Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:33, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы на основе экономических и психологических исследований и выводов, обоснованно показать, что предпринимательскими способностями – как особым фактором производства обладает не кахдый человек, ведущий предпринимательскую деятельность, ведь это особого рода талант, являющийся предпосылкой успешного ведения бизнеса.
Достижение цели исследования базировалось на поэтапном решении следующих основных задач:
- выявить сущностные и функциональные особенности предпринимательских способностей – как фактора производства в экономической системе;
- показать, что под предпринимательской способностью обычно понимают особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства;
- определить условия функционирования предпринимательств, а характеризующие общеэкономическую среду, в которой функционирует предприниматель;
- проанализировать индивидуально – психологические особенности личности предпринимателя на основе исследований и аргументов.
Введение
1.Предпринимательские способности – как
фактор производства
1.1.Понятие фактора производства
1.2.Предпринимательские способности:
сущность, значение, функции
2.Индивидуально – психологические особенности
личности успешного предпринимателя
2.1.Основные направления исследования психологии
предпринимательской деятельности в России
2.2.Изучение психологических особенностей
личности предпринимателя
2.3.Портрет личности предпринимателя на основе
анализов исследователей в области психологии
3.Предпринимательский успех – главная цель
реализации предпринимательских способностей
3.1Реализация предпринимательской
идеи – составляющее успеха
3.2 Коммерческая информация –
залог предпринимательского успеха
Заключение
Список литературы
Приложения
Интрапредпринимательство - предпринимательская деятельность, проводимая внутри крупного предприятия.
Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.
Международный бизнес - предпринимательская деятельность, в которой совместно участвуют фирмы разных стран и используется международный капитал.
Совместное предпринимательство - общая
предпринимательская деятельность нескольких
партнеров, в том числе партнеров разных
стран. Для совместного предпринимательства
характерна необходимость согласования
экономических интересов всех участников
предпринимательской деятельности.
2.Индивидуально
– психологические
особенности личности
успешного предпринимателя
2.1. Основные
направления исследования психологии
предпринимательской деятельности в России
В последние годы ученые самых разных профессиональных направлений (экономисты, философы, психологи, социологи и др.) уделяют серьезное внимание развитию теории предпринимательства, его сущностным характеристикам, роли в экономическом развитии стран. Серьезным исследованиям подвергаются личностные характеристики предпринимателей, постоянно добивающихся успехов в своем бизнесе.
Психологи В.С. Автономов и С.М. Белозеров считают, что «предпринимательство – особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела. Это не управление, это творческая активность в экономике, связанная со специфическими личностными качествами»3.
И. Бунин определяет предпринимательство как поиск, выявление и использование деловых возможностей, появляющихся в результате перемен в управленческих, маркетинговых, технологических и других подсистемах.
С.К. Рощин пишет, что предпринимательству, как особому виду деятельности, придает своеобразие набор определенных способностей и умений, не только дающих материальное благосостояние, но и накладывающих на человека серьезную ответственность. Каждый имеет право стать предпринимателем, но не каждый может.
П.Г. Щедровицкий определяет предпринимательство как «тип мышления и деятельности. Движущая сила предпринимательства, считает он, - это воля, представления и мысли. Предпринимательская деятельность складывается, когда осознается тот факт, что производство не создает новые ресурсы. Предприниматель в процессе мыследеятельности создает новые функции продукта и заполняет пустоты рынка. Для этой деятельности нужны знания и проекты, в результате чего происходит репрезентация будущего».
Отечественные исследователи А.Д. Смирнов, В.Ф. Максимов, Д.Н. Акуленок и др. видят мотивационную структуру предпринимателя так. Во-первых, необходимо острое желание выделиться, проявить себя, удовлетворить здоровое честолюбие. Во-вторых, стремиться к независимости. В-третьих, желать принести благо обществу. В-четвертых, удовлетворить личные потребности в лидерстве. В-пятых, проявить потребность в самовыражении, самоактуализации, которая является отчаянной борьбой за бессмертие (по А. Маслоу, Г. Олпорту, К. Роджерсу). Наиболее ярко выражена такая мотивация у творческих людей, и заключается она в стремлении «оставить после себя след на земле».
Таким образом, предприниматели – это
люди самых разных социальных слоев, которых
объединяет неприятие единообразия в
экономике и общественно-политической
среде, а также для создания успешной предпринимательской
деятельности имеющие наличие капитала,
социальных связей, обладание определенными
личностными характеристиками и индивидуально-психологическими
особенностями.
2.2. Изучение
психологических особенностей личности
предпринимателя
Итак, если мы говорим о предпринимательстве на уровне профессиональной деятельности, то необходимо оговориться, что осуществлять такую деятельность можно лишь при наличии каких-то определённых качеств, от которых и зависит предпринимательский успех.
Предпринимательские способности – это талант особого рода. Выявлению подобного таланта служат многочисленные психологические тесты и опросы.Они помогают начинающему предпринимателю определить,есть ли ограничения, препятствующие успешному ведению бизнеса и насклолько они существенны. (Приложение 1)
Феномен предпринимателя
Необходимо заметить, «что возмутителем спокойствия» в этом плане выступает именно предприниматель, но никак не государство. Государство может лишь помогать предпринимателю или, наоборот, подавлять его предпринимательскую инициативу. В России сегодня политика государства во многом фактически строится именно на подавлении предпринимательской инициативы, от чего страдает общество в целом, не только предприниматели.
В этой связи мы не можем согласиться с выводом, что если человек – существо мыслящее, то предприниматель должен обладать более углубленным (по сравнению со средним уровнем) мышлением, способностью анализировать и подмечать все новое, что появляется в жизни вообще и в отрасли его деятельности, в частности. Такие качества необходимы для того, чтобы реализовать основные принципы предпринимательства – новаторство и новизну. Предприниматель не обязательно должен быть изобретателем. Он не обязательно должен реализовать свои собственные изобретения, но подмечать, отыскивать и продумывать конкретные формы использования новых идей – его призвание. Известный американский предприниматель Эндрю Карнеги, к примеру, не являлся автором изобретений, но он лучше других знал, как эти изобретения, принадлежащие другим людям, можно использовать в сталелитейном производстве. Правда, есть и другие примеры. Так, Генри Форд не только знал, как использовать новые идеи, но и был их автором.
Важной особенностью предпринимателя выступает его способность предугадать, как реализация новых идей в производственном процессе будет воспринята рынком. Умение соединить в одном процессе эти два компонента – внедрение новинки и реакцию рынка – залог будущего успеха предпринимателя.
С этой точки зрения предпринимательство есть форма соединения уникальных знаний и конкретной рыночной ситуации с целью обеспечения твердых позиций на рынке. Оно предполагает поиск новых экономических возможностей путем реформирования или революционизирования своего производства с целью его постоянного (плавного или скачкообразного – в зависимости от складывающихся обстоятельств) перевода на более эффективный уровень функционирования через внедрение инновационных (технических, научных, технологических, организационных или управленческих) должностей.
Внедрение и умение оперировать капиталом или управлять финансами, соединение и комбинирование факторов производства в условиях рынка, ориентация на извлечение максимально возможной в складывающихся условиях прибыли и наиболее эффективные способы ее капитализации, умение принять риск, особая система управления, способность вписаться или приспособиться к меняющимся экономическим условиям, почти интуитивное угадывание или прогнозирование изменений в потребностях рынка, восприимчивость к инновациям – все это относиться к тем характеристикам, без которых не может существовать современное эффективное предпринимательство.
Предпринимательство требует от человека, занимающегося им, определенных личностных качеств, как и любая другая профессия. Какими же качествами должен обладать предприниматель.
Прежде всего предпринимателю требуется уверенность в себе и своих способностях. Неуверенный в себе человек, не верящий в свои силы, не способен довести дело до конца в любой сфере, не только в предпринимательстве. Правда, необходимо остерегаться того, чтобы это качество не перешло в самоуверенность, не явилось бы основой переоценки себя. Что для предпринимателя гибельно. Такие опасения будут сведены до минимума, если предприниматель реалистично смотрит на себя и окружающую действительность. Реалистичность требует взвешенной экспертной оценки своих идей. С одной стороны, не нужно спешить с реализацией какой-либо возникшей идеей. С другой – нельзя медлить с ее воплощением практику. Выход из такой противоречивой ситуации один: любая идея должна дозреть. Сырую, непродуманную до конца во всех деталях идею нельзя претворять в жизнь. Вначале обычно выстраивается общая схема реализации идеи. Выделяются те моменты, которые пока неясны, и последующая работа связывается обычно с обработкой таких деталей. Эта работа весьма важна и необходима, ибо в ней основа будущего успеха (в том числе и финансового).
Такая предпринимательская активность предполагает поисковый характер деятельности. Инициативный поиск новых возможностей предполагает постоянное изучение всех деталей предпринимательской среды. Главное заключается в том, что предприниматель не просто изучает складывающиеся вокруг него обстоятельства, а определяет свое место в этой ситуации. При этом предпринимательский успех будет во многом зависеть от умения предпринимателя разработать бизнес-план, т.е. план своих предпринимательских действий. В основе разработки такого плана должны быть устойчивый настрой на достижение результата, гибкая тактика, готовность к риску (но риску «взвешенному»), использование максимального возможного объема информации, постоянный анализ финансовых результатов, эффективности партнерских связей, ориентация на потребителя (его требования к качеству, упаковке и другим характеристикам производимого товара).
Предприниматель редко осуществляет реализацию своей идеи в одиночку. Выигрывает, конечно же, тот, кто в состоянии создать «нужную команду», способную эффективно воздействовать на процесс реализации предпринимательской идеи. В этой связи перед предпринимателем возникают непростые задачи – какого профиля нужны специалисты, какими личными качествами они должны обладать, смогут ли они вписаться в тот психологический климат, который предприниматель конструирует.
Бизнесом занимается человек, и эффект от любой деятельности зависит именно от человека, и прежде всего от уровня культуры труда. Японцы, например, утверждают, что в основе их «экономического чуда» лежит не только наука, научно-технические и технологические достижения, а прежде всего изменение культуры труда, для чего японскому обществу потребовалось 30 лет.
Под культурой труда мы понимаем определенный
уровень общей организации производства,
отказ от традиционных, устаревших и восприимчивость
к новым, более эффективным методам труда
и приемам общения с коллегами и подчиненными,
поиск новых идей, технологий и т.п., в этой
связи следует сделать одно добавление.
О культуре труда можно, видимо, судить
лишь в том случае, если процессу труда
свойственна гуманистическая направленность.
2.3.Портрет
личности предпринимателя на основе анализов
исследователей в области психологии
Исследования доктора психологических наук В. Русало дополняют личностный портрет предпринимателя такими качествами:
Известный индийский исследователь С. Сингх, изучив личностные свойства предпринимателей, влияющие на их профессиональный рост, нарисовал следующий портрет предпринимателей:
Согласно И. Шумпетеру, главное в личности предпринимателя – это замечать и делать то, чего не замечают и не делают другие люди. Предприниматель ломает старый традиционный кругооборот ради становления нового, обеспечивающего динамизм экономической системе, чтобы быть способным к выполнению предпринимательских функций, надо иметь такие черты, как острота видения, умение идти вперед в одиночку непроторенной дорогой. Лучше всего к этому приспособлен тот, кто обладает ограниченным, избирательным интеллектом в сочетании с развитой интуицией, восполняющей недостаток информации.
Информация о работе Предпринимательские способности - как фактор производства