Предпринимательство: понятие, сущность и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической деятельности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

Глава 1. История предпринимательства……………………………….……………..….5

1.1. История развития предпринимательства………………………………….....5

1.2. Эволюция терминов «предприниматель» и «предпринимательство»……..7

Глава 2. Понятие предпринимательской деятельности………….……………………11

2.1. Признаки предпринимательства…………………………………………….11

Глава 3. Сущность предпринимательства……………………………………………...19

3.1. Выяснение экономической сущности предпринимательства……………..19

3.2. Функции предпринимательства……………………………………………..20

Глава 4. Многообразие предпринимательских форм и проблема их эффективного выбора………………………………………………………………………….22

Заключение…………………………………………………………………….................25

Список использованной литературы…………………………………………………27

Приложение А (Типология предпринимательской деятельности)…………………...28

Работа содержит 1 файл

Курсовая по предпринимательству.docx

— 276.72 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по  образованию РФ 

ГОУ ВПО  «Пермский государственный технический университет»

Лысьвенский филиал 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»  

Тема: Предпринимательство: понятие, сущность и формы 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Студентка

                                                       Группы ЗЭУП–09-1

                                                      Шифр 09-12 

                                                      ___________ Макушина Е.Н. 
 
 
 

                                                      Преподаватель

                                                          Софронова В.Е. 
 
 

г. Лысьва, 2010

 

                Содержание

Стр.

Введение…………………………………………………………………………………...3

Глава 1. История предпринимательства……………………………….……………..….5

     1.1. История развития предпринимательства………………………………….....5

      1.2. Эволюция терминов «предприниматель»  и «предпринимательство»……..7

Глава 2. Понятие предпринимательской деятельности………….……………………11

      2.1. Признаки предпринимательства…………………………………………….11

Глава 3. Сущность предпринимательства……………………………………………...19

      3.1. Выяснение экономической сущности  предпринимательства……………..19

      3.2. Функции предпринимательства……………………………………………..20

      Глава 4. Многообразие предпринимательских  форм и проблема их эффективного            выбора………………………………………………………………………….22

Заключение…………………………………………………………………….................25

Список  использованной литературы…………………………………………………27

Приложение  А (Типология предпринимательской  деятельности)…………………...28

 

Введение.

     Целью моей работы является определения понятия  «Предпринимательство».

     Предпринимательство есть, прежде всего, мыслительный процесс, но поскольку каждый из нас обладает собственным аппаратом, стереотипом мышления, то применительно к этой конкретной сфере деловой активности и успехи у каждого предпринимателя различны. Но уровень успеха не может не отражать уровень мышления, хотя одного этого недостаточно - большую роль играет в этом случай, удача, везение и т. п. Однако случай, удача, везение сопутствуют лишь тому, кто научился и может мыслить. Именно к этому - к попытке помочь каждому индивиду выработать свой собственный стереотип мышления - сводится основная задача процесса обучения.

     Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

     В данной работе описывается механизм предпринимательства с учетом накопленного опыта развитии теории и практики в развитых западных странах, применения законодательства, регулирующего организацию предпринимательской деятельности.

     Наличие в любом обществе условий для  предпринимательства, существование в таком обществе предпринимательского корпуса — это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства.

      Поскольку из журналов мы получаем более свежую, интересную и необходимую информацию, то они сыграли значительную роль в раскрытии данной темы. Это такие журналы как – «Предпринимательство», «Вопросы экономики», «Экономист», «Проблемы практики управления» и другие.

      Данная  литература использовалась для раскрытия  сущности предпринимательской деятельности, определения ее основных характерных  черт и выполняемых функций, а  также выявления условий эффективного развития и необходимости государственного регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. История предпринимательства.

       История предпринимательства –  тема весьма актуальная и вызывающая  живой научный и общественный  интерес. Современная историческая наука, проявляя большой интерес к развитию предпринимательства, имеет свои задачи. Они заключаются в конкретном рассмотрении проблемы предпринимательства на основе исторических фактов в их хронологической взаимосвязи.  

1.1. История развития предпринимательства.

      История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время  купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. Деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы  в ценах, перемещаемых с рынка на рынок товаров. В данный период функциональное содержание предпринимательства ограничивалось использованием возникающих рыночных неравновесий, а его доминирующим предлогом была сопряженность с высокой степенью риска. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своём заводе.

      С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные кампании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 году, была создана английская Ост-Индийская торговая компания, в 1670 году – кампания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие сферы экономики.

      С середины XVII в. возникают первые акционерные  банки. Так, в 1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г. – Банк Шотландии. В  конце XVIII и начале XIX вв. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах.

      В России предпринимательство существует с давних времён. Зародилось оно  ещё в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми  предпринимателями в России можно  считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится  к годам правления   Петра  I (1689 – 1725 гг.). По всей России создаются мануфактуры, бурно развиваются такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. Известнейшим представителем династии предпринимателей промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский купец.

      Дальнейшее  развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства  стала реформа 1861 года. Начинается строительство  железных дорог, реорганизуется  тяжелая  промышленность, оживляется акционерная  деятельность. Развитию и переустройству промышленности способствует иностранный  капитал. В 90-е годы XIX века в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства.  В XV- первой половине XIX века шел процесс формирования национального типа российского предпринимателя, главным чертами которого были патриотизм и приверженность к православным ценностям. В начале XX века предпринимательство становится массовым явлением в России. Начинается  процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны «Продамет», «Продвелом», «Продуголь», товарищества Российско-американской мануфактуры, братьев Нобель и другие.

      К сожалению, в России после окончания  Первой мировой войны и завершения двух революций – Февральской  и Октябрьской – был взят курс на ликвидацию рыночных экономических  связей.

      Некоторое оживление в предпринимательскую  деятельность внесла новая политика – НЭП (1921-1926 гг.). Однако с конца 20-х  годов предпринимательство вновь  сворачивается и лишь в 90-е годы началась его реанимация в России. В октябре 1990 года был принят Закон  «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 года – Закон «О предприятии и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий.

      В настоящее время в России насчитывается  около 10 000 акционерных предприятий  и свыше  1 500 акционерных коммерческих банков. На 1-е января 2010 года из общего числа 3 573 тысяч предприятий и организаций 2 973 тысячи, или 70 %, находились в частной собственности .

1.2. Эволюция  терминов «предприниматель» и «предпринимательство».

     Предпринимательство, как и любой вид деятельности, должно иметь теоретические основы, объясняющие его сущность. Понятия  «предприниматель» и «предпринимательство»  в современном смысле впервые  употребил английский экономист  конца XVII – начала XVIII веков Ричард Кантильон. Он высказал мнение, что предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, который и определяют действительную стоимость экономических благ.

     Позже известный французский экономист  конца XVIII- начала XIX веков Ж.Б. Сэй (1767-1832 гг.) в книге «Трактат политической экономии» (1803г.) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трёх классических факторов производства - земли, капитала, труда. Основной тезис Ж.Б. Сэй состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка».

     Английский  ученый-экономист А. Смит (1723-1790 гг.) в своем основном труде «Исследование  о природе и причинах богатства  народа» (1776 г.) уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению А. Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли, идет на риск.

     Д. Векардо предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного  элемента эффективного хозяйствования. В основу экономической теории К. Маркса легло представление о  предпринимателе как о капиталисте-эксплуататоре.

     И лишь на рубеже XIX-XX вв. начинается осознание значение  и роли института предпринимательства. Французский экономист А. Маршал (1907-1968 гг.) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор – организация. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и передаваемые ему функции.

     Американский  экономист Дж. Б. Кларк (1847-1938 гг.) несколько видоизменил «триединую формулу» Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора:

  1. капитал;
  2. капитальные блага – средства производства и земля;
  3. деятельность предпринимателя;
  4. труд рабочего.

Информация о работе Предпринимательство: понятие, сущность и формы