Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 01:29, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является организация предпринимательства в сфере обслуживания на примере такси и разработка краткого бизнес и финансового плана.
Основными задачами данной курсовой работы являются: рассмотрение сущности и финансов предпринимательства, подробный анализ экономических и финансовых позиций автотранспортного предприятия, составление финансового плана ООО на основе полученных аналитических данных.
Введение ……………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты предпринимательства
в сфере обслуживания……………………………………………………………..6
1.1 Сущность предпринимательства...……………………………………………6
1.2 Предпринимательство в различных экономических школах……………….10
1.3 Особенности предпринимательства в сфере обслуживания………….…….12
Глава 2. Роль предпринимательства в современной экономике………….…….16
2.1 Состояние российского предпринимательства
в сфере обслуживания в 1998-2008 гг. ……….…………………………………..22
2.2 Оценка предпринимательства в сфере обслуживания
Самарской области в 1998-2008 гг. …..…………………………………………..25
2.3 Проблемы развития предпринимательства в сфере обслуживания
и пути их преодоления .……………………………………………………………27
Заключение ………………………………………………………………………...23
Список используемой литературы ……………………………………………….36
Успешное развитие предпринимательства
в сфере обслуживания возможно лишь при
наличии политической воли государства
сформировать благоприятные социальные,
экономические, правовые, политические
и другие условия, поддержание и укрепление
которых, в свою очередь, обеспечивается
широкомасштабным развитием данного бизнеса.5
2.1 Состояние Российского предпринимательства в сфере обслуживания
С 1998 по 2008 год потенциал предпринимательства в сфере обслуживания остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности.
Резервы развития таких предприятий, связанные
с высвобождением имущества и мощностей
крупных предприятий, их демонополизацией,
разукрупнением, ликвидацией или перепрофилированием,
не очень задействованы на данном этапе
экономики.
Интересы предпринимательства
в сфере обслуживания практически не учитываются
при распределении государственных инвестиционных
ресурсов, организации поставок для государственных
нужд, формировании налоговой системы,
в таможенном и внешнеэкономическом регулировании.
Ориентируясь преимущественно на макроэкономические реформы, государство, по существу, сняло с себя ответственность за судьбу экономически активных граждан, работающих в секторе предпринимательства в сфере обслуживания, полагая, что его развитие не является решающим фактором в проведении экономических реформ. Иначе говоря, мнение и позиция представителя малого предпринимательства, его групповые насущные потребности, проблемы и заботы учитываются государством в минимальной степени.
В январе-сентябре 2002 г. по сравнению с январем-сентябрем 2001 г. инвестиции в основной капитал на предприятиях в целом по стране выросли почти в 1,5 раза.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в нынешних условиях представители малого бизнеса оказались в наиболее сложном положении, которое определяется рядом моментов.
Идеологии проведения реформ отсутствует, стержнем которой должны стать целостная государственная политика по отношению к предпринимательству в сфере обслуживания и системный подход к решению его проблем. Общепринятым стал тезис о том, что бизнес развивается скорее не благодаря, а вопреки государственной политике.
Недостаток урегулированности экономических отношений не позволяет предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым и гарантийным правом, привлекать кредиты и инвестиции, что зачастую приводит к свёртыванию деятельности множества таких предприятий.
К основным проблемам также модно отнести нежелание государства видеть в секторе данного бизнеса равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Такой собственник не имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных условиях для выживания. Для представителя такого бизнеса становится невыгодной какая-либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле или посредничестве.
Отношения представителей предпринимательства
в сфере обслуживания с местной властью
являются сложными и противоречивыми.
С одной стороны, такие предприятия становится
естественной, объективной и надежной
опорой власти в решении экономических
проблем на местном уровне, что обеспечивает
данному сектору некоторую поддержку.
С другой стороны, такой бизнес на местном
уровне оказывается в полной зависимости
от бюрократического аппарата в лице чиновничества.
Неурегулированность правового
положения государственного служащего
позволяет чиновнику использовать свое
служебное место для изъятия значительных
финансовых и материальных средств у представителей
предпринимательства в сфере обслуживания
в обмен на выдачу тех или иных разрешительных
документов, которые он обязан выдавать
в рабочем режиме.
На сегодняшний день, предпринимательство в сфере обслуживания переживает медленный подъем. Количество спроса его на рынке постоянно растет, и предприниматели, в погоне за выручкой, выпускают все больше предложения на этот спрос. Это в свою очередь ведет к прибыли, и к небольшому изменению экономики в целом.6
Ниже приведены статистические данные, характеризующие состояние российского предпринимательства в сфере обслуживания в 1998-2008 гг. в Самарской области7.
Таблица 1.
Года | Кол-во малых
предприятий |
Кол-во крупных
предприятий |
Пред-я в сфере
обслуживания |
1998 | 100 | 89 | 5 |
1999 | 123 | 97 | 7 |
2000 | 118 | 102 | 6 |
2001 | 110 | 95 | 12 |
2002 | 213 | 113 | 10 |
2003 | 342 | 134 | 13 |
2004 | 246 | 125 | 18 |
2005 | 432 | 186 | 24 |
2006 | 500 | 174 | 30 |
2007 | 532 | 203 | 56 |
2008 | 578 | 245 | 184 |
После исследования данной таблицы заметно,
что, начиная с 2002 года по 2008 год в Самарской
области, количество предприятий в сфере
обслуживания постоянно увеличивалось.
В настоящее время, предприятий в сфере
обслуживания гораздо больше, что говорит
о динамичном развитии данной отрасли,
о задействовании все большего количества
населения в этой отрасли. Что в свою очередь,
ведет к увеличению рабочих мест и сокращению
уровня безработицы.
2.2 Оценка предпринимательства в сфере обслуживания Самарской области
в 1998 -2008 гг.
По данным Госкомстата России, количество предприятий в сфере обслуживания в Самарской области по сравнению с прошлыми годами по состоянию на 01.10.08 г. составило 880,6 тыс., что на 4,5% больше, чем в 1998 году. Этот показатель также превысил уровень, характерный для периода, предшествовавшего августовскому кризису.
По исследованиям, проведенным Рабочим центром экономических реформ при Правительстве Российской Федерации (РЦЭР) и Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), в расчете на 100 тыс. жителей страны количество зарегистрированных предпринимателей в Самарской области также выросло и достигло 611,7 единиц.
Численность занятых в предпринимательстве в сфере обслуживания, включая работников всех категорий, составила 7,9 млн. человек. По отношению к соответствующему периоду 2001 года она увеличилась на 7,4%. Количество индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 2001 года на 2,7% и составило 4,6 млн. человек, количество крестьянских фермерских хозяйств несколько уменьшилось - на 0,6 % и составило 264 тысячи.
Инвестиции в основной капитал данных предприятий по отраслям экономики составили 32,8 млрд. рублей, по отраслям промышленности - 9,3 млрд. рублей.
По исследованиям,
проведенным РЦЭР и НИСИПП, инвестиции
в основной капитал на предприятиях в
сфере обслуживания в целом по стране
выросли почти в 1,5 раза, что говорит о
постоянном развитии.
Исследования РЦЭР и НИСИПП показали,
что поступления единого налога от субъектов
предпринимательства в сфере обслуживания,
перешедших на упрощенную систему налогообложения,
учета и отчетности (далее - ЕНМП) увеличились
на 11,0%. Поступления доходов
в виде единого налога на вмененный доход
(далее - ЕНВД) увеличились, однако рост
менее заметен, чем по итогам января-сентября
2001 г. по отношению к аналогичному периоду
2000 г. (16,6% против 50,1%).
Наиболее полные данные даст анализ состояния развития субъектов предпринимательства в сфере обслуживания в Самарской области, который предполагает провести систематизацию данных об индивидуальных предпринимателях, полученной в ходе статистических обследований.
Во исполнение распоряжения Правительства
Российской Федерации от 8 октября 2002 г.
№ 1410-р на территории Самарской области
в апреле 2010 года планируется проведение
сплошного статистического обследования
индивидуальных предпринимателей в сфере
обслуживания по итогам работы за весь
этот сложный, с экономической точки зрения
2009 год.8
Из выше сказанного можно сделать
вывод, что на сегодняшний день развитие
предпринимательства в сфере обслуживания
сделало значительный шаг вперед, но не
в полную силу как могло бы.
2.3 Проблемы развития предпринимательства в сфере обслуживания
С целью более подробного ознакомления с положением дел в предпринимательстве в сфере обслуживания были проведены телефонные опросы руководителей (заместителей руководителей) коммерческих структур региона (всего 637 респондентов) а также анкетирование и интервью (всего было собрано 100 анкет и проведено 100 стандартизированных интервью).
В ходе опроса основными причинами медленного развития предпринимательства в сфере обслуживания были названы: общие экономические проблемы в государстве и административные препоны при организации своего дела (75% респондентов), отсутствие инноваций (47%), проблемы информационного обеспечения предприятий такого бизнеса (30%), Недостаток инициативных и предприимчивых квалифицированных специалистов, имеющих качественное высшее экономическое образование (16% респондентов).
Чем обусловлены указанные причины и как можно их устранить? Этим вопросом задается немало предпринимателей, которые хотят поднять свой бизнес на новый уровень.
По данным социологического опроса предпринимателей Самарской области 57% из них при организации своего дела пришлось ограничиться собственными сбережениями, 25% - привлекли средства вкладчиков и лишь 17% всех опрошенных предпринимателей сумели получить кредиты.
Инвесторы опасаются вкладывать свои средства в легальную сферу самарской экономики в связи с непредсказуемостью экономической политики нашего государства. Отсутствуют государственные гарантий их сохранности и возврата.
Уже стало привычным, что иностранные инвесторы после попыток организовать какое - либо дело в России уходят с нашего рынка отнюдь не из-за высокой налоговой нагрузки, сложностей с конвертацией валюты и т.п., а только из-за крайне нестабильного, меняющегося зачастую отнюдь не в лучшую сторону финансового и предпринимательского законодательства, что не даёт возможности делать стратегические прогнозы и планы развития фирмы. На 01.10.2000г. в Самарской области осуществляло деятельность всего 137 совместных предприятий и 180 иностранных предприятий
Кроме того, регистрация бизнеса в Самаре крайне затянута и запутанна. Так на регистрацию совместного предприятия при соблюдении всех законов и сроков требуется около одного года.
Поиск инвестиционных финансовых и иных ресурсов на внутреннем рынке также крайне сложен и походит на настоящую военную операцию. Согласно данным проведённого опроса первое место среди источников финансирования заняли доходы от собственной деятельности предприятий - 66,7% фирм, на втором месте находятся личные средства учредителей предприятий - 22,5%, на третьем - частный кредит, его используют 15,9% субъектов предпринимательства в сфере обслуживания. Прочими источниками финансирования пользуются всего лишь 5 - 10% предприятий в данной сфере.9
Причина такого соотношения очевидна. Кредиторам (коммерческим банкам и т.п.) необходима гарантия возврата вложенных средств, а такой гарантии большинство наших предпринимателей дать не может: реальный рынок недвижимости развит крайне слабо, каких либо высоколиквидных активов начинающие предприятия Самары не имеют, гарантом перед кредиторами соглашаются выступать только иные частные предприятия, которые сами то, как правило, еле - еле держатся на плаву. Поручительство крупными государственными предприятиями не приветствуется самим государством в лице уполномоченных им на то органов.
Кроме того, коммерческие банки не заинтересованы в кредитовании предприятий в сфере обслуживания из-за отсутствия отработанных технологий по их инвестированию, необходимости рассмотрения большого количества инвестиционных проектов при невысокой себестоимости операций по их проработке. Банки не хотят рисковать, так как имеют негативный опыт кредитования фирм - однодневок и невозврата кредитов. Банки уклоняются от кредитования вновь организованных предприятий в сфере обслуживания. Уровень процента учитывает степень риска, который для начинающих предприятий данной сферы очень высок.
Информация о работе Предпринимательство в сфере обслуживания