Предпринимательство как форма рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать значение и содержание предпринимательства. Поставленная цель решается через следующие задачи:
1. определить понятие предпринимательства;
2. раскрыть главные принципы и функции предпринимательства;
3. рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития предпринимательства.
4. в заключение подвести итоги по проделанной работе применительно к Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….2
Глава 1. Теоретическое представление предпринимательства как формы рыночных отношений
1.1. Понятие предпринимательства и его макросреда. 4
1.2. Предпринимательство как явление и процесс. Принципы предпринимательства. 8
1.3. Функции предпринимательства. 12
1.4. Основные формы организации предпринимательства. Рынок – среда существования предпринимателей. 15

Глава 2. Анализ предпринимательства как формы рыночных отношений в России
2.1. Основные принципы рыночного саморегулирования организации……..19
2.2. Российское предпринимательство: факторы и направления формирования и развития…………………………………………...…..26
2.3. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике РФ…...……32

Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

Копия курсовая.docx

— 399.99 Кб (Скачать)

     Направления совершенствования  институциональных  факторов. В 2007 г. Правительство РФ приняло новый Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства , а также планируется принять поправки в закон о приватизации имущества и, возможно, будет принят и закон о контрольнокассовых машинах, снижающий уровень контроля над малым бизнесом.

     Современным решением проблемы расширения сектора  кредитования малого бизнеса банками  РФ могло бы стать рефинансирование кредитных портфелей банков под  залог прав требования по заключенным  ими  кредитным

договорам с предприятиями малого бизнеса, используя инструменты рынка

капиталов, например, путем выпуска облигаций.

     При этом фондовый рынок обзаведется  новым инструментом инвестирования, который менее рискованный, чем  необеспеченная корпоративная облигация . Также целесообразно рассмотреть  в качестве одного из источников рефинансирования использование стабилизационного  фонда РФ. Этот инструмент позволит расширить финансовые возможности  банков в отношении  выдачи кредитов малым предприятиям и снижения процентной ставки по кредитам. В настоящий  момент этот финансовый инструмент в  РФ не применяется вследствие недостаточности  правового регулирования данного  сегмента рынка.[6, c 38]

     2.3. Роль малого и  среднего предпринимательства  в экономике РФ.

 

     В секторе торговли работает около 42% малых предприятий Российской Федерации, на которых трудятся свыше 3 млн. человек.  На торговлю приходится более 60% оборота малых предприятий Российской Федерации.

     

     Рис. 2. Количество малых предприятий

Именно  малые и средние торговые предприятия  часто первыми начинают продажи  новых товаров, производители которых  еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции  и выхода в розничные сети. Таким  образом, наличие достаточного количества малых и средних торговых предприятий  и их высокое качество стимулируют  инновационную активность в стране. 

     

     Рис. 3. Структура оборота малых предприятий и структура занятости 

     При этом следует особо отметить вклад  торговли и в общее развитие предпринимательства  в стране, так как зачастую именно торговля является «первым шагом» для  многих предпринимателей перед переходом  в другие сферы экономической  деятельности.

     С 2005 по 2010 годы выручка организаций  отрасли торговли демонстрировала  один из самых высоких темпов роста, который составил 24,2%, уступая только финансовым услугам, рыболовство, строительству  и образованию.

     По  состоянию на 1 января 2010 г. в секторе  торговли Российской Федерации действовало  более 2,5 млн. хозяйствующих субъектов, 69% из которых – индивидуальные предприниматели. Торговая отрасль – лидер среди  всех отраслей российской экономики  по количеству созданных рабочих  мест: общая численность занятых  в 2009 г. составила около 12 млн. человек  или 17,8% от всего занятого населения  страны. 

     

     Рис.4. Оборот розничной и оптовой торговли 

     При этом оборот розничной торговли показывал  более высокие темпы роста, чем  темпы роста оборота оптовой  торговли. Среднегодовые темпы роста  оборота оптовой торговли с 2000 г. составляли 8,5% в год, в то время  как розничной – только 9,7%. Объёмы оборота в 2010 году достигли показателя в 31,5 трлн. руб. для оптовой торговли и 16,4 трлн. руб. – для розничной. 

     

     Рис. 5. Динамика оборота розничной торговли в 2008-2011 гг.

 

     По  итогам 2010 года оборот розничной торговли составил 16435,8 млрд. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 4,4% к 
2009 году.

     В оптовом сегменте восстановление продаж в 2010 году происходило

достаточно  медленными темпами. В 2010 году оборот оптовой торговли составил 31454,3 млрд. рублей, или 101,3% к 2009 году.

     Торговля  вносит весомый вклад в произведенный  валовой внутренний продукт. По итогам 2010 года доля оптовой и розничной  торговли в валовой добавленной  стоимости составила 18,1% (6968,8 млрд. руб.).[10]

 

Заключение

     Подводя итоги изложенному можно сделать  следующие выводы:

     Во-первых, предпринимательство  является одной из наиболее существенных черт рыночной  системы. Оно создает  и формирует философию рыночных отношений, именно поэтому дух предпринимательства  считается четвертым фактором производства.

Во-вторых, предпринимательство выступает в качестве особой формы экономической активности, основанной на инновационном самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих предпринимателю доход и осознание своей значимости как личности. В основе эффекта предпринимательства лежит новаторская, инициативная деятельность человека, мобилизующего все свои силы, целеустремленно использующего все возможности для достижения поставленной цели и несущего полную ответственность за свои действия.

Во-третьих, предпринимательская деятельность начинается на уровне мышления – от зарождения предпринимательской идеи до принятия решения. Различают две основные формы предпринимательства – частное и государственное, которые базируются на многих общих принципах. Для развития производственной и инновационной инфраструктуры малого и среднего бизнеса необходимы соответствующая кадровая база, высокоэффективные формы отбора и подготовки предпринимателей и государственных служащих с применением современных тренинговых методов, использованием различных форм организации бизнеса

Основным  субъектом предпринимательской  деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий с другими  участниками этого процесса - потребителями, государством, партнерами, наемными работниками. Объектами предпринимательской деятельности являются товар, работа или услуга.

Необходимо  иметь ввиду существование некоторых  факторв, мешающих развитию здоровой предпринимательской культуры в России. Внешние препятствия, в том числе несовершенство государственной политики и правоприменения, мешают организации своего дела, препятствуют росту компаний, создают почву для коррупции и взяточничества. Данные различных опросов отражают эти факторы: российские предприниматели ставят деловую этику и корпоративное управление на одно из последних мест в перечне полезных знаний. 

Тем не менее, есть надежда на перемены к  лучшему. По мере увеличения числа успешно  работающих предпринимателей, по мере того, как все более заметными  становятся создаваемые ими ценности и рабочие места, государство  может проявлять растущую заинтересованность в том, чтобы прислушиваться к  их мнению относительно законов, призванных содействовать росту предпринимательства  в России.

Важно отметить, что именно малые и средние торговые предприятия часто первыми начинают продажи новых товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети. Таким образом, наличие достаточного количества малых и средних торговых предприятий и их высокое качество стимулируют инновационную активность в стране.

Хотелось  бы отметить, что торговая отрасль – лидер среди всех отраслей российской экономики по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых составляет около 17,8% от всего занятого населения страны. Из чего следует, что предпринимательство вносит весомый вклад в производственны й валовый внутренний прдукт

 

Список  литературы

 
  1. Багиев Г.Л., Асаул А.Н., Организация предпринимательской деятельности, 2011

    http://www.aup.ru/books/m72/1_1.htm

  1. Баликоев В.З.«Общая экономическая теория» 5-е издание, изд-во Омега-Л, Москва, 2006
  2. Бондарец А. В., Бородина Т. В., Экономика организации (предприятий), учеб. пособие, ВолгГТУ, Волгоград, 2006
  3. Васильева Я., Российское предпринимательство: факторы и направления формирования и развития, “Предпринимательство”, №7, 2008г.;
  4. Вебер М., Избранные произведения, Библиотека Гумер,2011г. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Weber/osn_soc.php
  5. Гончарук В.А., Развитие предприятия,2011

    http://www.aup.ru/books/m62/

  1. Добрынин А. И., Тарасевича Л.С «Экономическая теория» 3-е издание, изд-во Питер, 2006.
  2. Кащеева Е.,Садовой А., Мотивационные факторы создания интеграционных предпринимательских систем, “Предпринимательство, №6, 2008г.;
  3. Лапуста М.Г., ПориневА.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. «Предпринимательство» 4-е издание,  изд-во ИНФРА-М, Москва 2005.
  4. Помарев В., Методы предотвращения несанкционированных банкротств предприятий, “Предпринимательство”,№ 8, 2008г. ;
  5. «Словарь терминов и понятий по обществознанию» 3-е издание, изд-во Айрис Пресс, Москва, 2009.
  6. Стратегия развития торговли в РФ, www.minpromtorg.gov.ru/ministry/.../Strategiya_vnutrennej_torgovli.doc , 2011г.
 
  1. Сыроижко  В.,Основные принципы рыночного саморегулирования  организации, “Предпринимательство”, №5, 2008г. ;
  2. Ширенбек Х., "Экономика предприятия", 15 изд., 2011

    http://www.booksmylife.info/texnika/8679-yekonomika-predpriyatiya.html

  1. Юркова Т.И., Юрков С.В., Экономика предприятия, 2011

    http://www.aup.ru/books/m88/

Информация о работе Предпринимательство как форма рыночных отношений