Предпринимательство в сфере обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 01:29, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является организация предпринимательства в сфере обслуживания на примере такси и разработка краткого бизнес и финансового плана.

Основными задачами данной курсовой работы являются: рассмотрение сущности и финансов предпринимательства, подробный анализ экономических и финансовых позиций автотранспортного предприятия, составление финансового плана ООО на основе полученных аналитических данных.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………4


Глава 1. Теоретические аспекты предпринимательства

в сфере обслуживания……………………………………………………………..6

1.1 Сущность предпринимательства...……………………………………………6

1.2 Предпринимательство в различных экономических школах……………….10

1.3 Особенности предпринимательства в сфере обслуживания………….…….12

Глава 2. Роль предпринимательства в современной экономике………….…….16

2.1 Состояние российского предпринимательства

в сфере обслуживания в 1998-2008 гг. ……….…………………………………..22

2.2 Оценка предпринимательства в сфере обслуживания

Самарской области в 1998-2008 гг. …..…………………………………………..25

2.3 Проблемы развития предпринимательства в сфере обслуживания

и пути их преодоления .……………………………………………………………27


Заключение ………………………………………………………………………...23


Список используемой литературы ……………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.rtf

— 343.28 Кб (Скачать)

   Успешное развитие предпринимательства в сфере обслуживания возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием данного бизнеса.5 

         2.1 Состояние Российского предпринимательства в сфере обслуживания

                                                         в 1998-2008 гг. 

  С 1998 по 2008 год  потенциал предпринимательства в сфере обслуживания остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности.

   Резервы развития таких предприятий, связанные с высвобождением имущества и мощностей крупных предприятий, их демонополизацией, разукрупнением, ликвидацией или перепрофилированием, не очень задействованы на данном этапе экономики. 
   Интересы предпринимательства в сфере обслуживания практически не учитываются при распределении государственных инвестиционных ресурсов, организации поставок для государственных нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и внешнеэкономическом регулировании.

   Ориентируясь преимущественно на макроэкономические реформы, государство, по существу, сняло с себя ответственность за судьбу экономически активных граждан, работающих в секторе предпринимательства в сфере обслуживания, полагая, что его развитие не является решающим фактором в проведении экономических реформ. Иначе говоря, мнение и позиция представителя малого предпринимательства, его групповые насущные потребности, проблемы и заботы учитываются государством в минимальной степени.

    В январе-сентябре 2002 г. по сравнению с январем-сентябрем 2001 г. инвестиции в основной капитал на предприятиях в целом по стране выросли почти в 1,5 раза.

    Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в нынешних условиях представители малого бизнеса оказались в наиболее сложном положении, которое определяется рядом моментов.

    Идеологии проведения реформ отсутствует, стержнем которой должны стать целостная государственная политика по отношению к предпринимательству в сфере обслуживания и системный подход к решению его проблем. Общепринятым стал тезис о том, что бизнес развивается скорее не благодаря, а вопреки государственной политике.

    Недостаток урегулированности экономических отношений не позволяет предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым и гарантийным правом, привлекать кредиты и инвестиции, что зачастую приводит к свёртыванию деятельности множества таких предприятий.

    К основным проблемам также модно отнести нежелание государства видеть в секторе данного бизнеса равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Такой собственник не имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных условиях для выживания. Для представителя такого бизнеса становится невыгодной какая-либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле или посредничестве.

    Отношения представителей предпринимательства в сфере обслуживания с местной властью являются сложными и противоречивыми. С одной стороны, такие предприятия становится естественной, объективной и надежной опорой власти в решении экономических проблем на местном уровне, что обеспечивает данному сектору некоторую поддержку. С другой стороны, такой бизнес на местном уровне оказывается в полной зависимости от бюрократического аппарата в лице чиновничества. 
    Неурегулированность правового положения государственного служащего позволяет чиновнику использовать свое служебное место для изъятия значительных финансовых и материальных средств у представителей предпринимательства в сфере обслуживания в обмен на выдачу тех или иных разрешительных документов, которые он обязан выдавать в рабочем режиме.

   На сегодняшний день, предпринимательство в сфере обслуживания переживает медленный подъем. Количество спроса его на рынке постоянно растет, и предприниматели, в погоне за выручкой, выпускают все больше предложения на этот спрос. Это в свою очередь ведет к прибыли, и к небольшому изменению экономики в целом.6

   Ниже приведены статистические данные, характеризующие состояние российского предпринимательства в сфере обслуживания в 1998-2008 гг. в Самарской области7.

Таблица 1.

Года Кол-во малых

предприятий

Кол-во крупных

предприятий

Пред-я в сфере

обслуживания

1998 100 89 5
1999 123 97 7
2000 118 102 6
2001 110 95 12
2002 213 113 10
2003 342 134 13
2004 246 125 18
2005 432 186 24
2006 500 174 30
2007 532 203 56
2008 578 245 184
 

   После исследования данной таблицы заметно, что, начиная с 2002 года по 2008 год в Самарской области, количество предприятий в сфере обслуживания постоянно увеличивалось. В настоящее время, предприятий в сфере обслуживания гораздо больше, что говорит о динамичном развитии данной отрасли, о задействовании все большего количества населения в этой отрасли. Что в свою очередь, ведет к увеличению рабочих мест и сокращению уровня безработицы. 
 

    2.2 Оценка предпринимательства в сфере обслуживания Самарской области

                                                       в 1998 -2008 гг. 

    По данным Госкомстата России, количество предприятий в сфере обслуживания в Самарской области по сравнению с прошлыми годами по состоянию на 01.10.08 г. составило 880,6 тыс., что на 4,5% больше, чем в 1998 году. Этот показатель также превысил уровень, характерный для периода, предшествовавшего августовскому кризису.

   По исследованиям, проведенным Рабочим центром экономических реформ при Правительстве Российской Федерации (РЦЭР) и Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), в расчете на 100 тыс. жителей страны количество зарегистрированных предпринимателей в Самарской области также выросло и достигло 611,7 единиц.

  Численность занятых в предпринимательстве в сфере обслуживания, включая работников всех категорий, составила 7,9 млн. человек. По отношению к соответствующему периоду 2001 года она увеличилась на 7,4%. Количество индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 2001 года на 2,7% и составило 4,6 млн. человек, количество крестьянских фермерских хозяйств несколько уменьшилось - на 0,6 % и составило 264 тысячи.

   Инвестиции в основной капитал данных предприятий по отраслям экономики составили 32,8 млрд. рублей, по отраслям промышленности - 9,3 млрд. рублей.

По исследованиям, проведенным РЦЭР и НИСИПП, инвестиции в основной капитал на предприятиях в сфере обслуживания в целом по стране выросли почти в 1,5 раза, что говорит о постоянном развитии. 
   Исследования РЦЭР и НИСИПП показали, что поступления единого налога от субъектов предпринимательства в сфере обслуживания, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (далее - ЕНМП) увеличились на 11,0%.     Поступления доходов в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) увеличились, однако рост менее заметен, чем по итогам января-сентября 2001 г. по отношению к аналогичному периоду 2000 г. (16,6% против 50,1%).

    Наиболее полные данные даст анализ состояния развития субъектов предпринимательства в сфере обслуживания в Самарской области, который предполагает  провести систематизацию данных об индивидуальных предпринимателях, полученной в ходе статистических обследований.

    Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 октября 2002 г. № 1410-р на территории Самарской области в апреле 2010 года планируется проведение сплошного статистического обследования индивидуальных предпринимателей в сфере обслуживания по итогам работы за весь этот сложный, с экономической точки зрения 2009 год.8 
   Из выше сказанного можно сделать вывод, что на сегодняшний день развитие предпринимательства в сфере обслуживания сделало значительный шаг вперед, но не в полную силу как могло бы.

 

           2.3 Проблемы развития предпринимательства в сфере обслуживания

                                             и пути их преодоления 

   С целью более подробного ознакомления с положением дел в предпринимательстве в сфере обслуживания были проведены телефонные опросы руководителей (заместителей руководителей) коммерческих структур региона (всего 637 респондентов) а также анкетирование и интервью (всего было собрано 100 анкет и проведено 100 стандартизированных интервью).

   В ходе опроса основными причинами медленного развития предпринимательства в сфере обслуживания были названы: общие экономические проблемы в государстве и административные препоны при организации своего дела (75% респондентов), отсутствие инноваций (47%), проблемы информационного обеспечения предприятий такого бизнеса (30%), Недостаток инициативных и предприимчивых квалифицированных специалистов, имеющих качественное высшее экономическое образование (16% респондентов).

   Чем обусловлены указанные причины и как можно их устранить? Этим вопросом задается немало предпринимателей, которые хотят поднять свой бизнес на новый уровень.

   По данным социологического опроса предпринимателей Самарской области 57% из них при организации своего дела пришлось ограничиться собственными сбережениями, 25% - привлекли средства вкладчиков и лишь 17% всех опрошенных предпринимателей сумели получить кредиты.

   Инвесторы опасаются вкладывать свои средства в легальную сферу самарской экономики в связи с непредсказуемостью экономической политики нашего государства. Отсутствуют государственные гарантий их сохранности и возврата.

   Уже стало привычным, что иностранные инвесторы после попыток организовать какое - либо дело в России уходят с нашего рынка отнюдь не из-за высокой налоговой нагрузки, сложностей с конвертацией валюты и т.п., а только из-за крайне нестабильного, меняющегося зачастую отнюдь не в лучшую сторону финансового и предпринимательского законодательства, что не даёт возможности делать стратегические прогнозы и планы развития фирмы. На 01.10.2000г. в Самарской области осуществляло деятельность всего 137 совместных предприятий и 180 иностранных предприятий

   Кроме того, регистрация бизнеса в Самаре крайне затянута и запутанна. Так на регистрацию совместного предприятия при соблюдении всех законов и сроков требуется около одного года.

   Поиск инвестиционных финансовых и иных ресурсов на внутреннем рынке также крайне сложен и походит на настоящую военную операцию. Согласно данным проведённого опроса первое место среди источников финансирования заняли доходы от собственной деятельности предприятий - 66,7% фирм, на втором месте находятся личные средства учредителей предприятий - 22,5%, на третьем - частный кредит, его используют 15,9% субъектов предпринимательства в сфере обслуживания. Прочими источниками финансирования пользуются всего лишь 5 - 10% предприятий в данной сфере.9

   Причина такого соотношения очевидна. Кредиторам (коммерческим банкам и т.п.) необходима гарантия возврата вложенных средств, а такой гарантии большинство наших предпринимателей дать не может: реальный рынок недвижимости развит крайне слабо, каких либо высоколиквидных активов начинающие предприятия Самары не имеют, гарантом перед кредиторами соглашаются выступать только иные частные предприятия, которые сами то, как правило, еле - еле держатся на плаву.   Поручительство крупными государственными предприятиями не приветствуется самим государством в лице уполномоченных им на то органов.

   Кроме того, коммерческие банки не заинтересованы в кредитовании предприятий в сфере обслуживания из-за отсутствия отработанных технологий по их инвестированию, необходимости рассмотрения большого количества инвестиционных проектов при невысокой себестоимости операций по их проработке. Банки не хотят рисковать, так как имеют негативный опыт кредитования фирм - однодневок и невозврата кредитов. Банки уклоняются от кредитования вновь организованных предприятий в сфере обслуживания. Уровень процента учитывает степень риска, который для начинающих предприятий данной сферы очень высок.

Информация о работе Предпринимательство в сфере обслуживания