Предприятие в условиях совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:04, реферат

Описание работы

1. Модель рынка совершенной конкуренции основана на допущении, что в ее рамках отсутствует конкуренция между продавцами и покупателями в традиционном смысле этого слова. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что каждое предприятие может продать по данной рыночной цене столько продукции, столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель. Модель совершенной конкуренции основана на некоторых допущениях.

Содержание

Понятие совершенной конкуренции, ее характерные черты. Определение цены и объема производства. Два подхода к их определению.
Случай минимизации убытков в краткосрочном периоде, случай закрытия.
Предприятие и отрасль: цена равновесия. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде.
Предложение отрасли с постоянными и возрастающими издержками.
Экономическая эффективность совершенной конкуренции.

Работа содержит 1 файл

Economy2.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

  Предприятие в условиях совершенной  конкуренции. 

  1. Понятие совершенной конкуренции, ее характерные черты. Определение цены и объема производства. Два подхода к их определению.
  2. Случай минимизации убытков в краткосрочном периоде, случай закрытия.
  3. Предприятие и отрасль: цена равновесия. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде.
  4. Предложение отрасли с постоянными и возрастающими издержками.
  5. Экономическая эффективность совершенной конкуренции.
 

1. Модель рынка совершенной конкуренции основана на допущении, что в ее рамках отсутствует конкуренция между продавцами и покупателями в традиционном смысле этого слова. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что каждое предприятие может продать по данной рыночной цене столько продукции, столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень цены  не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель. Модель совершенной конкуренции основана на некоторых допущениях.

       - однородность продукции. Это  означает, что все единицы продукции  абсолютно одинаковы и у покупателей нет возможности  распознать, кем именно произведена та или иная ее единица. Совокупность всех предприятий, производящих однородный продукт, образует отрасль. Таким образом, можно отметить, анонимность продавцов вместе с анонимностью покупателей делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным.

- малость  и множественность. Это означает, что малость субъектов рынка  означает, что объемы спроса и  предложения ничтожно малы относительно  масштабов рынка. Малость и  множественность субъектов рынка предполагает отсутствие формальных или неформальных соглашений между ними с целью приобретения монопольных преимуществ. Допущения об однородности продукции, множественности, их малости являются основанием для следующего важного предположения. В условиях совершенной конкуренции каждый отдельный производитель является ценополучателем: т. е. кривая спроса на его продукцию бесконечно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси абсцисс, продавце может продать любой объем продукции по существующей рыночной цене. Поскольку в таком случае общая выручка TR растет пропорционально увеличению выпуска продукции, то средняя и предельная выручка от ее реализации равны и совпадают с ценой ( P=AR=TR). Потому кривая спроса в модели совершенной конкуренции является одновременно и линией среднего и предельного дохода.

- свобода  входа и выхода. Все продавцы  и покупатели обладают полной  свободой входа в отрасль и  выхода из нее. Точно так  же покупатели вольны, покупать товар в любом количестве и прекратить его закупки. Нет никаких легальных или финансовых барьеров на вход в отрасль. Свобода входа и выхода продавцов и покупателей предполагает также совершенную мобильность покупателей  и продавцов внутри рынка, отсутствие каких-либо форм прикрепления покупателей к продавцам.

- совершенная  информированность. Субъекты рынка  обладают совершенным знанием всех параметров рынка. Информация распространяется среди них мгновенно и ничего им не стоит.

      Нам уже знакомо понятие короткого  и длительного периода, отметим  особенности данной классификации в теории рынков. Мгновенным периодом называется столь короткий период, что выпуск каждого предприятия и количество предприятий в отрасли фиксировано.

Коротким  периодом называется такой период, в течение которого производственные мощности фиксированы, но выпуск может быть увеличен или снижен за счет изменения объема переменных факторов. Общее число предприятий в отрасли остается неизменным.

Длительным  периодом называют такой период, в  течение которого производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и затрат. Число предприятий в однородной отрасли в длительном периоде может меняться.

        В условиях совершенной конкуренции  предприятие является ценополучателем. Оно может максимизировать свою прибыль, лишь приспособив объем выпуска к условиям товарного рынка, с одной стороны, а с другой к обусловленным технологией собственным затратам. Но оно не может оказать влияние на цену.

      Существует  два основных подхода к определению  уровня производства, при котором фирма будет получать максимум прибыли. Первый включает сравнение валового дохода и валовых издержек, второй предельного дохода и предельных издержек. 

Случай  максимизации прибыли. По методу сравнения  TR c TC.  
 
 

 

Случай максимизации прибыли методом сравнения предельного дохода с предельными издержками. Фирма максимизирует прибыль, если МС превышают и валовые и средние издержки. Если внимательно посмотреть на график предельных издержек, то можно заметить, что фирма будет производить продукцию, начиная с точки пересечения кривой предельных издержек с кривой средних переменных издержек при соответствующей рыночной цене. Таким образом, отрезок кривой предельных издержек фирмы, который лежит выше  кривой ее средних переменных издержек является кривой предложения в краткосрочном периоде.

2. Если на рынке складывается неблагоприятная цена для получения максимимума прибыли, то фирма может минимизировать свои убытки или оставаясь в отралси и производя продукции дальше, или закрыть фирму совсем.  При использовании первого метода фирма будет минимизировать свои убытки производя такой объем продукции, при котором валовые издержки превышают валовой доход на минимальную величину. Однако, если нет производства, при котором валовой доход превышает переменные издержки, фирма будет минимизировать убытки в краткосрочном периоде путем закрытия.

      При использовании второго подхода, если цена превышает минимум AVC, но меньше, чем ATC, то фирма минимизирует убыток, оставаясь в отрасли. Если цена опускается ниже минимума AVC, конкурентная фирма будет минимизировать свои убытки путем закрытия. Не существует уровня производства, при котором фирма может производить  и получать убыток меньше, чем ее постоянные издержки.

3. То, что мы рассмотрели ранее, касалось кривых спроса и предложения отдельной фирмы или предприятия. Однако, как было сказано выше, в модели совершенной конкуренции существуют целые отралси, производящие однородный товар. Кривая спроса отдельной фирмы, как уже говорилось, представлена горизонтальной линией, которая совпадает с MR и P. Отраслевая кривая спроса представляет сумму кривых спроса отдельных фирм и носит обычный отрицательный характер. То же самое касается отраслевого предложения, которое также образуется как сумма кривых предложения отдельной фирмы.

Цена  продукта для отдельной фирмы  является величиной заданной, в то же время планы целой отрасли  по производству данного продукта является фактором изменения цены. Хотя каждая фирма не может воздействовать на цену, сумма кривых предложения всего множества фирм в отрасли составляет отраслевую кривую предложения. Таким образом, в условиях конкуренции цена равновесия является заданной величиной для отдельной фирмы и одновременно есть результат решений о производстве всех фирм, взятых как группа.

      Долгосрочный  период позволяет фирмам вносить  определенные изменения. Так, в этом периоде фирмы могут сократить или расширить производственные мощности, а также может быть увеличено или уменьшено число самих фирм в отралси. Рассмотрим, каким образом будет устанавливаться долговременное равновесие в отрасли.

Благоприятный сдвиг в спросе до D2 нарушит первоначальное равновесие и вызовет экономические прибыли. Но прибыли побудят новые фирмы войти в отрасль, увеличивая предложения до S2 и понижая цену продукта, пока экономические прибыли снова не станут нулевыми. Таким образом, после приспособлению к долгосрочному равновесию цена продукта будет в точности соответствовать каждой точке минимума средних валовых издержек, и производство придется на ту же точку. Этот вывод вытекает из двух основных фактов: 1) фирмы стремятся к прибылям и остерегаются убытков; 2) при конкуренции фирмы свободно вступают и покидают отрасль, что приводит к изменению цены на небольшой срок, а затем возвращает ее в исходное состояние.

4. Теперь рассмотрим предложение в долгосрочном периоде. В долгосрочном периоде, все отрасли рассматривались как группы с постоянными издержками. Это означает, что расширение отрасли за счет вхождения в нее новых фирм не окажет влияния на цены ресурсов или, следовательно, на издержки производства. Таким образом, можно сказать, что в долговременном периоде кривая предложения отрасли с постоянными издержками будет совершенно эластичной.  

 

     Поскольку вступление или массовый отток фирм не оказывает влияния на цены ресурсов, или на издержки на единицу продукции, увеличение спроса вызовет расширение отраслевого производства, но никакого изменения в цене не произойдет. То же самое и при сокращении спроса.

     Однако  отрасли с постоянными издержками большая редкость. Большинство отраслей является отраслями с возрастающими издержками при этом кривые их средних издержек сдвигаются вверх, по мере того как отрасль расширяется, и вниз, когда отрасль сужается. Когда отрасль использует значительную часть какого-либо ресурса, общий объем предложения, которого не просто увеличить, вступление новых фирм будет увеличивать спрос на ресурс и повысит цены на него. Именно это происходит в отраслях, где используются высокоспециализированные ресурсы, первоначальное предложение которых не может быть быстро увеличено. Результатом более высоких цен на ресурсы будут более высокие средние издержки фирм в отрасли в долговременном периоде.  

  Предприятие в условиях несовершенной конкуренции.  

  1. Несовершенная конкуренция и  ее виды. Характерные  черты чистой монополии.Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.
  2. Понятие и характерные черты монополистической конкуренции. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.
  3. Понятие и распространение олигополии.
  4. Теории олгиполии. Теория А.Курно. Модель П. Суизи «ломаной кривой спроса».
  5. Олигополия и экономическая эффективность.
 

    1.  Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции внесли такие экономисты, как Антуан Курно,  Эдвард Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс и др. Рынок несовершенной конкуренции представлен такими моделям рынка, как монополия(один продавец), монопсония (один покупатель), монополистическая конкуренция, олигополия и дуополия. В реальной действительности не существует чистой монополии, об этом можно говорить лишь с долей условности, поскольку не существует фирмы, производящей продукцию, которая не имеет субститутов. Совершенная конкуренция и чистая монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные ситуации на рынке.

          Модель  монополии основана на следующих  допущениях:

    - отсутствие  совершенных заменителей;

    -отсутствие  свободы входа на рынок;

    -одному  продавцу противостоит большое число покупателей;

    - совершенная  информированность. 

            Основная разница в поведении  совершенно конкурентного предприятия  и монополиста обусловлена разным  характером кривых спроса. Совершенно  конкурентная фирма может продать  столько, сколько захочет, не оказывая влияния на рыночную цену, следовательно кривая спроса представлена горизонтальной линией. В случае фирмы-несовершенного конкурента кривая спроса имеет отрицательный наклон, поскольку, чем больше ее объем, тем меньшую цену она может установить. Следовательно, когда фирма-монополист выбрасывает на рынок большее количества товара, его цена падет. Данное положение сказывается и на виде кривой предельного дохода MR. В условиях совершенной конкуренции MR=D=AR=P. В условиях же чистой монополии линия предельного дохода проходит ниже цены, т.е. MR<P. Ведь для того, чтобы продать дополнительную единицу продукции, несовершенный конкурент снижает цену. Это понижение дает ему некоторый выигрыш, но одновременно приносит и определенные потери. Дело в том, что, снизив цену, например на третью единицу товара, он тем саамы как бы понизил цену и предшествующих единиц, теперь все покупатели платят меньше, включая и тех, кто мог бы заплатить по старой цене, этот убыток и вычитается из цены, что снижает предельный доход.

    Кроме того, особый вид имеет и кривая валового дохода. Для продажи дополнительного  количества продукции монополист должен снижать цену, данное снижение до определенного момента компенсируется увеличением объема продаж, но только до определенного предела, дальнейшее снижение цены уже не приведет к росту дохода, поэтому график общего дохода имеет холмообразный вид. 
     
     
     
     
     
     
     

     

   Существует  особая связь между линиями MR и TR, при движении вниз по эластичному отрезку кривой спроса TR возрастает, и, следовательно, MR является положительным,. Когда TR достигает своего максимума MR равен нулю, и при движении вниз по неэластичному отрезку кривой спроса TR снижается так, что MR становится отрицательным. Монополист или другой несовершенный конкурент никогда не захочет снижать цену на неэластичном отрезке кривой спроса, потому что он одновременно будет сокращать валовой доход и увеличивать издержки производства, что понижает его прибыль.

Информация о работе Предприятие в условиях совершенной конкуренции