребителя. Кривая безразличия (U) состоит из точек, символизирующих наборы товаров Х и Y. Совокупные полезности всех наборов, представленные точками на этой кривой одинаковы, т. е. потребителю безразлично, какую именно комбинацию товаров Х и Y он приобретет. Переходя от точки А к точке В, потребитель сокращает потребление блага Y на ΔY и наращивает потребление товара X на ΔХ, но общий уровень удовлетворения потребителя (совокупная полезность) остается неизменным (График 4).

       

          График 4   

       Зона  замещения (субституции) — участок кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага другим.

       Взаимная  замена благ X и Y возможна только в пределах отрезка АВ (зоне замены). Количество блага Х1 представляет минимально необходимое количество потребления блага X, от которого потребитель не может отказаться, как бы много товара Y ни предлагалось взамен. Аналогично Y1 — минимально необходимое количество потребления блага Y. Предельная норма замещения — норма, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Предельная норма замещения — количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого блага. Предельная норма замещения рассчитывается следующим образом:

       

       где MRS — предельная норма замещения; Qx — количество товара X; QY — количество товара Y.

       Люди  идут на компромиссы, когда делают выбор  между двумя, тремя или большим числом товаров, и кривые безразличия могут помочь прояснить такие компромиссы . Предельная норма замещения всегда отрицательная величина, так как прирост потребления одного блага происходит за счет сокращения потребления другого. Предельная норма замещения уменьшается при движении вдоль кривой безразличия — получая в свое распоряжение все большее количество данного блага и наращивая его потребление, покупатель в обмен готов отказаться от все меньшего количества другого блага, которое становится все более дефицитным. У потребителя, желающего остаться на той же кривой безразличия, прирост полезности от наращивания потребления блага X должен быть равен потере полезности от сокращения потребления товара Y. Таким образом, предельная норма замещения блага X благом Y может рассматриваться как отношение предельной полезности блага X к предельной полезности блага Y:

Информация о работе Принципы (правила) рационального поведения потребителя