Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:39, курсовая работа
Предприятие является главным звеном в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда и именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.
От успеха предприятий зависит объем валового национального продукта, социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.
1. Предприятие - как одно из главных составляющей рынка…………………………..3
1.1. Сущность и социально-экономические формы предприятия. Трудовой коллектив предприятия……………………………………………………………………….3
1.2. Виды предприятий. Роль малых предприятий в развитии экономики………….5
1.3. Законодательное регулирование деятельности предприятий……………………7
2. Система управления предприятием в условиях рынка
2.1. Управление предприятием и самоуправление трудового коллектива. Менеджмент и маркетинг в управлении предприятием……………………………….14
2.2. Адаптация предприятий к рыночным отношениям………………………………..15
2.3. Экономическая свобода предприятий……………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………………………………….…..20
Предприятие самостоятельно осуществляет материально-техническое обеспечение собственного производства и капитального строительства через систему прямых контрактов или другие посреднические организации.
Вопросы
социального развития, включая улучшение
условий труда, жизни, здоровья, гарантии
обязательного медицинского страхования,
страхования членов трудового коллектива
и их семей, решаются трудовым коллективом
при участии собственника согласно
уставу предприятия и коллективному договору.
2.2.
Адаптация предприятий
к рыночным отношениям
Развитие экономики на современном этапе необходимость перехода от одной системы хозяйствования к другой, трансформации административной системы и механизмов управления ставят перед предприятиями проблемы адаптации к новым условиям. От их решения зависят выживание предприятий, гибкость их реагирования на изменения внешних причин, на факторы нестабильности и неопределенности, которые присущи нынешнему переходному периоду.
Необходимо рассмотреть основные проблемы, стоящие перед предпринимательством в условиях перехода к рыночным отношениям, построить для их решения механизмы адаптации, которые позволят путем согласования целей предприятия, интересов собственника, обеспечить место в рыночной среде и эффективное в нем функционирование.
Во-первых, необходимо поставить задание создания таких преобразований, которые бы имели природный, присущий им характер осуществления, во-вторых, теоретически сформулирован общий методологический подход к искоренению застойных явлений в экономике. Определенная сущность этого подхода, которая учитывает монополизм производителей, существующие, сформированные еще до переходного периода, особенности системы управления и хозяйствования, наличие фактически пока еще единственной государственной формы собственности, заключается в разделении очень больших предприятий, процессов производства и управления и одновременном переходе к смешанным формам собственности.
Исходной позицией в мотивации перестройки и развития систем предприятия является то, что каждая группа и категория трудящихся должна иметь интерес для достижения целиком определенных конкретных целей, которые в совокупности обеспечивают эффективное функционирование предприятия в условиях перехода к рыночным отношениям и на долгосрочную перспективу при стабильной экономической ситуации. При этом необходимо рассмотреть элементы мотивации, которые относятся ко всем группам и категориям трудящихся, и специальные, распространяющиеся на отдельные группы и категории.
Эффективность работы предприятия, всех его систем и механизмов определяется внешними факторами, действующие на микроуровне. Необходимо рассмотреть два блока вопросов с этой сферы, которые тесно связаны с механизмами адаптации предприятия, управление качеством продукции и приватизацией, а также пути и методы их усовершенствования с целью создания для предприятий среды наибольшего содействия.
Особенно важным становится вопрос использования новой функции управления для промышленных предприятий - прогнозирования. Заслуживает изучения разработанная прогнозирующая система и прогнозные модели техническо-организационного развития, а также методология и методика моделирования взаимосвязанной стратегии развития техническо-организационной и организационно-экономической системы предприятия.
Основными вопросами, требующие решения в процессе перестройки организационно-экономической системы предприятия, являются:
2.3.
Экономическая свобода
предприятий
Ничем не ограниченная деятельность предприятия порождает серьезную социальную несправедливость, а часто и экологическую опасность. Поэтому предприятие должно исполнять четко определенные требования со стороны правительства, потребителей и защитников окружающей среды. Наиболее передовые из зарубежных предприятий реагируют на это разработкой социальных программ с целью присвоения себе статуса ответственного члена общества. Одновременно предприятия употребляют целенаправленные действия, чтобы не допустить принятия законов, ограничивающих предпринимательскую свободу. Самым важным для работы тех предприятий, которые не хотят прекратить свое существование, является приспособление к требованиям общества.
Успех деятельности предприятия в большой мере зависит от того, кто и как регулирует и контролирует взаимоотношения с региональной средой. Опыт развитых стран, в свою очередь, показывает, что при минимальном контроле, предприятия создают больше благ и более эффективны. Но из-за того, что национальное богатство постоянно увеличивается, а распределение остается неравномерным, это увеличение сопровождается разрушением политической, экономической и социальной среды, равнодушием к неотложным проблемам предприятий.
Традиционными сферами контроля предпринимательского поведения со стороны государственных органов управления являются: продукция, технология производства, поведение в конкуренции, прибыль, ресурсы, право собственности и организация внутрифирменного управления.
.
Заключение
В условиях
рынка существенно усиливается
роль планирования на уровне предприятия.
Прежде всего, планирование деятельности
предприятий выступает основой
их экономической независимости, свободного
производства, распределения и потребления
ресурсов и товаров. Свободно устанавливаемые
конкурирующими субъектами рынка цены
на все товары и ресурсы позволяют предприятиям
самостоятельно решать, какие товары и
в каких количествах им производить в
предстоящем плановом периоде. При этом
каждое предприятие стремится к максимизации
прибыли за счет удовлетворения своей
продукцией покупателей, запросы и требования
которых становятся, по сути, будущими
планами производства. Планирование позволяет
контролировать бизнес и управлять им
и предотвращает ситуацию, когда обстоятельства
управляют бизнесом.
Осуществляя планирование
своей деятельности, предприятие
уменьшает неопределенность, связанную
с функционированием в рыночных
условиях. Любое предприятие, работающее
в условиях рынка, не обладает точными
данными о своем будущем, оно
не может предсказать изменения,
которые могут произойти во внешней
среде. Там, где есть планирование, неопределенность
уменьшается. Планирование, как верно
утверждает становится инструментом преодоления
неопределенности.
Внутрифирменное планирование
способствует согласованию деятельности
всех структурных подразделений. В
ходе функционирования предприятия
в отдельных его подразделениях
могут приниматься решения, слабо
увязанные с деятельностью
Благодаря планированию,
предприятие может выбирать кратчайшие
пути рационального использования
ограниченных производственных ресурсов,
повышения
Список использованной литературы
1. Валентин Вернодубенко “Малые предприятия”, 26 апреля 1995 г.
2. Сергей
Рожков “Предпринимательство
3. С.Мочерный “Основы экономической теории”, Тернополь, 1993 г.
4. В.Абрамов “Предприятия, малый бизнес и рыночная конкуренция”
5. Л.Потемкин
“Организация нормирования и
оплаты труда на предприятиях
в условиях перехода к
6.Новости Малого Бизнеса. Электронный журнал. Выпуск №44 от 02.07.09.
7. "ФИНАНСОВАЯ ГАЗЕТА" - Журнал. №4,6, 2007г.
8. "Экономист" - Журнал. №3,8, 2007г, №1,9, 2008г.
9. http://экономтеория.рф/текст/
Информация о работе Предприятие, как субъект предпринимательской деятельности