Предпринимательство как форма рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать значение и содержание предпринимательства. Поставленная цель решается через следующие задачи:
1. определить понятие предпринимательства;
2. раскрыть главные принципы и функции предпринимательства;
3. рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития предпринимательства.
4. в заключение подвести итоги по проделанной работе применительно к Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….2
Глава 1. Теоретическое представление предпринимательства как формы рыночных отношений
1.1. Понятие предпринимательства и его макросреда. 4
1.2. Предпринимательство как явление и процесс. Принципы предпринимательства. 8
1.3. Функции предпринимательства. 12
1.4. Основные формы организации предпринимательства. Рынок – среда существования предпринимателей. 15

Глава 2. Анализ предпринимательства как формы рыночных отношений в России
2.1. Основные принципы рыночного саморегулирования организации……..19
2.2. Российское предпринимательство: факторы и направления формирования и развития…………………………………………...…..26
2.3. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике РФ…...……32

Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

Копия курсовая.docx

— 399.99 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….2

Глава 1. Теоретическое представление  предпринимательства  как формы рыночных отношений

1.1. Понятие предпринимательства и его макросреда. 4

1.2. Предпринимательство как явление и процесс. Принципы предпринимательства. 8

1.3. Функции предпринимательства. 12

1.4. Основные формы организации предпринимательства. Рынок – среда существования предпринимателей. 15 

Глава 2. Анализ предпринимательства  как формы рыночных отношений в России

2.1. Основные  принципы рыночного саморегулирования  организации……..19

2.2. Российское  предпринимательство: факторы и  направления формирования и             развития…………………………………………...…..26

2.3. Роль малого  и среднего предпринимательства  в экономике РФ…...……32 

Заключение………………………………………………………………………36

Список  литературы…………………………………………………………….38

 

Введение

На современном  рынке предпринимательство играет важную роль. В странах  рыночной  экономики   предпринимательство   получило широкое распространение и  составляет  подавляющую  часть  среди  всех  форм организаций.

В связи  с  приватизацией  за  государством осталась лишь  часть организаций  и  предприятий,  а  остальные  перешли  в частное владение. Основную часть российского предпринимательства  составляет малый  и  средний  бизнес.

           В период свободной конкуренции значительная часть производительных сил находится в рамках классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание лишь некоторых экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д.

Общественный   характер   предпринимательства   означает   не   только деятельность участвующих  в  нем  агентов,  но  и  наличие   в  общественном

хозяйстве   определённых   условий,    позволяющих    реализовать    присущие предпринимательству  функциональные  признаки.  Совокупность  таких  условий составляет  среду   предпринимательства.

           Далее рассмотрим значение предпринимательства  на современном этапе функционирования  экономики страны. Что входит в содержание предпринимательства и какие тенденции оно переживает в современной России?

     Исходя  из вышесказанного, мы ставим перед собой следующую цель: исследовать значение и содержание предпринимательства. Поставленная цель решается через следующие задачи:

  1. определить понятие предпринимательства;
  2. раскрыть главные принципы и функции предпринимательства;
  3. рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития предпринимательства.
  4. в заключение подвести итоги по проделанной работе применительно к Российской Федерации.

 

Глава 1. Теоретическое представление  предпринимательства  как формы рыночных отношений.

    1. Понятие предпринимательства и его макросреда.

    Предпринимательство - самостоятельно осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, выполнения работ, оказания услуг, изготовления продукции, одновременно направленная и на удовлетворение общественных потребностей. Предпринимательство — это социальный и экономический институт общества, закрепленный и регламентируемый законом, имеющий четкую организационную и правовую структуру. [2](c.264)

    Предприниматель – активный субъект рыночной экономики, обладающий всеми необходимыми качествами для осуществления новых комбинаций ресурсов и факторов производства с целью создания новых товаров и получения прибыли, действующий в условиях неопределенности риска и несущий ответственность за самостоятельно принимаемые решения. [6](c.526)

    Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики.

    Предприниматели функционируют в определенных условиях, составляющих в совокупности предпринимательскую среду, которая и представляет интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров и получении прибыли (дохода). Как интегрированная сложная система предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, как правило, независимую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями.

    Предпринимательская среда складывается на основе развития производительных сил, совершенствования  производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного климата, формирования рынка как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших условий.

    Известные ученые, занимающиеся исследованиями благоприятных условий развития предпринимательства, считают, что эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать цивилизованным и законопослушным предпринимателям необходимые экономические свободы как первое и определяющее условие становления предпринимательства, а второе условие — организационно-хозяйственное новаторство. [1](c.49)

    Предпринимательство реализуется в конкретной социально-экономической  среде на макроуровне, и оно не может не учитывать ее, поскольку  и исходит из этой среды, и приспосабливается  к ней. В конечном итоге, предпринимательство  — продукт этой среды. Данная среда  предпринимательства столь многообразна, что объяснить, изложить все ее аспекты  практически невозможно в рамках учебника по общей экономической  теории. Ниже приводятся основные ее направления.

    Предприниматель должен хорошо разбираться прежде всего  в двух вещах: в конкретном экономическом  положении своей фирмы и в  ее возможностях. Ведь фирма и ее макросреда постоянно и динамично  взаимодействуют - здесь нет места  спокойствию, статике. Нельзя расслабляться. Поэтому предприниматель должен четко представлять силу и слабость фирмы по отношению к внешней среде, возможности и угрозы, исходящие из внешней среды. Все это необходимо для максимально благополучной адаптации фирмы в своей макросреде: принять меры для наращивания своей мощи и в то же время свести к минимуму слабости фирмы, использовать все возможности, которые вольно или невольно предоставляет ей внешняя среда, тем самым ликвидируя угрозу для своей фирмы или сводя ее к минимуму. Что же конкретно должен учитывать предприниматель?

    Экономическая среда. Предприниматель должен четко знать, на какой фазе экономического цикла находится в данный момент экономика страны; в каком состоянии находится внешняя торговля; каковы уровни безработицы и инфляции; устойчива ли налоговая система или постоянно подвергается изменениям; насколько стабилен курс национальной валюты; каков уровень жизни населения в целом и отдельных его слоев в частности. Ведь от учета всех этих элементов экономической среды зависит напрямую благополучие предпринимателя.

    Политическая  ситуация. Очевидно, что каждая партия, правительство, находящиеся у власти, по-своему видят социально-экономическое развитие страны. Поэтому частая их смена не способствует стабильности макросреды предпринимательства. Риск предпринимателя возрастает. Для него наиболее удобно и выгодно то правительство, которому он доверяет и которое стабильно.

    Самое же негативное влияние переменчивая политическая ситуация оказывает на перспективное развитие производства, так как предприниматели не рискуют  осуществлять капитальные вложения в долгосрочные проекты.

    Социальная  среда. Социальная стабильность в обществе стимулирует развитие предпринимательства. Возникновение, обострение любых социальных или классовых противоречий, снижение уровня социальной защищенности трудящихся или наименее оплачиваемых слоев населения дестабилизируют общество, а следовательно, внешнюю среду предпринимательства. Отсутствие преемственности в социальной политике, идеях развития, целях, поставленных перед обществом, в национальной и международной политике ведет к тому же.

    Культурная  среда. Она складывается исторически, в течение сотен, а то и тысяч лет. Чем выше уровень ее развития, тем стабильнее и прогнозируемее предпринимательство. Во-первых, само предпринимательство находит большее понимание в высококультурной социальной среде, в то время как в менее культурной среде оно вызывает зависть, осуждение, пренебрежение, что мешает его развитию. Во-вторых, культурная среда предполагает частое изменение моды, вкусов, интересов и т.д., возрастают и разнообразятся потребности населения, что постоянно создает новые возможности для развития, для новых успехов предпринимательства.

    Правовая  среда. Предпринимательство может развиваться только при твердом и стабильном законодательстве. Какими бы неблагоприятными ни были законы, указы, положения и другие акты, регулирующие предпринимательство, оно может приспособиться к ним. Единственно, что абсолютно противопоказано предпринимательству, - это постоянные изменения в законодательстве, делающие деловую жизнь просто непредсказуемой. Могут меняться законы о собственности, о налогообложении, о найме рабочей силы, о профсоюзах, о налоговых льготах и т. д. В той или иной степени, так или иначе, они либо стимулируют предпринимательство, либо тормозят его развитие.

    Технологическая среда - то состояние, в котором находятся в стране научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), отрасли машиностроения, радиоэлектроники, металлургии, химии и т. д. В то же время, даже при технологически высоком уровне производства, она может быть разной в различных отраслях. Разной в том смысле, что одни отрасли способны в технологическом отношении тормозить развитие других отраслей или, наоборот, выступить в роли «локомотивов». Технологическая среда должна быть так структурно равномерно развита, чтобы весь комплекс национального хозяйства развивался равномерно, чтобы одни отрасли производства не тормозили другие, а, наоборот, подтягивали их. С учетом, конечно, отраслевых особенностей развития.

    Кроме того, предприниматель постоянно  должен быть в курсе существующих и ожидаемых технологических  новинок. Ведь от его информированности  зависит позиция фирмы на рынке, ее конкурентоспособность, адаптивность к рыночной конъюнктуре.

    Физико-географическая, или природно-климатическая, среда. Этот фактор имеет исключительно разнообразное влияние на предпринимательство, от наличия природных ресурсов во всей их полноте в стране и, следовательно, существования благоприятной фундаментальной основы предпринимательства до их почти полного отсутствия и, следовательно, состояния постоянного преодолевания дефицита ресурсов. Природно-климатическая среда существенно влияет и на формирование потребностей, а значит, на емкость рынка, спрос.

    В то же время природно-климатические  условия тысячелетиями воздействуют на формирование национального образа мышления, культуры, обычаев, традиций, нравов. Все это характеризует  степень слияния человека, народа в целом с природой, и это  чувство близости к природе становится одним из мощнейших факторов, формирующих  национальные особенности предпринимательства, его специфику. [5](c.111)

    1. Предпринимательство как явление и процесс. Принципы предпринимательства.

    Предпринимательство как явление отражает всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и др.), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров и получением желаемого результата в виде прибыли (дохода). Предпринимательство как явление отражает всю систему отношений (финансовых, экономических, социальных), которые объективно возникают у предпринимателей (как хозяйствующих субъектов) друг с другом, с потребителями, поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, оборудования, топлива, энергии и т.п.), с банками и другими субъектами рынка, с наемными работниками (сотрудниками) и, наконец, с государством в лице соответствующих органов исполнительной власти. Предпринимательство как экономическое явление отражает товарный характер отношений предпринимателей с другими хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.) и всех инструментов товарного производства и обращения.

    Предпринимательство как процесс представляет собой сложную «цепочку» целенаправленных действий предпринимателей начиная с момента возникновения (зарождения) предпринимательской идеи и заканчивая воплощением ее в конкретный предпринимательский проект. Предпринимательство — это процесс создания новых товаров, работ, услуг, обладающих ценностью для потребителей; процесс удовлетворения постоянно растущих потребностей; процесс, осуществляемый на основе постоянного комбинирования факторов производства, эффективного использования имеющихся ресурсов для достижения наилучших результатов. Этот процесс является непрерывным, постоянно возобновляется, поскольку постоянно изменяются потребности, которые предприниматели удовлетворяют. Этот процесс требует больших затрат всех факторов производства, часто обречен на временную неудачу, но в итоге предпринимателю приносит личное удовлетворение достигнутый им денежный доход (прибыль). Следовательно, предпринимательство как процесс включает в себя поиск новых творческих идей, их анализ и оценку с точки зрения потребностей рынка и экономической выгоды, формирование целей по реализации идей, воплощение идей в новом предприятии, в освоении производства новых продуктов, в совершенствовании организации производства, т.е. в реализации и воплощении идей в конкретный результат (продукт, технологию, услугу и т.д.), приносящий предпринимателю прибыль. [3](c.284)

Информация о работе Предпринимательство как форма рыночных отношений