Предпринимательство: понятие, сущность и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической деятельности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

Глава 1. История предпринимательства……………………………….……………..….5

1.1. История развития предпринимательства………………………………….....5

1.2. Эволюция терминов «предприниматель» и «предпринимательство»……..7

Глава 2. Понятие предпринимательской деятельности………….……………………11

2.1. Признаки предпринимательства…………………………………………….11

Глава 3. Сущность предпринимательства……………………………………………...19

3.1. Выяснение экономической сущности предпринимательства……………..19

3.2. Функции предпринимательства……………………………………………..20

Глава 4. Многообразие предпринимательских форм и проблема их эффективного выбора………………………………………………………………………….22

Заключение…………………………………………………………………….................25

Список использованной литературы…………………………………………………27

Приложение А (Типология предпринимательской деятельности)…………………...28

Работа содержит 1 файл

Курсовая по предпринимательству.docx

— 276.72 Кб (Скачать)

      В законодательстве ответа нет.

      Недостаточно  ясным с точки зрения определения  предпринимательства остается и вопрос приобретения акций и облигаций предприятия. Дело в том, что третий признак самостоятельности деятельности можно расценивать по-разному, в том числе и так, что гражданин самостоятельно приобретает ценные бумаги и извлекает прибыль, "пользуясь" ими.

      Следующий (четвёртый) бесспорный признак предпринимательской  деятельности — ее осуществление на свой риск, то есть под собственную имущественную ответственность. Такой риск включает принятие на себя предпринимателем, как собственником имущества, не только могущих произойти неблагоприятных последствий, но и дополнительного (специфического предпринимательского) риска в обязательственных отношениях. Ответственность предпринимателя является повышенной, на него возлагаются неблагоприятные последствия, возникшие не только по его вине, но и в иных случаях, кроме непреодолимой силы.

      Однако  всё-таки законодатель никак не разъясняет: что такое есть риск, равно как  и то, зачем понадобилось представление  о предпринимательстве непременно связывать с риском.

      Риск — понятие неоднозначное, отражаемые им общественные отношения внутренне противоречивы. Иногда в научной литературе риск интерпретируется слишком односторонне, только как "возможный отрицательный результат деятельности"1. Конечно, как усилия в расчете на будущий спрос, который не всегда может быть гарантирован в условиях рынка, предпринимательство объективно сопряжено с некоторой неопределенностью и неустойчивостью, возможностью невостребования результатов своей деятельности, что означает неизбежность риска, в частности угрозу потерь времени, ресурсов, прибыли, вплоть до вероятности банкротства. Но это лишь одна, причем не главная, грань предпринимательства. Рискуют как раз по другому поводу, в надежде на удачный исход затеянной неординарной операции, на получение более высокой прибыли по сравнению с другими предпринимателями, занимающимися сходной деятельностью.

        Существенным упущением законодателя  в понятия предпринимательства,  приведенном в Кодексе, можно  считать отсутствие упоминания  признака профессионализма в  деятельности предпринимателя. Такой  признак упоминается в законодательстве Франции (ст. 1 Французского торгового кодекса), Германии (§ 1 Германского торгового уложения) и ряда других стран. Русские дореволюционные авторы также выделяли намерение вести торговлю как промысел.

      Это не означает, что не бывает некомпетентных, непрофессиональных предпринимателей. Условный признак профессионализма призван нести иную нагрузку.

      Гражданин-предприниматель  должен открыто относиться к объекту  своей деятельности как профессионал, специалист. Интересно в этом плане определение ст. 2-104 Единообразного торгового кодекса США: "Коммерсант — это тот, кто совершает операции с товарами определенного рода или каким-либо другим образом по роду своих занятий ведет себя так, как будто он обладает особыми знаниями или опытом в отношении операций и товаров, являющихся предметом сделки, а также тот, кто может рассматриваться как обладающий такими знаниями или опытом вследствие того, что он использует услуги агента, брокера или иного посредника, который ведет себя так, как будто он обладает такими знаниями и опытом".

      Наверное,  имеет  смысл,  для  того  чтобы  устранить  юридико-технические недочёты гражданского  законодательства  в  вопросах  предпринимательства,  разработать  и  принять  специальный  закон  о  предпринимательской  деятельности,  который  позволит  упростить  приобретение  статуса  и  деятельность  предпринимателя,  оптимизировать  и  удешевить  государственное  регулирование  его  деятельности  и  надзор  за  нею,  что,  несомненно,  пойдёт  на  пользу  всему  обществу  и  облегчит  работу  правоприменителя. 
 

 

    Глава 3. Сущность предпринимательства.

     При выявлении этой сущности важно опираться  на огромный мировой опыт исследования данного феномена. Именно практика направила мировую экономическую  мысль на его осмысление, обобщение, на создание экономической теории предпринимательства. Последняя не может, естественно, рассматриваться  как статичная система. Экономические  реалии второй половины текущего столетия со сложнейшими внутрихозяйственными и межгосударственными отношениями  значительно усложнили практику предпринимательства. В его развитии возникли новые закономерности, что  требует постоянного углубления и совершенствования соответствующей  теории. 

3.1. Выяснение экономической сущности предпринимательства.

     Выяснению сущности предпринимательства  и  предпринимателя уделяли внимание многие выдающиеся зарубежные учёные, поскольку с развитием рыночной экономики роль предпринимательства усиливается, а ведущими хозяйствующими субъектами становятся предпринимательские организации (фирмы, кампании и другие сложные предпринимательские объединения). В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: представители различных отраслей знаний (экономисты, философы, социологи, правоведы и другие по разному трактуют содержание этого термина, сообразуясь с поставленной целью исследования и накопленными знаниями.

     В современной экономической литературе четкого выделения глубинной  сущности предпринимательства нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью  предпринимательской деятельности. К сожалению, такой подход господствует ныне и в России. Хуже всего, он закреплен  у нас законодательно. В Законе РФ "О предприятиях и предпринимательской  деятельности" предпринимательство  приравнивается к обычному бизнесу.

     Анализ  зарубежной литературы и первых отечественных  работ по теории и практике предпринимательства  показывает, что к пониманию его  экономической сущности целесообразно  идти через характеристику категории " предприниматель ".

     Предприниматель, с моей точки зрения, - это субъективный фактор воспроизводства, способный, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе появлялся дополнительный доход.

     Движущим  мотивом предпринимательской деятельности является прежде всего получение  предпринимательского дохода, который  идет на развитие этой деятельности и  на самообогащение. Здесь речь о  чисто экономических мотивах. В  литературе нередко отмечают и другой фактор - самоутверждение личности, когда предпринимательство становится не просто деятельностью, а образом  жизни. 

3.2. Функции предпринимательства.

     Исходя  из предложенной характеристики понятия "предприниматель", функций, которые он выполняет в ходе своих практических действий, и попытаюсь определить сущность такого экономического явления, как предпринимательство (ибо сущность в практике хозяйственной деятельности проявляется именно через функции, выполняемые субъектом предпринимательской деятельности, т.е. предпринимателем).

     Суть  предпринимательства как методу ведения хозяйства раскрывают его основные функции: ресурсная, организационная и творческая.

     Ресурсная функция предпринимательства предусматривает, что оно нацелено на наиболее эффективное использование материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов с учетом достижений науки, техники, управления и организации производства.

     Организационная функция сводится к деятельности по организации производства, сбыта, маркетинга, менеджмента и рекламы.

     Творческая функция заключается в содействии, генерированию и реализации новых идей, осуществлению технико-экономических, научных разработок, проектов, которые связаны с хозяйственным риском.

     Для предпринимательства как метода ведения хозяйства характерны такие  основные признаки: самостоятельность  и независимость хозяйничающих  субъектов, хозяйственный риск; экономическая  ответственность.

     Предпринимательство как особенный тип экономического мышления характеризуется оригинальными  взглядами и подходами до принятия решений, которые реализуются в  практической деятельности. Центральную  роль здесь играет лицо предпринимателя. Предпринимательство рассматривается  не как род занятий, а как особенность  ума и человеческой натуры.

     Таким образом, предприниматель - субъект, который совмещает в себе новаторские, коммерческие и организаторские способности для поиска и развития новых видов, методов производства, новых благ и их новых качеств, новых областей применения капитала. А отсюда и предпринимательство - это тип хозяйственного поведения предпринимателей из организации, разработки, производства и реализации благ с целью получения прибыли и социального эффекта. 
         Сущность предпринимательства сосредотачивается в проявлении инициативной, новаторской, самостоятельной деятельности. А цель возводится, с одной стороны, к получению прибыли или личного дохода, в результате не каких-то конъюнктурных дел, а предсказания точного расчета, а из другого - к наиболее эффективному использованию факторов, стремления реализовать творческие потенции человека.
 
 

          
 

Глава 4. Многообразие предпринимательских форм и проблема их эффективного выбора.

     Успех предпринимательской деятельности в значительной мере зависит от того, насколько эффективен выбор ее формы, в частности организационно-правовой. В современной России этот вопрос - один из главных для перехода к  предпринимательскому типу хозяйствования. Правда, в настоящее время, при  многократно критиковавшихся в  литературе “командно-административных”  методах приватизации, выбор той  или иной формы (во всяком случае, организационно-правовой) во многом предопределен соответствующей  законодательно-нормативной базой. Однако, во-первых, элементы свободы  в рассматриваемом отношении  все же имеются, и они сильнее  выражены применительно к малым  и вновь создаваемым предприятиям (по сравнению с крупными и с  приватизированными). Во-вторых, законодательство и иные нормативные акты, вне всякого  сомнения, будут совершенствоваться, и раньше или позже проблема выбора формы предпринимательской деятельности полностью останется за самими ее субъектами.

     Эффективными  для данных места и времени  должны быть признаны те формы предпринимательства, которые позволяют максимально  результативно использовать наличный производственный аппарат, производственную и социальную инфраструктуру, трудовые, интеллектуальные и природные ресурсы, существующие экономические, прежде всего  рыночные, и правовые отношения.

     По  критерию формы собственности выделяют личные, частные (включая частно-коллективные), государственные, муниципальные и  смешанные предприятия. Различают  производственный, коммерческий и финансовый виды предпринимательства. По масштабам  последнее подразделяют на малое, среднее  и крупное (корпоративное); по ареалу (широте территориального охвата) - на местное, региональное, общегосударственное  и межгосударственное; по отраслевой направленности - на промышленное, аграрное, строительное, транспортное, торговое и т. д.

     Особый  вопрос - организационно-правовые параметры  предпринимательства. До недавнего  времени в перечень его организационно-правовых форм большинство авторов включали индивидуально-частные, кооперативные  и арендные предприятия, акционерные  общества, товарищества и др. По Гражданскому кодексу РФ к числу таких форм относятся: 1) хозяйственные товарищества (полные, коммандитные и с ограниченной ответственностью) и общества (АО открытого  и закрытого типа); 2) производственные кооперативы; 3) государственные и  муниципальные унитарные предприятия; 4) некоммерческие организации.

     На  выбор формы хозяйственной деятельности влияют размеры капитала, мера готовности предпринимателя брать на себя ответственность (в полной мере или частично) за результаты своей деятельности. Большое влияние  здесь оказывают и такие факторы, как размах предполагаемой деятельности, ее виды, а также отраслевая и  функциональная направленность, общеэкономическая  ситуация в стране и в данном регионе, социальная и политическая обстановка в государстве. Все это должно быть учтено и просчитано при составлении  бизнес-плана - документа, без которого нельзя начинать дело. Именно в бизнес-плане  надлежит проанализировать всю совокупность факторов, способных оказывать хоть какое-то воздействие на предпринимательскую  деятельность и ее эффективность, связанную  с нацеленностью на максимум предпринимательского дохода с единицы капитала. Только комплексный учет всей этой совокупности дает ответ на вопрос, какая из организационно-правовых форм может обеспечить такой максимум.

Информация о работе Предпринимательство: понятие, сущность и формы