Правовой статус ЦБ РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:53, реферат

Описание работы

Правовой статус ЦБ РФ, его права и обязанности определены Федеральным законом о Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) от 12 апреля 1995 г.
В Законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 45.00 Кб (Скачать)

банковской валютной бирже  в г. Москве. В торгах принимают  участие наиболее крупные и стабильные коммерческие банки. Право на ведение  валютных операций имеют банки, получившие генеральную лицензию Центрального Банка России. По этой лицензии они  могут выполнять все виды валютных операций, включая перевод денежных средств в ближнее и дальнее  зарубежье. Частичная лицензия предоставляет право на ведение валютных операций только на территории нашей страны.

Основными формами безналичных  расчетов по экспортно-импортным операциям  являются документарное инкассо  и аккредитивные поручения. При этих формах расчетов переводимые денежные средства сосредоточиваются на счетах Nostra. В отличие от обычных банковских депозитов остатки этих средств получили название авуаров. Для сокращения авуаров по аннулированным внешнеторговым соглашениям сумма свободных средств подлежит возврату на счета импортере в отечественные банки. Возврат авуаров означает сокращение искусственного вывоза капиталов из нашей страны и имеет большое значение для выполнения различных инвестиционных программ. По экспертным оценкам ЦБ РФ, авуары и вклады российских коммерческих структур и граждан в банках Европы и Америки составляют более 50 млрд. долл.

Функция составления платежного баланса страны. В условиях детронизации золота, ликвидации золотомонетного стандарта и монетного паритета основой обеспечения банкнот Центрального Банка служат товарные массы, включая товары отечественного и зарубежного производства.

Главным каналом покупки  и продажи товаров на мировых  товарных рынках служит внешняя торговля. Внешнеторговые отношения нашей  страны с зарубежными партнерами основываются на принципе "нетто-баланса", или равенства покупок и продаж товаров. Подобная эквивалентность позволяет осуществлять внешнюю торговлю с минимальным участием золотовалютных резервов для завершения расчетов. В 1991  - 1995 гг. продажа товаров за границей постоянно превышала их покупку, что способствовало образованию устойчивого резерва валютных средств. Экспортная модель народного хозяйства нашей страны основана на вывозе природных ресурсов, включая нефть, газ, цветные металлы, лес и другие ценности. Доля их в общем объеме продаж за границу составляет почти 85%. Главным резервом увеличения экспорта является производство современных промышленных товаров на основе технологий ноу-хау. Для этого необходимо радикальное техническое переоснащение большинства отраслей народного хозяйства.

В целях контроля за состоянием внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов ЦБ РФ составляет платежный  баланс Российской Федерации, В балансе  отражается соотношение платежей и поступлений в страну инвалюты, на основе чего рассчитывается сальдо баланса. Соотношение платежей в области внешней торговли имеет большое значение для курса рубля по отношению к иностранным валютам. При превышении экспорта над импортом спрос на отечественную валюту возрастает, а при обратном соотношении  - падает, что оказывает соответствующее воздействие на курс рубля. Поэтому поддержание стабильности платежного баланса  - одна из наиболее важных задач Центрального Банка, связанная с регулированием курса рубля.

При ухудшении платежного баланса Центральный Банк прибегает к валютным интервенциям на межбанковских биржах, поддерживая таким образом установленный валютный коридор. В свою очередь нормализация внешней торговли и платежей по экспортно-импортным и другим операциям позволяет создавать дополнительные резервы, что укрепляет валютные позиции Центрального Банка.

Успешное выполнение функций  Центрального Банка  - необходимое условие эффективного развития рыночной экономики нашей страны.

Роль ЦБ в развитии рыночной экономики

Роль Центрального Банка  в развитии рыночной экономики выражается в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны._

В соответствии с федеральным  законом от 12 апреля 1995 г. основными  задачами Банка являются:

·        участие в разработке денежно-кредитной политики правительства;

·        поддержание стабильности денежного обращения;

·        обеспечение устойчивости курса рубля по отношению к иностранным валютам;

·        создание государственного фонда золотовалютных резервов;

·        использование методов денежно-кредитного управления банковской системой для развития рыночной экономики.

Выполнение этих задач  осуществляется на основе эмиссии денег, кредитования коммерческих банков, продажи  и покупки золота и иностранных  валют и поддержания внутренней и внешней  покупательной способности  национальной  денежной

единицы.

Деятельность Центрального Банка осуществляется в исключительно сложных условиях. При переходе к рыночной экономике страна получила в наследие милитаризованное народное хозяйство, в котором большинство отраслей было поставлено на службу ВПК. На эти цели использовалось около 75% всей продукции машиностроения.

Создание потребительского общества и его ориентация на развитие современного образа жизни потребовали  коренной перестройки хозяйства применительно к потребностям рыночной экономики. Структурная перестройка народного хозяйства ознаменовалась резким сокращением военных заказов и падением промышленного производства. В 1995 г. объем промышленного производства составил около 50% к объему 1985 г., т.е. к началу перестройки нашей страны.

Отсутствие федеральной  программы приватизации, нацеленной на увеличение производства продовольственных и промышленных товаров для населения, вызвало механическое разрушение государственного сектора экономики, на который приходилось свыше 90% промышленной продукции. Разрушение государственного сектора происходило при падении производства в сельском хозяйстве и промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье. В результате в 1995 г. совокупный общественный продукт составил менее 50% к объему 1985 г. и сократился за последние десять лет в два раза.

Стагнация народного хозяйства, стремительный рост цен и денежной массы вызвали эффект гиперинфляции, или разбухания денежной массы в обращении при падении объемов производства. В 1992—1994 гг. количество денег в обращении возросло с 1678 млрд. до 36504 млрд. руб., или почти в 22 раза.

На начальной стадии рыночной экономики особое значение приобрели  переход к рыночным методам производства товаров

народного хозяйства, ограничение  инфляции и стабилизация покупательной  способности рубля. Ограничение  инфляции стало основой денежно-кредитной  политики Правительства и Центрального Банка в 1992—1995 гг. В первом полугодии 1995 г. темпы инфляции удалось сократить до 4% в месяц, во втором  - до 1,5%, что позволило замедлить рост цен на продовольственные и промышленные товары для населения.

Важнейшей составной частью финансовой и денежно-кредитной  политики правительства стало сокращение бюджетного дефицита, или превышения его расходов над доходами. Правительство, Министерство Финансов и Центральный Банк поставили задачу сократить размеры бюджетного дефицита на 1996 г. до 4,3%, а на 1997  - до 3,4% ВВП. Постановка этой задачи исходила из международной практики регулирования бюджетных дефицитов, характерной для индустриальных стран Запада. В 1995 г. были установлены квартальные лимиты бюджетного дефицита в размере 80,2 трлн. руб. с введением соответствующих месячных лимитов.

Установление предельного  уровня дефицита бюджета создало  условия для сокращения эмиссии  денег Центрального Банка в покрытие расходов государства. С I января 1995 г. Правительство и Центральный Банк прекратили практику использования прямых банковских кредитов (без продажи облигаций государственных займов) для покрытия бюджетного дефицита. Это улучшило эмиссионную позицию Центрального Банка и позволило сосредоточить ресурсы эмиссионного фонда для кредитования коммерческих банков.

Наряду с этим осуществлялся  ряд мер по "неэмиссионному" покрытию бюджетного дефицита. Центром этих мероприятий стало расширение выпуска облигаций государственных займов и создание сети региональных рынков ценных бумаг во главе с коммерческими банками. В связи с этим Министерство Финансов и Центральный Банк приступили к продаже облигаций государственных займов среди наиболее крупных инвесторов Федерации, используя метод подписки. Помимо этого организовалось широкое привлечение денежных средств населения в государственные займы на основе свободной купли-продажи облигаций на фондовом рынке по цене спроса и предложения. Размер этих займов составил 10 трлн. руб.

Повышение роли государственных  займов в покрытии бюджетного дефицита сопровождалось введением фондовых операций РЕПО. Содержание этих операций состоит в обратном выкупе у инвесторов облигаций государственных займов Центральным Банком России. Цель операций РЕ ПО  - поддержание курса ценных бумаг государства и стабилизация фондового рынка для дальнейшего привлечения денежных средств общества. Первые широкомасштабные операции РЕПО были проведены во время кризиса межбанковского денежного рынка в августе 1995 г. Для ликвидности и платежеспособности коммерческих банков Центральный Банк выкупил у них облигации государственных займов на сумму 3,9 трлн. руб., что позволило возобновить операции банков.

Расширение операций РЕПО сопровождалось введением ломбардных кредитов коммерческим банкам под залог  ценных бумаг государства. Это создавало  условия для повышения ликвидности и платежеспособности не только коммерческих банков, но и хозяйственных структур рыночной экономики.

В целях последовательного  внедрения рыночных методов управления денежно-кредитной системой ЦБ РФ перешел  от прямого рефинансирования коммерческих банков к продаже кредитных ресурсов на межбанковских аукционах по цене спроса и предложения. Свободная продажа .денег и наполнение денежного рынка ресурсами кредитования призваны снижать процентную ставку по кредитам и обеспечить более активное участие банковских средств в кругообороте капитала функционирующих предпринимателей. Вместе с тем ЦБ РФ не проводит директивных мер по снижению ставок кредитования без радикальной стабилизации денежного обращения.

В целях стимулирования внешней  торговли Российской Федерации с западными партнерами Совет Министров РФ в 1995 г. отменил квоту (ограничения) на экспорт основных видов промышленных товаров.

По согласованию с МВФ  нашей стране продлены сроки погашения кредитов и процентных денег на 10 лет, т.е. до 2005 г.

Главным механизмом развития рыночной экономики является свободная конкуренция, на основе которой осуществляются меры по сдерживанию темпов инфляции и роста цен. Для активизации национального предпринимательства предполагается осуществить ряд инвестиционных программ с привлечением иностранных инвесторов из стран "семерки". По данным Министерства экономики, иностранные инвесторы готовы вложить в народное хозяйство нашей страны 80 млрд. долл. при условии,

что его реформирование будет  осуществляться по рыночному пути. Подготовлены проекты о совместном развитии топливно-энергетического  комплекса, авиационной, автомобильной  и транспортной промышленности, а  также ряда других отраслей народного  хозяйства.

Важной составной частью денежно-кредитной политики Правительства  РФ и ЦБ РФ на 1996 год является поддержание  сети кредитных учреждений. На 1 октября 1996 г. в РФ насчитывалось 2650 коммерческих банков, 5700 их филиалов и 38567 учреждений Сберегательного банка. Таким образом, общее число кредитных учреждений и их филиалов на территории нашей страны превышает 46 тысяч. Между тем только 130 банков имеют уставные капиталы более 10 млрд. руб., в то время как уставные капиталы тысячи банков ограничены 500 млн. руб.

В 1994 г. свыше 600 коммерческих банков закончили год с убытками более 2 трлн. руб., что лишает их возможности  участвовать в крупных инвестиционных программах. В связи с этим ЦБ РФ разработал ряд мер по поддержанию ликвидности коммерческих банков, включая операции РЕПО, ломбардные кредиты, переучет векселей, создание региональных органов по управлению коммерческими банками и ряд других. 


Информация о работе Правовой статус ЦБ РФ