Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:04, реферат
1. Модель рынка совершенной конкуренции основана на допущении, что в ее рамках отсутствует конкуренция между продавцами и покупателями в традиционном смысле этого слова. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что каждое предприятие может продать по данной рыночной цене столько продукции, столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель. Модель совершенной конкуренции основана на некоторых допущениях.
Понятие совершенной конкуренции, ее характерные черты. Определение цены и объема производства. Два подхода к их определению.
Случай минимизации убытков в краткосрочном периоде, случай закрытия.
Предприятие и отрасль: цена равновесия. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде.
Предложение отрасли с постоянными и возрастающими издержками.
Экономическая эффективность совершенной конкуренции.
Монополист
будет максимизировать прибыль, влияя
или на объем производства или на цену,
в отличие от совершенно конкурентного
продавца, который регулировал только
объем производства. В условиях сравнения
TR с TC прибыль будет максимальной на участке
наибольшей разницы между этими двум величинами.
В условиях чистой монополии монополист максимизирует прибыль, производя объем продукции, при котором MR=MC, в этом случае прибыль составляет на единицу продукции Pa, а совокупные прибыли составляют белый прямоугольник. Дело в том, что монополист стремится к максимуму не прибыли на единицу продукции, а к максимуму совокупной прибыли. Так, на графике видно, что точка, соответствующая Pa приносит больше прибыли на единицу, потому что ей соответствует больший объем, однако монополист будет придерживаться меньшего объема, потому что дополнительные продажи компенсируют меньшую прибыль на единицу.
2. Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Допущения, лежащие в основе модели монополистической конкуренции, представляют некоторую смесь допущений, принимаемых для совершенной конкуренции и монополии.
- сравнительно свободный вход и выход на рынок, и уход с него;
- наличие множества продавцов и покупателей;
- совершенная информированность тех и других об условиях рынка;
-
продаваемая продукция
Фирм будет максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, который обозначен пересечением кривых предельных издержек и предельного дохода. Но может сложиться и мене благоприятная ситуация с издержками и спросом, ставящая фирму в условиях монополистической конкуренции в положении, при котором она несет убытки в краткосрочном периоде. В краткосрочном периоде фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции. Может либо получить экономическую прибыль, либо столкнуться с убытками. В долгосрочном периоде существует тенденция к получению нормальной прибыли
Экономические прибыли побудят новые фирмы вступить в отрасль, в итоге в ходе конкуренции они будут ликвидированы. Убытки вызовут массовый отток фирм из отрасли до тех пор, пока нормальные прибыли не восстановятся. Таким образом, если цена просто покрывает издержки на единицу продукции при объеме производства, для которого MR=MC, в долгосрочном периоде достигается положение равновесия.
3. Слово олигополия
взято из греческого языка
и введено в английскую
- продукция может быть или однородной или дифференцированной;
- немногочисленность продавцов;
возможность входа в отрасль варьируют в широких проделах, от полностью блокированного входа до совершенно свободного.
Концентрацию рынка и степень власти над ценой в условиях олигополии можно измерить с помощью индекса Герфиндаля (Н). При расчете индекса Герфиндаля-Хиршмана рыночных доли могут измеряться как в десятичных дробях, так и в процентах. Его значения лежат между нулем и единицей, при расчете в десятичных дробях, и между 1 и 10000 при расчете в процентах. Построение этого индекса предполагает предварительную оценку доли фирмы на рынке, т.е. доли в общем объеме продаж отрасли (в процентах), обозначаемую символом S. Например, если одна из фирм поставляет на рынок 50% всего отраслевого объема продаж, то ее S=50%. Далее необходимо определить, сколько всего фирм в отрасли (от 1 до n). И показатель каждой фирмы возводится в квадрат и все показатели суммируются:
в случае чистой монополии индекс Герфиндаля будет равен 10000, если в отрасли две фирмы-олигополисты, то H = 5000. В случае совершенной конкуренции индекс Герфиндаля равен 100.
Еще одним
индексом, применяемом для оценки
степени концентрации и
где pi=q1/Q обозначает долю выпуска I –го производителя (qi) в совокупном объеме производства отрасли i=1,…n; n – общее количество фирм в отрасли, k- число лидирующих фирм, учитываемых при расчете индекса, как правило равное трем, четыре, шести и восьми индекс концентрации лежит в пределах от нуля до единицы и позволяет определять тип рыночной структуры в отраслях экономики страны. Чем выше его значение, тем сильнее тенденции к монополизации данной отрасли и тем ниже конкурентные преимущества фирм-аутсайдеров, не учитываемых при расчете данного индекса. Для агрегированных отраслей промышленности России типичны следующие значения данного индекса. Выделяют четыре укрупненные группы рыночных структур: чистую монополию pi=100%; доминирующую фирму или группу фирм (50%<pi<90%); ограниченную олигополию со стабильным рыночными долями (CRk<60%) и эффективную конкуренцию, куда входит расширенная олигополия, монополистическая конкуренция, а также совершенная конкуренция (CRk<40%).
4. Существует
достаточное количество теорий,
определяющих поведение
Сейчас
же остановимся на ценообразовании
олигополии, не основанной на тайном сговоре.
Важно подчеркнуть, что в случае олигополии
конкуренция носит неценовой характер.
Неценовая конкуренция основана на привлечении
потребителя не с помощью снижения цены,
а за счет других факторов: улучшения качества
товаров, рекламы, послепродажного технического
обслуживания и т.п. каждый олигполист
учитывает, что снижение его цены вызовет
ответную реакцию других олигополистов.
Поэтому возросший вследствие пониженной
цены спрос распределится между всеми
фирмами, и фирме, которая первой понизила
цену достанется лишь часть возросшего
спроса. Другое дело, если фирма повысит
цену, в данном случае олигополисты могут
не последовать примеру, и чаще так и происходит,
поэтому спрос на ее продукцию сократится
значительно более резко, чем это произошло
бы в случае общего повышения цен.
Характер
кривых спроса и предельного дохода
олигополиста, не участвующего в тайном
сговоре будет зависеть от того,
станут ли его конкуренты выравнивать
свои цены по его ценам (D1D1
и MR1 MR1) или игнорировать любые
изменения текущей цены. Игнорирование
увеличения цены и следование снижению
приводит к тому, что кривая спроса имеет
ломаный вид (D2PD1) и кривая
предельного дохода имеет вертикальный
разрыв. Этот разрыв происходит из-за резких
различий в эластичности спроса выше и
ниже точки текущей цены. Данная модель
предложена американским экономистом
Полом Суизи.
СОВЕРШЕННО КОНКУРЕНТНОЙ
ФИРМЫ
При P = const TR = PQ AR = TR / Q = PQ / Q = P
= -
ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ
СОВЕРШЕННО КОНКУРЕНТНОГО
РЫНКА
МОДЕЛЬ МОНОПОЛИИ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ АБСОЛЮТНОЙ
МОНОПОЛИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИИ
ФАКТОРЫ ОГРАНИЧЕНИЯ
МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Информация о работе Предприятие в условиях совершенной конкуренции