Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 01:29, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является организация предпринимательства в сфере обслуживания на примере такси и разработка краткого бизнес и финансового плана.
Основными задачами данной курсовой работы являются: рассмотрение сущности и финансов предпринимательства, подробный анализ экономических и финансовых позиций автотранспортного предприятия, составление финансового плана ООО на основе полученных аналитических данных.
Введение ……………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты предпринимательства
в сфере обслуживания……………………………………………………………..6
1.1 Сущность предпринимательства...……………………………………………6
1.2 Предпринимательство в различных экономических школах……………….10
1.3 Особенности предпринимательства в сфере обслуживания………….…….12
Глава 2. Роль предпринимательства в современной экономике………….…….16
2.1 Состояние российского предпринимательства
в сфере обслуживания в 1998-2008 гг. ……….…………………………………..22
2.2 Оценка предпринимательства в сфере обслуживания
Самарской области в 1998-2008 гг. …..…………………………………………..25
2.3 Проблемы развития предпринимательства в сфере обслуживания
и пути их преодоления .……………………………………………………………27
Заключение ………………………………………………………………………...23
Список используемой литературы ……………………………………………….36
Для реализации основных задач фонд имеет право :
- предоставлять финансовую помощь, в том числе на безвозмездной основе, для реализации федеральных, региональных и отраслевых программ и высокоэффективных проектов инновационного предпринимательства, выступать залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам юридических и физических лиц;
- контролировать целевое использование финансовых средств, выделяемых фондом хозяйствующим субъектам или получаемым ими при содействии фонда, и приостанавливать финансирование в случае выявления нарушений целевого использования средств;
- принимать долевое участие в создании хозяйствующих субъектов, в том числе с иностранным участием, специализированных учебных и консультативных организаций;
- создавать временные творческие коллективы, в том числе с привлечением иностранных специалистов;
- финансировать мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров для предпринимательства в научно-технической сфере;
- финансировать научные исследования, экспертизу проектов, научно-практические конференции, симпозиумы, выставки и другие мероприятия, в том числе международные, связанные с основными направлениями деятельности фонда.
Источники формирования средств фонда:
- бюджетные ассигнования в размере 1% средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки;
- добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан в том числе иностранных юридических и физических лиц;
- иные поступления от деятельности фонда.
Продолжается процесс развития инфраструктуры поддержки предпринимательства. Так, постановлением Правительства РФ от 5 августа 2000 года №581 создан совет по предпринимательству при Правительстве РФ. Создана правительственная комиссия по устранению административных барьеров при организации и осуществлении предпринимательской деятельности. Созданы координационные советы по предпринимательству при межрегиональных ассоциациях «Центральная Россия» и «Северный Кавказ». Почти во всех субъектах РФ созданы фонды поддержки предпринимательства. Продолжается процесс создания и расширения сети муниципальных фондов и иных организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства во многих регионах страны. В начале 2001 года действовало в Свердловской области 15 таких фондов, в Тульской - 13, в Пермской - 5 и т.д.4
Глава 2. Роль предпринимательства
современной экономике
- Социальная роль
Социальная значимость предпринимательства определяется массовостью группы крупных собственников - владельцев крупных предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
Развитие предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя крупных собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
Также следует отметить, что занятие предпринимательством является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.
Сектор предпринимательства в сфере обслуживания способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие крупных предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.
- Политическая роль
Политическое влияние предпринимательства в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально- экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой крупных собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от средних собственников для владельцев предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.
Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.
- Экономическая роль
Существенная роль предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.
Сектор предпринимательства в сфере обслуживания наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями таких предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.
Присущие такому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе предпринимательства вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности.
Предпринимательство в сфере обслуживания без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.
К определению целей и задач государственной политики в отношении предпринимательства преобладает чисто прикладной фискальный подход, который обусловлен таким же утилитарным пониманием места и значения предпринимательского сектора в экономике. Предпринимательство в сфере обслуживания рассматривается лишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию инновационных процессов, развитие конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами и т.п., т.е. как инструмент решения тех или иных социально-экономических задач, использование, которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным.
В России прослеживается опасная тенденция. Экономическая политика продолжает ориентироваться на поддержку крупных государственных и пост государственных хозяйственных структур и их объединений, в первую очередь финансово-промышленных групп. В формирующейся государственно - монополистической хозяйственной системе малые предприятия представляются как некое инородное тело, а их существование допускается в основном для заполнения ниш, непривлекательных для крупного капитала, установления финансовой зависимости или интегрирования в структуру крупного капитала, для выполнения наиболее тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций.
Имея доступ к значительным материальным
и финансовым активам, крупные предприятия
имеют более благоприятные условия доступа
к кредитным ресурсам и возможности получения
более льготных кредитов банков, учредителями
которых они являются. Новой малой фирме
зачастую невозможно вырваться на давно
уже поделенный монополизированный рынок,
получить доступ к государственным заказам,
а также к средствам, идущим на так называемую
народом и государством
"поддержку отраслей народного хозяйства".
Руководителю крупного предприятия, несомненно,
легче "пробить" выгодное для него
административное решение, особенно на
местном уровне.
Наличие и значимость такого потенциально
мощного и динамичного социально-экономического
феномена, как предпринимательство в сфере
обслуживания, предполагает формирование
и реализацию определённой государственной
политики, обеспечивающей благоприятные
условия для развития этого предпринимательства
и включающей правовое регулирование,
налоговое и финансово-кредитное стимулирование,
специальные государственные институты,
обеспечивающие проведение в жизнь такой
политики. В настоящее время государственная
политика по отношению к предпринимательству
в сфере обслуживания в Российской
Федерации только формируется, определяются
ее цели, направления, механизмы реализации.
Сделаны лишь первые, не всегда верные
и последовательные шаги на пути формирования
целостной политики поддержки и развития
данного предпринимательства и создания
механизмов её реализации. Многие меры
государственного регулирования деятельности
таких предприятий носят противоречивый
характер. Например, в области налогообложения
продление льгот по налогу на прибыль
сочеталось с общим повышением как федеральных,
так и местных налогов, а введение упрощенной
системы налогообложения для микро предприятий
- с тенденцией к общей отмене налоговых
льгот для малого предпринимательства.
Такой бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов такой бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.
Государственная политика в отношении и предпринимательской деятельности в целом, и малого бизнеса в частности может быть эффективной только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развития самого предпринимательства в сфере обслуживания. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально-экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставят.
С точки зрения предпринимателя государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска).
С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка. Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика.
Главным принципом государственной поддержки предпринимательства в сфере обслуживания должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности таких предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки такого бизнеса заключаются в том, чтобы обеспечить предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.
Информация о работе Предпринимательство в сфере обслуживания