Принципы (правила) рационального поведения потребителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Размеры, структура и динамика спроса потребителя в условиях ограниченного бюджета в микроэкономике исследуется теорией потребительского поведения, основанной на маржинализме. Ее исходными принципами является признание, во-первых, экономического суверенитета потребителя (т. е. возможности влиять на предложение товаров через спрос) и, во-вторых, рациональности поведения потребителя, если он получает максимум полезности при ограниченном доходе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… …3
Принципы (правила) рационального поведения потребителя………….…..5
Равновесие потребителя…………………………………………………………13
Кривые безразличия и бюджетные ограничения……………………………..25
Заключение………………………………………………………………………….35
Список источников и используемой литературы……

Работа содержит 1 файл

МЭВ12microecon.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство связи

Сибирский Государственный  Университет Телекоммуникаций и  Информатики

Межрегиональный центр переподготовки специалистов      
 
 
 
 
 

Курсовая  работа  

По дисциплине: Микроэкономика      
 
 
 
 

Выполнил: Чекмарев И.А.

Группа: МЭВ12

Вариант:2  

Проверил: Пожидаева Л.Б.     
 
 

Новосибирск, 2011 г

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………  …3
  2. Принципы (правила) рационального поведения потребителя………….…..5
  3. Равновесие потребителя…………………………………………………………13
  4. Кривые безразличия и бюджетные ограничения……………………………..25
  5. Заключение………………………………………………………………………….35
  6. Список источников и используемой литературы…………………………… ..37
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение

       Размеры, структура и динамика спроса потребителя  в условиях ограниченного бюджета  в микроэкономике исследуется теорией потребительского поведения, основанной на маржинализме. Ее исходными принципами является признание, во-первых, экономического суверенитета потребителя (т. е. возможности влиять на предложение товаров через спрос) и, во-вторых, рациональности поведения потребителя, если он получает максимум полезности при ограниченном доходе. Для того чтобы выявить внутреннее содержание потребительского поведения, необходимо дать определение понятию потребления в общем. Согласно словарю потребление – это непрерывно следующие один за другим процессы получения продукта (услуги, работы) и будущее его использование в своих целях.

       Поведение потребителей – понятие широкое  и включает в себя не только процесс  покупки продукта (услуги, работы), но и также поведение потребителей до покупки и после ее осуществления. Рассматривая поведение потребителей до покупки, работники организации, изучающие товар и рынок его сбыта, рассматривают причины, которые могут повлиять на решение купить данный товар или отказаться от его приобретения. На результат выбора могут повлиять семья, группа, которая для индивида является неким стандартом, т. е. референтная группа. При покупке рассматривают реакцию потребителей, изучают, каким образом потребитель будет делать покупку. Анализируя поведение потребителей после совершения ими покупки, изучают степень удовлетворенности потребителя покупкой, вероятность повторной покупки и другие процессы. В поведение потребителей входят также действия по избавлению от товара. Содержательной основой поведения потребителей, по мнению специалистов по потребительскому поведению Д. Хокинса и Р. Беста, являются процесс принятия решения о покупке и то, какие условия и факторы влияют на это решение. Они считают, что, если изучить все эти факторы и условия, можно научиться управлять этим поведением. Специалисты отмечают, что условия и факторы, влияющие на принятие решения о покупке, можно разделить на внешние и внутренние (со стороны потребителя). В качестве внутренних факторов выступают особенности восприятия, характеристики индивида как потребителя, способность к обучению, запоминанию, потребности, побуждающие действия и установки клиента, а также его эмоциональное состояние. Внешние факторы также многосторонни и отличны друг от друга. Это и оказание воздействия со стороны референтных групп на потребителя, и состояние политической и экономической обстановки в стране на данный период, и показатели демографической политики. Имидж, стиль жизни и статус нередко оказывают на потребителя наибольшее влияние. Задачей исследования поведения потребителей является выяснение факторов, влияющих на процесс принятия решения в наибольшей степени.

    Для лучшего продвижения товаров на рынке необходимо тщательное изучение данного рынка, а также факторов, влияющих на поведение покупателей. С этой целью в науке был создан ряд понятий и принципов, таких как потребительский рынок, покупательское поведение, сегментирование рынка, позиционирование товара и др. Целью данного курсового проекта является изучение вышеназванных категорий, а также анализ экономического состояния хозяйства и его рынков сбыта. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Принципы (правила) рационального поведения потребителя

       Потребитель появляется на рынке с целью приобрести товары, необходимые для удовлетворения его многочисленных потребностей. Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений.

       На  рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров  и услуг, из которых он должен сформировать свою «потребительскую корзину», т.е. набор  товаров, который обладает для него определенной полезностью. Это первое правило потребительского поведения.  

       Потребительская корзина (или вектор потребления) —  это совокупность товаров и услуг, выбранных покупателем и обладающая для потребителя определенным качеством.  

       Записывается  потребительская корзина как 

       Q=(Qt,Q2, Qi- Ся), 

       где Q — количество товара (Q, > 0); я — число товаров в экономике (п > 0). 

       Потребительская корзина является основой для  расчета минимального потребительского бюджета, тогда под ней понимается не только набор товаров и услуг, объективно необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека, но и оценка этого набора в действующих ценах. В этом случае формула потребительской корзины приобретает следующий вид: 

       Q = б,Р, + Q2P2 + Qf, + ... QnPn, где Р — цена  товара (Р} > 0) 

       Полезность, являющаяся целью потребления, представляет собой свойство экономических благ удовлетворять потребности, приносить удовольствие, удовлетворение от потребления. 

       В экономической теории различают  общую и предельную полезность. 

       Общая полезность (TU) - есть совокупное удовлетворение, получаемое в результате потребления данного количества товара или услуг за данное время.

       С ростом количества блага, которым располагает  потребитель, растет общая полезность, но при этом темп увеличения общей  полезности замедляется (График 1). Если благо, удовлетворяющее потребность в еде (т.е. пищу), разделить на три части, первую часть условно обозначить 10 ед., то при добавлении второй части полезность увеличится до 18, на не до 20 ед., так как интенсивность удовлетворения потребности уменьшается (ведь 10 ед. уже потреблены и чувство голода уже не такое острое). После третьей части полезность увеличится уже до 24 ед. и т.д. Добавление последующих частей в конечном итоге приведет к достижению определенного пика, после которого общая полезность начнет убывать.

       

           График 1

       По  горизонтали откладываем количество блага, по вертикали — общую полезность блага. Точка max показывает пик насыщения  потребности.

       График  общей полезности показывает, что  если сначала общая полезность блага  растет, то после точки max она убывает

       Предельная полезность MU — это дополнительная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени.

       

       График 2

       Товар        полезность (TU)        предельная полезность (MU)
       1        10        10
       2        14        4
       3        16        2

       Кривая предельной полезности (График 2) показывает, что полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает, поскольку растет степень удовлетворения потребителей. Если предельная полезность равна нулю, следовательно, данное благо существует в количестве, которое может полностью удовлетворить данную потребность.

       Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного  товара как известно как название закона убывающей предельной полезности.

       Математически закон убывания предельной полезности означает, что вторая производная общей полезности по количеству данного блага является отрицательной величиной:

       Чем больше потребление блага, тем меньше прирост полезности, получаемый от единичного приращения потребления этого блага (Если последовательное потребление какого-либо блага постепенно приводит человека к состоянию насыщения, то дополнительная полезность от использования одной дополнительной единицы данного блага начинает сокращаться). Это первый закон Госсена.

       Суть  первого закона Госсена в том, что предельная полезность каждой следующей  единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы.

       В современных условиях при измерении  полезности благ маржиналисты разделились  на кардиналистов, отстаивающих идею о  возможности количественного измерения  абсолютных величин предельной полезности, и ординалистов, отрицающих возможность  и необходимость измерения абсолютных величин предельной полезности. 

       Кардиналисты, пытаясь вычислить предельную полезность, вводят условную единицу — ютиль (от англ, utility — полезность), с помощью  которой определяют степень удовлетворения потребности. Совокупную полезность любого количества блага определяют путем суммирования показателей предельной полезности.  Если каждая последующая единица блага обладает все меньшей и меньшей предельной, или добавочной, полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы блага лишь при условии снижения их цены. Закон убывающей предельной полезности позволяет обосновать закон падающего спроса (нисходящую кривую спроса), а также объяснить, как следует покупателю распределить свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые он может купить. Приобретая одни товары, потребители жертвуют потреблением других. Поэтому выбор потребителя в условиях рыночной экономики всегда связана, не только с оценкой полезности потребляемых благ, но и с сопоставлением цен альтернативных товаров. Изменение цены изменяет и потребительский выбор, так как изменяется реальный доход потребителя и альтернативная стоимость данного блага. 

       Потребительский выбор — это выбор, максимизирующий  функцию полезности рационального  потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежные доходы). 

  • Максимизация полезности заключается в том, что потребитель с определенными ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, который одинаково полно удовлетворяет имеющиеся потребности, т.е. не существует потребности, удовлетворенной больше или меньше, чем другие. заключается в том, что потребитель с определенными ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, который полно удовлетворяет имеющиеся потребности, т.е. не существует потребности, удовлетворяющей больше или меньше, чем другие. во-первых, полностью расходует свой доход на приобретение товаров и на накопление (максимизация полезности не означает, что потребитель должен обязательно израсходовать все свои деньги, сбережения также обладают полезностью и служат стимулом для будущего потребления); во-вторых, так организовывает свои покупки, чтобы получить одинаковое удовлетворение от денежных средств, направленных на приобретение каждого товара (включая сбережения)

       Абстрактность предшествующих рассуждений может вызвать вопрос: а, в какой степени представленная модель полезности позволяет объяснять и прогнозировать реальное поведение потребителей?

       Когда реальный человек отправляется за покупками, он обычно сознательно или бессознательно задумывается, а стоит ли товар своей цены. Если ответ положительный, потребитель купит товар, если только ему позволяют средства. Если ответ отрицательный, то потребитель не купит товар и отправиться в другой магазин. Если перевести этот процесс на язык теории полезности, то получится сопоставление предельной полезности (MU/руб.) товара с аналогичным показателем другого товара и с предельной полезностью дохода.

       Предельная полезность дохода — это величина, которая показывает на сколько единиц полезности увеличиться совокупная полезность потребителя, если его доход возрастает на 1 руб.

       Далее можно ожидать, что потребитель  перераспределит свои расходы между  конкурирующими товарами, если сочтет, что так лучше (т.е. если это увеличивает  его совокупную полезность, TU) — и будет тратить деньги до тех пор, пока получаемое от покупок дополнительное удовлетворение (MU/руб) не превысит удовлетворение от сбережения денег.

       Таким образом, модель полезности может быть использована для объяснения потребительского поведения и предсказания вероятной реакции на изменение цен.

       Вместе с тем существую факторы препятствующие потребителям извлекать максимальную полезность из своих доходов:

  • недостаток точной информации о ценах, взимаемых разными продавцами, и качестве товара;
  • ошибочное использование цены в роли индикатора качества;
  • покупки импульсивные, по привычке, из любопытства;
  • покупки под влиянием внешних эффектов (реклама, репутация торговой марки).

       Допуская  существование всех этих факторов, оказывающих реальное воздействие на процесс принятия решений потребителем, зададимся вопросом, следует ли из этого, что потребители часто "нерациональны" и мало заинтересованы, либо не способны к обдуманной максимизации полезности. Если в момент принятия решения о покупке, действия потребителя оказываются лучшими, с точки зрения получения наибольшего удовлетворения от дохода, то можно считать, что потребитель пытается максимизировать полезность. И, конечно же, если бы потребитель знал, как израсходовать свои деньги, чтобы получить еще большее удовлетворение, он несомненно сделал бы это. Всего этого достаточно, чтобы считать модель полезности достоверной.  

Информация о работе Принципы (правила) рационального поведения потребителя