Предпринимательство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1: Становление предпринимательства в России…………..5
1.1. Зарождение предпринимательства |конец 9-15 вв.|……….5
1.2. Предпринимательская деятельность во второй
половине 15-17 вв…………………………………………..10
1.3. Эпоха Петра – как стремительное развитие
предпринимательства……………………………………....16
Глава 2: Развитие предпринимательства в период 19-20 вв…….20
2.1. Реформа 1861 года и ее последствия……………………...20
2.2. Годы НЭПа (1921-1926) – как оживление
предпринимательской деятельности………………………25
Глава 3:Возрождение, понятие и проблемы предпринимательства на современном этапе………...28
3.1. Возрождение предпринимательства в современной России…………………………………………………………28
3.2. Понятие предпринимательства в наши дни………………33
3.3. Итоги и проблемы предпринимательства………………...36
Заключение……………………………………………………………..42
Библиографический список………………………………………….46
Приложение 1…………………………………………………………..47

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика.docx

— 84.33 Кб (Скачать)

     В первые пореформенные годы в общем  определяется и содержание норм, регулировавших торгово-промышленную деятельность. Одним  из наиболее важных для развития предпринимательства  следствий реформы 1861 г. стало то, что в ходе последовавших за ней  мероприятий принцип свободы  промысла наконец приобретает относительно законченный в юридическом плане  вид. Статьей 21 податного закона 1863 г. фиксировалось правило, согласно которому промысловые свидетельства  могли выдаваться лицам всех состояний  без различия пола, как русским, так  и иностранным подданным.6

     Однако  вплоть до 1917 г. действовали довольно многочисленные ограничения, прежде всего, личного характера. Наиболее ущемленной в этом смысле категорией населения  были лица иудейского вероисповедания. Следует специально подчеркнуть  конфессиональный, а не национальный признак этих ограничений. Лицо иудейского вероисповедания, принявшее христианство, под действие ограничительных статей законов не подпадало. Для всех остальных  же свобода промысла и передвижений за некоторыми исключениями была возможна лишь в пределах черты еврейской  оседлости.

     Определенные  ограничения личного характера  были установлены для ряда категорий  должностных лиц. Так, чиновники  акцизного ведомства не могли  заниматься производством или продажей продукции, подлежавшей акцизному  сбору. Не имели права лично заниматься промыслами, а только через уполномоченных, чины военного ведомства (как рядовые, так и офицеры). Совсем запрещалась  такого рода деятельность служителям религиозных культов. Законом 1889 г. министру финансов было предоставлено  право запрещать отдельным банкирам совершение некоторых операций (продажа билетов внутренних выигрышных займов с рассрочкой платежа, перезалог ценных бумаг, прием в залог движимости, вкладов). Из юридических лиц ограничения вправе заниматься промыслами касались едва ли не исключительно акционерных компаний.

     Предприятия этого рода могли учреждаться  строго в разрешительном (концессионном), а не явочном порядке. Устав компании должен был содержать точное определение  круга ее деятельности и по прохождении  инстанций утверждался императором, равно как и любые его изменения. Только российским поданным предоставлялось  право быть собственником, содержателем или управляющим определенных видов  производств, как, например, пороховых  заводов. Для некоторых промыслов  существовали ограничения, как относительно условий получения права заниматься ими, так и относительно способа  реализации этого права.

     Прежде  всего, это промыслы, ставшие монополией государства или отдельных учреждений (производство игральных карт, оружия, розничная продажа восковых свечей и алкогольных напитков). Тщательно регламентировался аптекарский промысел в отношении условий производства, продажи, условий функционирования. Особое разрешение требовалось для устройства типографий. Уже с 1870-х годов промыслы в России подвергаются ограничениям по санитарным соображениям. Запрещалось строить «в городах и выше городов по течению рек и протоков мануфактуры, фабрики и заводы, вредные чистоте воздуха и воды». По этим же соображениям разрешение на строительство промышленного предприятия должно было рассматриваться органами местного, государственного и самоуправления. Особенно строго контролировалось подобное строительство в столичных городах (Москва, Санкт-Петербург), где требовалось не только разрешение генерал-губернатора, но и министра финансов. Устанавливался надзор за производством целого ряда продуктов питания и потребления (хлеб, мясо, масло, чай) и т.д.

2.2. Годы НЭПа (1921-1926) – как оживление  предпринимательской деятельности 

           Первой и главной мерой нэпа стала замена продразверстки продовольственным налогом, установленным первоначально на уровне примерно 20% от чистого продукта крестьянского труда (т.е. требовавшим сдачи почти вдвое меньшего количества хлеба, чем продразверстка), а затем снижением до 10% урожая и меньше и принявшем денежную форму. Оставшиеся после сдачи продналога продукты крестьянин мог продавать по своему усмотрению - либо государству, либо на свободном рынке.

           Радикальные преобразования произошли и в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них  созданы тресты - объединения однородных или взаимосвязанных между собой  предприятий, получившие полную хозяйственную  и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных  займов. Уже к концу 1922 г. около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40% из них было централизованного, а 60% - местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Закон предусматривал, что "государственная казна за долги трестов не отвечает".7

           ВСНХ, потерявший право  вмешательства в текущую деятельность предприятий и трестов, превратился  в координационный центр. Его  аппарат был резко сокращен. Тогда  и появляется хозяйственный расчет, означающий что предприятия (после  обязательных фиксированных взносов  в государственный бюджет) само распоряжается  доходами от продажи продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной  деятельности, самостоятельно использует прибыли и покрывает убытки. В  условиях нэпа, писал Ленин, "государственные  предприятия переводятся на так называемый хозяйственный расчет т.е. по сути в значительной степени на коммерческие и капиталистические начала.

           Не менее 20% прибыли  тресты должны  были направлять на формирование резервного капитала до достижения им величины, равной половине уставного  капитала (вскоре этот норматив снизили  до 10% прибыли до тех пор, пока он не достигал 1/3 первоначального капитала). А резервный капитал использовался  для финансирования расширения производства и возмещения убытков хозяйственной  деятельности. От размеров прибыли  зависели премии, получаемые членами  правления и рабочими треста.

           В декрете ВЦИК и  Совнаркома от 1923 г. было записано следующее: тресты - государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций, согласно утвержденному для каждого из них уставу, и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли.

           Стали возникать  синдикаты - добровольные объединения  трестов на началах кооперации, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием, внешнеторговыми  операциями. К концу 1922 г. 80% трестированной промышленности было синдицировано, а  к началу 1928 г. всего насчитывалось 23 синдиката, которые действовали  почти во всех отраслях промышленности, сосредоточив в своих руках основную часть оптовой торговли. Правление  синдикатов избиралось на собрании представителей трестов, причем каждый трест мог  передать по своему усмотрению большую  или меньшую часть своего снабжения  и сбыта в ведение синдиката. Реализация готовой продукции, закупка сырья, материалов, оборудования производилась на полноценном рынке, по каналам оптовой торговли. Возникла широкая сеть товарных бирж, ярмарок, торговых предприятий.

           В промышленности и  других отраслях была восстановлена  денежная оплата труда, введены тарифы зарплаты, исключающие уравниловку, и сняты ограничения для увеличения заработков при росте выработки. Были ликвидированы трудовые армии, отменены обязательная трудовая повинность и основные ограничения на перемену работы. Организация труда строилась на принципах материального стимулирования, пришедших на смену внеэкономическому принуждению "военного коммунизма". Абсолютная численность безработных, зарегистрированных биржами труда, в период нэпа возросла (с 1.2 млн. человек в начале 1924 г. до 1.7 млн. человек в начале 1929 г.), но расширение рынка труда было еще более значительным (численность рабочих и служащих во всех отраслях народного хозяйства увеличилась с 5.8 млн. человек в 1924 г. до 12.4 млн. в 1929 г.), так что фактически уровень безработицы снизился.

           В промышленности и  торговле возник частный сектор: некоторые  государственные предприятия были денационализированы, другие - сданы  в аренду; было разрешено создание собственных промышленных предприятий  частным лицам с числом занятых  не более 20 человек (позднее этот "потолок" был поднят). Среди арендованных частниками фабрик были и такие, которые  насчитывали 200-300 человек, а в целом  на долю частного сектора в период нэпа приходилось от 1/5 до 1/4 промышленной продукции, 40-80% розничной торговли и небольшая часть оптовой  торговли.

           Ряд предприятий  был сдан в аренду иностранным  фирмам в форме концессий. В 1926-27 гг. насчитывалось 117 действующих соглашений такого рода. Они охватывали предприятия, на которых работали 18 тыс. человек  и выпускалось чуть более 1% промышленной продукции. В некоторых отраслях, однако, удельный вес концессионных  предприятий и смешанных акционерных  обществ, в которых иностранцы владели  частью пая, был значителен: в добыче свинца и серебра 60%, марганцевой руды 85%, золота  30%, в производстве одежды и предметов туалета 22%. 
 

ГЛАВА 3: Возрождение, понятие  и проблемы предпринимательства на современном этапе

3.1. Возрождение предпринимательства в современной России

     На  современной стадии «рыночных реформ»  в России, когда господствует системный  кризис, пострадали не только предприятия, банки, целые отрасли, регионы, города и населенные пункты, но и большая  часть населения. Ситуация настолько  усложнилась, что свой голос «подали» те, кого обычно называют представителями  «среднего класса». Что же означает понятие «среднего класса»?

     Классическое  определение предпринимателя —  это собственник капитала, берущий  на себя риск хозяйствования. Отсюда предприниматель  обычно отождествляется с владельцем или хозяином предприятия.

     В то же время термин «предпринимательство»  используют в широком смысле, в  котором оно ассоциируется с  созданием нового, с освоением  или использованием нового, то есть то, чем обычно занимаются владельцы  «интеллектуальной собственности».

     Исходя  из этого подхода, к среднему классу можно отнести и владельцев средств  производства, банков, инфраструктуры и интеллектуалов, владеющих новыми технологиями; изобретателей, ученых, менеджеров-управленцев, то есть тех, кого обычно называют элитой общества8.

     Средний класс. Понятие «средний класс» должно охватывать не только тех, кто владеет  собственностью, но и тех, кто ею управляет, кто ее обслуживает, а  также тех, кто является генератором  идей, из которых собственник или  его представители черпают информацию для создания новых материальных и духовных благ. Представители «среднего  класса» в ходе реформирования экономики, поверив обещаниям «рыночников», ушли в негосударственный сектор, стали налаживать свое дело, ощутив на первых порах свою необходимость обществу. Однако в условиях начавшегося и все углубляющегося кризиса они оказались под гнетом удушающих налогов. Созданные экономические условия толкают их не в производство, а в посредническую деятельность или ставят их в зависимость от законов «теневого» сектора экономики. Предприниматели, составляющие наиболее активную часть среднего класса, несмотря на свой динамизм, не востребованы и не используются в интересах государства.

     Отсюда  субъективная и объективная потребность  в объединении усилий предпринимателей различных сфер деятельности. Эта  тенденция находит отражение  в заявлениях различных ассоциаций, союзов, объединений и гильдий  о необходимости координации  деятельности для выработки своих  требований, разработки законодательных  актов, поддержки отечественных  товаропроизводителей и выдвижения представителей «среднего класса»  в различные федеральные и  региональные органы власти. Кроме  того, часть предпринимателей пытается воздействовать на ситуацию в стране через различные партии и движения. Критиковалась также позиция  бывшего Государственного комитета Российской Федерации по поддержке  и развитию малого предпринимательства  за инертность в отстаивании интересов  предпринимателей.

     С какой же целью целесообразно  объединиться представителям «среднего  класса»?

     Условия возрождения предпринимательства. Средний класс связал свою судьбу с «рыночными реформами». Его представители  видели свою цель в восстановлении частного сектора экономики. Особенно большие надежды возлагали на реформы и институциональные  преобразования представители наиболее мобильного — малого бизнеса.

     Однако  налоги подорвали стимулы к производительному  труду. Были созданы искусственные  препятствия на пути формирования конкурентной среды. В результате — «малый бизнес»  опутан криминальными «крышами». Государство  проявило удивительное равнодушие к  судьбе мелких собственников, которые могли бы стать базой для социальной стабильности, так как они создают новые рабочие места.

Информация о работе Предпринимательство в России